65. В ту же неделю
«Се здрав еси к тому не согрешай, да не горше ти, что будет». (Ин. 5:14)
Братия! Вот что Господь сказал расслабленному, который 38 лет пролежал при купели Силоамской без всякой для себя пользы. Одно слово Господа: «Восстани». Поднялся на ноги больной, он взял свой одр и пошел. Как бы так сказал ему Господь: «смотри сколько лет ты пролежал больным и не вставал, никто тебя не мог вылечить и поднять, потому что во все это время ты не отставал от любимого тобою греха, но теперь Я тебе прощаю и здоровье возвращаю. Смотри, не греши более, а согрешишь, тогда еще большая болезнь тебя постигнет: «се здрав еси: к тому не согрешай, как доселе грешил, да негорше ти, что будет».
Мало ли между нами грешников, которые грешат без оглядки? Иной вовсе не думает о том, что он христианин, что он омыт водами крещения, что он несколько раз болел, грешил, каялся, давал обещание не грешить, но опять грешит, опять пьянствует, предается разврату, пирует, веселится, наживает неправдой богатство, опять посещает ресторации, питейные и развратные дома, опять гневается, гордится, завидует и предается всякого рода грехам. Бог по бесконечному милосердию Своему или долго терпит ему, или мало по малу начинает наказывать. Предвидя, что грешник или покается, или придет в большую глубину зол, предастся отчаянью. В таком случае, для примера других, Господь тяжко его наказывает. Сперва человек убытки несет по хозяйству, по торговле, потом болезнь посещает его семейство, затем наказывает смертью родных и детей меньших сперва, потом старших, затем Господь жену отнимает, врагов насылает и, наконец, его самого повергает на одр продолжительной и неизлечимой болезни. Так наказываем был Фараон, царь Египетский. Сперва легкие казни посылал Господь на его город, на его дом, а потом лютейшие, наконец, погубил и его, и всех Египтян. Если так Бог поступает с каждым грешником, то будь осторожен и внимателен каждый из нас. Помиловал кого Господь наказал за грех и опять помиловал: значит, этот грешник остался жив. Смотри: не оскорбляй Бога грехами, употреби все старание, дабы от них отстать. Правда, что есть и такие, между нами, которых Господь во всю жизнь не наказывает, особенно богачей и отступников от веры. Почему это? Потому что Бог предвидит, что они до смерти не покаются. Если же кого-либо из богатых наказывает, то верно предвидит, что он покается на старость. Ибо чем более Бог наказывает кого-либо, тем больше любит, тем более желает наградить его если не здесь, то по ту сторону гроба. Читайте историю жизни праведного Иова или историю мученичества, вы сами усмотрите, что самые любимейшие друзья Божии больше других страдали на земле: пророки и апостолы. Того уже Он не любит, кого вовсе не наказывает. Да и к чему его наказывать, если он нераскаянностью сам себя наказывает? К чему? Для какой душевной пользы наказывать иного богача, если он в церковь не ходит, духовенство презирает, мясо в Великий пост пожирает, распутство и неправильную наживу не считает за грех, только знает пиршество, балы, театры, клубы, модные наряды, разврат, презирает нищих, стыдится убожества братий Христовых? Такой, утопающий в роскоши и забавах, может ли исправиться? У него все, что природно, что приятно, что прибыточно, то и не грешно: разврат, роскошь, гнев, собрание богатства, осуждение ближнего, ненависть к другим, чтение грешных книг, изнеженность, надежда не на Бога, а на своего лекаря: все это богачи не считают за грех. «Живи себе, богатей, греши: «яждь, пий душе и веселися, имаши блага многа, лежаща на лета многа»78, имеешь, но не далече, как до смерти, со смертью погибнет все твое богатство, с собой ничего не возьмешь, а душу погубишь: и пойдет душа. Куда? Очевидно, в ад. В рай не ведет широкий путь, а узкий.
Господи! Господи! Пощади и помилуй нас. Аминь.
* * *