219. По случаю мученической кончины Благочестивейшего Государя Императора Александра Николаевича, 1-го марта 1881 года
Боже мой! Боже мой! Какое горе, какое несчастье постигло нас! Почто ты, Боже, так разгневался на нас, что так тяжко наказал нас? Почто отнял у нас нашего доброго Царя? Почто поразил нас в самое сердце? Шесть раз посягали, шесть раз эти злодеи разновременно простирали святотатственную руку свою на драгоценную жизнь сего Помазанника Божия. Наконец убили этого неоцененного, этого благочестивейшего и благолюбивейшего Царя и архитектона России, сего всемирного миротворца, сего всеобщего благодетеля, любовью которого, как солнечными лучами, был озарен весь мир, убили сего кротчайшего и милосерднейшего Царя-Освободителя, разбившего вековые оковы рабства, тяготевшие на выях наших и чужих. Убили сего Верховного нашего Вождя и Пастыря, который столько любил нас, что, по слову Евангелия, «душу свою положил за нас»223. Плачь, Россия, осиротевшая мать! Плачь! Потеря твоя невозвратима!
Не спрашивайте, христиане: кто убил Его? Убийцы – это исчадия самого ада, а учились они искусству убивать, кажется, на дне преисподней. Учителем же их был сам «князь бесовский, миродержитель тьмы века сего, дух злобы поднебесный»224.
Мы веруем, что такая горькая, такая мученическая кончина сего Венценосного страдальца есть, с одной стороны, величайшая жертва, принесенная за благо России, с другой – драгоценнейший камень в его терновом венце, дарованный ему Самим Богом для большего украшения его, венца небесного. Вспомните: разве не так умирали все величайшие друзья Божии: Иоанн Креститель, первомученик Стефан, все апостолы и все мученики, пострадавшие за веру Христову? Не так ли умер из любви к роду человеческому и Сам Подвигоположник Христос, Господь от рук злодеев? Но, христиане, Господь сказал: «не бойтесь от убивающих тело, души же не могущих убити»225. Пусть тело по непреложному закону Божию земля есть и в землю отходит, но душа его, его добрые дела, его дух живы и пребудут вечно между нами, вечно, как и Сам Бог вечен. Камни правды, добра, любви и милосердия, положенные им в недра нашего отечества, на все последующие века пребудут несокрушимым основанием нашего государства, которого отселе и «врата адовы не одолеют»226. Мы ожидали, мы желали от Него еще чего-то большего, но... злодеи и безбожники, нигилисты и социалисты, цареубийцы, очевидно, сего не пожелали: они убили Царя нашего Царя Русского народа. Но не Царя только они убили, нет, эти неумолимые, эти неукротимые злодеи! не ему только они сделали зло: Его душа теперь в руках Божиих. Наши души убили, наши сердца и утробы растерзали эти злодеи, эти антихристы, эти воспитанники, эти западные бесы во образе человеческом, бросившие на Царя смертельные бомбы.
Братия, христиане! Верно, мы заслужили от Бога такое тяжкое наказание. Верно мы недостойны были иметь такого доброго Царя-Благодетеля. Чудное дело: Он даровал свободу 20 миллионам подданных, а мы все дали свободу всем страстям нашим, так что и свободные, и освобожденные, подобно нам, предались пьянству, буйству и своеволию. Он нам дал законы правды и справедливого суда, а мы предались неправдам всякого рода. Он открыл нам широкую дверь к просвещению. Но мы-то как воспользовались этим самым просвещением? Какие горькие плоды принесло нам то, что должно было облагодетельствовать нашу родину! Мы возмечтали: признавая себя слишком мудрыми, «объюродели»227, принялись по-своему перетолковывать законы, и Божеские, и человеческие. Он даровал нам свободу мысли и слова, а мы изощряем перо и язык наш на порицание и обиду ближних наших и подрываем самые основы религии наших предков, попирая освященные веками предания отцев. Он покрыл Россию сетью быстрых путей сообщения, а мы бросились по всем путям пороков и беззаконий. От духа свободы и своеволия вера наша заменилась неверием, родительская власть презренна. Церковь Божия в запустении, праздники, посты, святые в не почитании. Словом, после всех стольких благодеяний покойного нашего Государя мы совсем сбились с пути религии и здравого смысла, или, как сказал апостол, «осуетились помышлениями и омрачились неразумныя сердца наши»228 до того, что мы, просто говоря, вывели из терпения Самого Бога, Творца Своего, попустившего совершиться величайшему несчастью.
На нас, на всех нас без исключения, падает виновность в сем великом несчастье, постигшем наше любезное отечество! Господь за наши тяжкие грехи наказал нас. Ведь не одни же дети наши, обезумевшие от разных западных тлетворных учений, во всем виноваты, а отцы, неверующие в Бога и не исполняющие Его, св. заповедей и постановлений матери нашей Церкви? А матери, на руках которых воспитаны эти безумцы и безбожники? А наставники, отвергшие учение Христово и полагающие в основу воспитания классиков-идолопоклонников и свои излюбленные басни и сказки? Но теперь не время упреков и обличений, а время горьких слез и сердечных сокрушений. Возблагодарим Бога, что он оставил нам семя святое, Наследника Престола, вступившего уже на престол прародительский, иначе Бог весть, чтобы могло совершиться с нами и с нашим любезным отечеством.... Страшно и подумать об этом…
Боже! Пути Твои и суды Твои непостижимы и неисследимы! Молим Тебя в посте, молитве и сокрушении сердец наших: пощади! Пощади нас, Господи, и не погуби нас до конца и упокой праведную душу Благочестивейшего Государя нашего Императора Александра Николаевича в селениях праведников, идеже несть болезнь, ни печаль, ни воздыхание, но жизнь бесконечная! Аминь.
* * *