48. В великий Понедельник
«Ничего не нашел на ней, кроме одних листьев». (Мф. 21:19)
Христиане! Казалось бы, если есть на фруктовом дереве листья, то со временем могли быть на нем и плоды. Но разве нет множества дерев диких и бесплодных, на которых не бывает плодов? Верно, оная смоковница была бесплодная, хоть и была покрыта листьями, которую Господь проклял? Она только видом своим зеленым обманывала мимопроходящих. Господь открыл ее бесплодие, сказав: «Да не будет же впредь от тебя плода вовек». И смоковница тотчас иссохла, а на сухое дерево никто и не станет смотреть.
Эта бесплодная смоковница изображала церковь Иудейскую, не имевшую истинных добродетелей. Эта смоковница представляла собой образ, вид того грешника, который по наружности кажется добрым человеком, но если всмотришься в него, то ничего доброго в нем не найдешь. В Иерусалимском обществе были знатные и разумные первосвященники и судии, мудрые книжники, милостынодавцы, фарисеи, но ни те, ни другие не имели добродетелей. Вот и наше православное христианское общество, по-видимому, имеет всякие добродетели. А если всмотришься пристальнее в этих гордых и надменных людей на неправду в судах, на обманы в торговле, на пьянство и разврат в этих заведениях, на ночные грабежи, на обиды, делаемые родителям детьми, то уверишься, что многие только по наружности христиане, по одному имени, у них вовсе нет христианских добродетелей, это смоковницы бесплодны.
Посмотришь на иного богача, который собрал и собирает кучи сокровищ, и подумаешь: как ему не приносить плодов добродетелей? Что ж? Хоть от голода и холода вымирай, все нищие братия Христовы, ему до этого дела нет. Посмотришь на иного: сколько он мудрости и познаний приобрел в жизни, ему бы быть учителем неграмотных людей, но он и сам безрассудно живет и другим пользы не доставляет. Посмотришь на иного здорового человека: ему бы только трудиться и работать в пользу свою и ближнего. Но что ж? его леность одолела, он живет себе чужими трудами. Посмотришь на иную христианку, подумаешь: у ней должно быть ангельское сердце, а присмотревшись, узнаешь, что «тамо гады, ихже несть числа»57, как сказал псалмопевец Давид. Ах! Будет время, когда Господь обнажит, раскроет бесплодность душ и сердец человеческих, и каждой душе подобной скажет: да не будет впредь от тебя плода вовек. Богатство тленное оставишь, познания потеряешь, силы оставят тебя, здоровье увянет, красота исчезнет, останешься нагим, сухим. Одни плоды добродетелей дают право и надежду на бессмертную и вечно-блаженную жизнь. А сии сухие деревья, сии плевелы, о которых мы упомянули, будут собраны и брошены в огонь неугасимый. Так Бог сказал, христиане! Постараемся добро делать, пока время в наших руках, пока день есть, наступит ночь смерти, тогда пора пройдет на добрые дела: «тогда никтоже может делати»58.
Блюди убо, душе моя, не сном отяготися, да не смерти предана будеши. Аминь.
* * *