18. В неделю блудного сына
В притче о блудном сыне, прочитанной в нынешнем евангелии, кто из нас, христиане, не усматривает образ жизни каждого согрешившего и потом покаявшегося грешника, падшего и восставшего, погибшего и спасшегося, умершего душой и воскресшего? Блудный сын берет от отца следуемую ему часть имения, удаляется в чужой город, проживает и растрачивает безрассудно все, что имел. Когда же не осталось у него ничего, когда ж впал в такую бедность, что не мог насущного куска хлеба иметь и рад был черствой корке хлеба. Он вспомнил о любящем и богатом его отце, решился возвратиться к нему. И что же? Отец чрезвычайно обрадовался его возвращению, с любовью принял его и даже наградил.
Христиане! вникните в эту многознаменательную притчу: представьте в воображении вашем эту живую картину жалкой жизни блудного сына. Но зачем нам представлять в воображении то, что постоянно можно видеть собственными глазами, стоит только зайти в любую из наших гостиниц, рестораций, питейных и развратных домов: сколько там можно встретить несчастных блудных сынов, которые расточают имение или свое, или отцовское, или хозяйское, живя распутно (Лк.15:13). Посмотрите, кто шумит и кричит: «подавай на стол ту или другую пищу, те или другие напитки и разные лакомства»? Кто говорит: «музыка играй, женский пол, пляши, пой». Музыка, пляски, соблазнительные песни, крик, шум, беснование: вот что совершается в тех домах, где любят проводить время блудные сыновья. По первому требованию подаются всевозможные напитки, закуски, которые не дешево обходятся. Кошелек значительно пустеет, голова болит, кости трещат, совесть притупляется. Сегодня так и завтра так, пока не останется ни одной копейки в кошельке, ни одной одежды на плечах, пока не вытолкают несчастного на улицу. Несчастный блудный сын теряет все: и деньги, и разум, и память, и совесть. При нем остается только мрачная душа и страшная жажда к разгульной жизни. Но, увы! Без денег нигде, ни в гостиницах, ни в питейных домах, ничего не дают. Разве из сострадания кто-нибудь поднесет рюмку, да и то с укором: «убирайся подальше». Трется несчастный промеж питейных домов, промеж пустых лавок, в грязи, в лохмотьях, ночи проводит или между голодными свиньями, или голодными псами, и рад, рад, если попадется ему в руки не догрызенная псами кость или гнилой сухарь. И вот в таком состоянии человек приходит к мысли о своей погибели: «погибаю» думает несчастный. «Как погибаешь? – спрашивают его мошенники, – пристань к нам! Всего можно достать ночью». Христиане! Отвращаю очи ваши от сей ужасно жалкой картины несчастного блудного сына! Знаю, что вы убегаете от этих несчастных, и особенно ночью. Вы их боитесь, потому что они обберут хоть кого. О, как бы я желал, чтобы все эти несчастные сыновья по примеру блудного сына вспомнили о родителе своем земном, об отце и матери, если их имеют! Еще лучше, если бы они вспомнили об Отце Небесном, Которого Око не дремлемо смотрит на них и готово их принять на объятия свои, ожидая от них одного сердечного и смиренного обращения. О, если бы ты мог, несчастный, пролить слезу покаяния, если бы ты приблизился до храма или до дверей милосердия Божия, если бы ты мог оттолкнуть от себя пьянственную чашу, закрыть слух от речей развратных, если бы ты мог обратиться к милосердию Отца Небесного, если бы ты мог увидеть глубину пропасти той, над которой стоишь, тот ров погибели, до которого дошел ты, если бы ты мог со слезами из глубины души сказать Богу: «Отче! Согрешил я на небо и пред Тобою! Покаяния отверзи ми двери, Жизнодавче! Утренюет дух мой ко храму святому Твоему. Храм, нося телесный, весь осквернен, студными бо окалях душу грехми и в лености все житие иждих. Помилуй мя, Боже, по велицей милости Твоей». Тогда спасен ты, тогда любовь милосердного Отца Небесного согреет тебя, оживит и ты, хотя нищ телом, будешь, богат духом. Не только ты возрадуешься, но возрадуются о тебе святые на небе. Аминь.