68. Поучение в неделю 5-ю по Пятидесятнице
Пришел еси семо прежде времене мучити нас
(Мф.8:29)
Слышите ли, что говорят бесы Сыну Божию? Он их изгнал из человеков; а они говорят Ему: «Ты прежде времени пришёл нас мучить». А спросите, что они называют своим мучением? То, что Господь вырвал из их когтей несчастных человеков, в душах которых они поселились – жили, мучили, тиранили всячески, бросали их в огонь и в воду; и вот по их словам – отнятие от них человеков составляет для них большое мучение, – две тысячи бесов мучили двух человеков – ибо стадо свиней, в которое дозволено было им перейти – состояло из двух тысяч.
Вопиющая злоба неправды бесов! Сами столь долго и столь жестоко мучили несчастных человеков, а между тем, при одном их оттуда изгнании – сами себя называют мучениками, потому только, что отняли из рук их мучимых человеков. Так часто иной грешник сам себя мучит грехом; а называет своим мучителем того, кто старается освободить его от греха.
«Перестань, брат, пьянствовать», – говоришь иному, по праву ли пастыря, или по братолюбию. – «Молчи – не мучь меня, – я сам знаю, когда отстать», – и жестоко гневается на говорящего. Когда говоришь сребролюбцу: «перестань собирать – раздай имение твое нищим». – «Что ты с ума сошёл – что ли? Не говори мне этого; я сам знаю, что делаю». Так иногда умоляешь развратного или развратную: «перестань любить, перестать развратничать». – «не могу перестать грешить». – И сколько случаев убийства и самоубийства от преступной любви!
Как бесы находят удовольствие в мучении грешников; – так и грешники находят удовольствие в произвольном своем мучении от страстей. – «Ты прежде времени мучишь меня, лишаешь утешения в сладости греха», – говорит грешник другу или брату, уговаривающему его. А между тем – это верх несчастия, когда ты находишь сладость в грехе и не хочешь от него отстать, – да и не можешь, как видно. Не хочешь, не можешь и не отстанешь, ибо ты стал рабом греха, другом диавола, который непременно тебя погубите. Чем долее пьёшь яд, тем он разрушительнее, тем он скорее убьёте тебя; чем больше берёшь на себя тяжести его, тем скорее падёшь под его бременем. Чем чаще даёшь уязвлять себя змеи, тем смертельнее ея уязвление. Чем продолжительнее упиваешься грехом, тем большую получаешь к нему привычку.
Больно и мучительно расставаться со грехом, кому он обращается в привычку, в природу; но так, как грех есть дело диавола, то он прежде времени мучит тебя, пока замучит навеки. Мучительно показалось бесам расставаться с душами и телами человеков; мучительно грешнику расставаться со грехом: пьянице с пьянственной чашею, сребролюбцу с кошельком, любовнику с любовницею, и ах! Как часто это расставание, разлучение со грехом оканчивается разлучением с жизнью, или смертью. И между тем не думает несчастный грешник, что смерть нечаянно накроет его. Да ведь все же расстанешься со грехом – или в жизни, или в смерти, или в аде. Все же вырвут у тебя бесы пьянственную чашу, пьяница; – да и питейных домов с водкою во аде не встретишь; нет в аде ни коньячка, ни бальзамки, ни перцовки, ни полыньковки, ни наливки, никакого приятного напитка; а есть там настойка с растопленною серою, смолою, оловом и другими напитками. Оборотов торговых там не будет, любостяжатель, – там только увеличивающиеся проценты вечных мучений ада; там и ты блудница разлучишься навеки с своим любезным, а одни бесы там возлюбят тебя всею душею, всем сердцем, и всем помышлением.
Боже! Боже! Вразуми нераскаянных грешников. Аминь.