Источник

69. Поучение на день собора Архангела Гавриила

Если об одном грешнике, покаявшемся ангелы Божии радуются; то о многих покаявшихся – как они должны радоваться? Если бы например, все мы, которые теперь молимся в сем храме, живём в этом городе; – что говорю, если бы все мы одумались, перестали грешить и, более до самой смерти не грешили бы? Какое было бы тогда веселие, какая радость, какое торжество между небожителями? – А небожители суть не только ангелы, но и все святые: пророки, апостолы, мученики, преподобные, праведные; ибо, если ангелы радуются, то и они радуются, особенно, когда их родные и знакомые – близкие по плоти и по благодати, каются и спасаются, – и святые еще более должны радоваться, ибо мы родные с ними по телу и душе, а не с ангелами: мы из одной земли, за нас одних и за них пострадал Господь, а не за ангелов; святые испытали сами: сколь трудно спастись человеку.

Верно и несомненно святые радуются на небе, когда видят, что мы каемся на земле. Если даже грешники, во аде находящиеся, желают нам покаяния: вспомните богача во аде, который просил Авраама, чтобы он послал Лазаря научить пять его братьев путям спасения, отвести их от грехов, чтобы и они не попали во ад. Да, если грешная душа желает добра своим ближним: верно и во аде сочувствие братское не скоро умирает; то сколько добрые души должны желать добра всякому человеку?! Из-за чего, спросите, ангелы радуются нашему покаянию? – Они нам не родные, по плоти, они бесплотные, они, по-видимому, не причастны нашему спасению. Говорим – что душа добрая, или какой бы то ни было дух, радуется уже потому, что добро лучше, нежели зло; радуются ангелы и потому, что они для того и созданы и существуют, чтоб служить нашему спасению, нашему покаянию. Если нам самим и смотреть не хочется на грешника нераскаянного; то тем более святым ангелам: добро всегда любезно, зло всегда и для всех отвратительно: одним бесам оно приятно, – оно им по сердцу, по натуре. Да – скажите: не гнушаемся ли мы и сами своих грехов? До совершения греха человек слеп; а по совершении – и совесть мучит, и от Бога страшно, и от людей страшно. Когда Адам и Ева согрешили, тогда у них «отверзлись очи»37 – и они узнали, что они наги – и устыдились своей наготы. Так и всякий человек: пока не согрешит, дотоле не видит своего горя, и как только согрешит – тотчас отверзаются у него душевные очи – и он видит всю пагубу греха. О! Сколь блажен тот, кто не падает в благо грехов! Но еще блаженнее тот, который по падении во грех приносит чистосердечное и полное покаяние; потому, что сам Господь и об одном грешнике покаявшемся радуется более, нежели о многих праведниках, не требующих покаяния. Бог и святые радуются покаянию нашему: как же ангелам не радоваться? – Вот почему станем призывать святых ангелов в наших молитвах, дабы они и молились за нас пред Богом, и приносили наши молитвы к Богу, и помогали нам на пути ко спасению; отгоняли бы от нас искусителей и соблазнителей наших, полагали бы препоны грехам нашим, отклоняли бы нас от грехов, внушали бы нам добрые мысли и желания, приводили бы нас в чувство и умиление, возжигали бы в сердцах наших любовь к Богу и ближним, и когда мы будем проходить врата смерти нашей – отогнали бы от нас бесов, желающих нам погибели. Ах! Лучше жить в раю с ангелами, нежели во аде с бесами.

Святые Ангелы Божии, молите об нас грешных. Аминь.

* * *


Источник: Простые и краткие поучения протоиерея Василия Бандакова – Изд. первое. Т. 11. - Таганрог: Типография А.М. Миронова, 1885. – 367 с.

Комментарии для сайта Cackle