Источник

66. В неделю о расслабленном

«Человека не имам». (Ин. 5:7)

Христиане! Когда Христос посетил больных в Силоамской купальне, то нашел там человека, который лежал больным 38 лет. Христос спросил его, отчего он так долго болеет, почему до сих пор не вылечился. На это больной отвечал: «человека не имам», т. е. не мог я воспользоваться целебной силой воды, никто не хотел меня погрузить в воду, когда она получала целебную силу. Неужели не нашелся лекарь, который мог бы уврачевать сего расслабленного в течение тридцати восьми лет? Неужели болезнь телесная могла столь долго держаться в слабом теле человека? Действительно, иной больной лежит на одре болезни десять-пятнадцать и более лет, так что не знаешь сам: что думать о таком человеке: за свои ли грехи или за грехи родителей он так долго страдает? При купели Силоамской расслабленный лежал так долго за свои грехи, потому что Господь прямо сказал ему: «се здрав еси, к тому не согрешай, да не горше ти, что будет»79. Естественно предположить, что после такой продолжительной болезни он уже не стал грешить и другим не советовал это делать. Отчего так долго длилась боль, держалась в теле? Потому что грех находился в душе: в сердце ли, в мысли ли его. Грех держался в душе, потому и болезнь держалась в его теле. Правда, вы много найдете грешников, согрешающих душой и телом, однако не больных телом. Почему? Потому что Господь предвидит, что они могут привыкнуть к болезни телесной, как привыкли ко греху. Иной явно гниет телом, а грешить не перестает. Разве не болеет телом пьяница? Разве не слабеет распутный? Не есть ли больной душой грешник, сребролюбец, гордец, завистник, осудитель, клеветник, буеслов, невоздержный во всем? Однако Бог ни того, ни другого не наказывает до времени болезнью: или потому, что предвидит, что он исправится, или потому, что предвидит, что его грех сделается его мучителем. Ибо сколько ни греши, но совести своей никогда не можешь заглушить. Ах! застанет она когда-нибудь, и вопль ее будет ужасен, неумолкаем вовеки! Как бы я желал, братие, дабы вы имели всегда пред очами вашими образ сего тридцативосьмилетнего, расслабленного. Сколько народа прошло мимо его, и богатых, и бедных. Сколько было у него родных, которые только могли сострадать ему, но не могли помочь! Сколько он потерял денег на свое уврачевание! Но оставалось ему только повторять: «не имам человека, не имам человека». Столько было на свете людей в городах и селениях: для него одного не нашелся ни один добрый человек, который бы оказал ему помощь. Так-то всегда бывает с человеком, когда он в тяжкую беду попадет, из которой один Бог может освободить. Да и от грехов кто может избавить нас, кроме Бога? Никто! Итак, не держись грехов, чтобы не держалась тебя болезнь. Всячески старайся освободиться от грехов, иначе они с продолжением времени сделаются более и более живучи и противны. Всегда я об этом напоминаю вам и буду напоминать: не держитесь грехов, ибо грехи всегда наказываются Богом, той или другой болезнью, тем или другим несчастьем. Бог правосуден, каждому воздает по делам его. Хотя и я, человек, грешен, как и всякий человек, однако не могу не напоминать вам об этом, страшась ответственности пред Богом. Господь – Судия над всеми нами. Все мы явимся на Суд Божий, все мы дадим отчет в делах, помышлениях и словах наших. В настоящей жизни спасительно страдать, чрез это можно получить Царство Небесное. Если кто из нас попадет в ад, там не только человека не найдет, чтобы помог и Сам Бог не явится к тебе на помощь.

Господи! уврачуй страсти душ и телес наших и спаси нас. Аминь.

* * *


Источник: Простые и краткие поучения, сказанные в Архангело-Михайловской церкви г. Таганрога протоиереем Василием Бандаковым – Изд. первое. Т. 10. - Харьков: Типо-Литография Окружного Штаба, 1881. – 543 с.

Комментарии для сайта Cackle