Источник

19. В ту же неделю

«Покаяния, отверзи ми двери, Жизнодавче».

Так христиане учит нас Церковь взывать к Отцу Небесному. Каждый из нас в той или другой мере грешен, каждый из нас должен каяться в своих грехах, просить Бога принять нас, кающихся. Давно уже зовет нас Господь к покаянию. Еще Иоанн Креститель и Иисус Христос взывали к народу: «покайтесь, ибо приблизилось к вам Царствие Небесное»35. Не явно ли, что Господь давно отверз покаяния двери, если взывает: «покайтеся ибо приблизилось к вам Царство благодати, Царство Небесное и объявлено всепрощение». Двери покаяния открыты для всех: и для вора, и для разбойника, и для блудника, и для сребролюбца, и для всякого грешника. Открыты двери на небе, открыты и на земле, ибо сказано: «если разрешено будет на земле, то разрешено и прощено будет и на небе». Где же те, для которых отверсты двери покаяния? Где кающиеся? Где те, которым обещано всепрощение? Знаю, что ты думаешь, а быть может, и говоришь: «пост еще не настал, еще можно все: и есть, и пить». На это скажу: кто бесчинно и греховно и без страха Божия живет теперь, тот и пост святой проведет не по-христиански; тот не понесет истинно подвигов поста и покаяния, тот будет отягощаться святым постом. Почему? Потому что жизнь роскошная, нерадивая, особенно буйная, невоздержная обращается в привычку. Откорми животных – не станут ли они от того более свирепеть? А давши волю своим страстям, легко ли укрощать, обуздать, умерщвлять их. Великие подвижники всю жизнь строжайшим постом и подвигами умерщвляли свои страсти, однако до гроба жаловались на брань со страстьми. Поэтому, если ты теперь не соблюдаешь умеренности и воздержания в пище и в напитках, поверь, что и во дни святого поста ты будешь невоздержен, ты станешь простирать руку к сластной пище и к нетрезвому напитку, ты станешь прятаться от поста, как от какого-либо неприятеля, а в душе поднимешь ропот и брань против святого поста. Разве постной пищей не объедаются привыкшие теперь к объедению? Разве в пост корчемницы закрыты для пьяницы? Разве в домы увеселения не станут впускать тех, которых карманы наполнены деньгами? Заглянешь, а быть может, зайдешь и ты в эти дома, найдешь повод закусить, выпить, поесть до света, напиться до пьяна. «Я еще не говел», – говорит один. «А я уже отговелся, – скажет другой, прибавивши слова: не то сквернит, что в уста входит». И скоро начинает скверное исходить из уст. После закуски и выпивки начинается крупный разговор, осуждение, тщеславие, а там брань, и, чего доброго, дело дойдет и до драки. Безумные речи к безумным делам ведут. Да скажи: доживешь ли ты до поста, очистишь ли ты себя покаянием, покаешься ли ты совершенно, омоешь ли ты слезами все свои грехи, перестанешь ли ты после покаяния грешить? А если и теперь, и тогда, и всегда останешься грешником нераскаянным, то не умрешь ли ты в тех грехах, которыми теперь обременена твоя совесть? Или думаешь, что грехи тебя сами оставят? Обманываешься. Ты слепец, слепцом и умрешь. Но помни, что после смерти нет покаяния. О Боже! Отверзи нам всем покаяния двери. Помилуй нас, Боже, по велицей милости Твоей. Аминь.

* * *


Источник: Простые и краткие поучения, сказанные в Архангело-Михайловской церкви г. Таганрога протоиереем Василием Бандаковым – Изд. первое. Т. 10. - Харьков: Типо-Литография Окружного Штаба, 1881. – 543 с.

Комментарии для сайта Cackle