Источник

180. На день 4-го апреля

«Мене ждаша грешницы, погубити мя: свидения Твоя разумех». (Пс. 118:95)

Братия! Конец святой четыредесятницы приближается: мы прошли многотрудное поприще подвигов поста и молитвы. Что еще осталось нам делать? Удовольствия мира нами отвергнуты, плоть сокрушена, страсти замолкли, враги спасения нашего побеждены. Чего еще желать? Ах! Как часто человек у самой пристани бурного моря погибает! Об этом напоминает нам и достопамятное событие нынешнего дня, в который драгоценная жизнь нашего венценосного царя подвергалась было опасности тогда, когда Он прочно уже восседал на престоле царей русских, и на нем исполнились вышесказанные слова царя Давида, бывшего верно в таком же положении, когда сказал: «мене ждаша грешницы, погубити мя». Но мы совершенно уверены в том, что и наш благочестивый царь, как и царь Израильский Давид, потому только избежал опасности в жизни, что он, как и царь, некой крепкой стеной огражден был знаниями божественных заповедей: свидения Твоя разумех.

Не станем возобновлять в памяти сего потрясающего душу события, для которого мы собрались ныне и ежегодно собираемся в Храм Божий приносить Богу моления и благодарения за счастливый для Царя и Царства нашего исход: приведем на память только ряд последующих событий в жизни Самого Царя Царей, Господа нашего Иисуса Христа. Он воскрешает Лазаря, а фарисеи, мучимые завистью, «совет сотвориша, да погубят Его»195. Не так ли и не за то ли и наш венценосец подпал злоумышленности злодеев, что возродил, воскресил, преобразовал и осчастливил наше отечество? Господь торжественно въезжает в Иерусалим, а фарисеи заговорили: «видите ли, се мир по Нем идет»196. Не та же ли зависть подняла против царя нашего толпу врагов, что он достойное заслужил благоуважение и любовь от своих верноподданных и от многих царей и народов? Видите ли, се мир по Нем идет? Итак, Христианин, бодрствуй и ты в жизни своей и не выпускай из рук своих ни креста, ни скрижалей заповедей Божиих. Ибо часто в то самое время, когда кажется тебе, что ты торжествуешь над врагами твоими, ты можешь подвергнуться опасности, можешь встретить новую пропасть под ногами своими. Спросите: для чего Промысл Божий допустил Севастопольскую войну в начале царствования Благочестивейшего Государя нашего Александра II-го? Дабы уверить Его, что управление Царством Христовым православным есть дело Божие, дело весьма трудное, что необходимо Ему идти путем узким и прискорбным и нести на себе тяжесть креста, как Сам Христос сказал: «иже хощет по Мне ити, да отвержется себя и возмет крест свой, и по Мне грядет»197, дабы уверить верноподданных, что жизнь царя нашего сокрыта со Христом в Боге, что если поднимется на Него и полчище врагов, Он не убоится, «аще восстанет на Него брань»198, Он на Бога уповает, и, наконец, дабы уверить всех царей и все народы, что наше Царство Православное – Царство Благодати, Царство Русское основано на твердом камне веры, которого и врата адовы не одолеют. Сам подвигоположник Господь наш Иисус Христос, не взошел ли со крестом на самую вершину Голгофы? Не встречает ли и тебя, христианин, крест твой и при твоем рождении, и там, где последнее место покоища твоего на твоей могиле? Как море водное, так и море житейское, волнуемое напастей, бурей, часто и около самого берега, и в самой пристани скрывает подводные камни и горе неосторожному мореходцу настоящей жизни! При том же и между могилой, и между последним вечным покоищем праведников находится другое еще море, необозримое человеческими очами, пропасть воздушная, великая. Пройти ее не легко человеку, потому что чашу страданий, как и апостолы Иаков и Иоанн, каждый из нас в жизни должен выпить. Итак, кто бы ты ни был христианин: богатый или бедный, господин или слуга, если ты истинный православный христианин, то ты никогда в жизни не выпускай из рук своих Креста Господня, не прекращай подвигов поста и молитвы, но старайся в своем светильнике умножать елей добродетелей. Вот и Св. Церковь вскоре начнет петь глубокознаменательную песнь: «Се жених грядет: блажен, его же обрящет бдяща». Если жених твой, Господь наш Иисус Христос, придет к тебе среди полунощи грешных дел твоих и застанет тебя не готовым, то что будет с тобой какая участь постигнет тебя? В эти именно страшные дни страданий Христовых диавол, яко лев, рыкая, ищет, кого бы ему поглотить. Не останешься ли ты за дверями чертога Божия вместе с юродивыми девами? В таком случае ты подражай редкому примеру своего благочестивейшего царя, который в покров, защиту и безопасность от нападений и беса полуденного, и стрелы, летящей во дни, носит в сердце несокрушимую броню веры и заповедей Божиих, которые всегда исполняет. Потому и всегда готов к смерти, как и написал некогда из-за границы своей возлюбленной и благочестивейшей супруге: «не бойся, я всегда готов к смерти». Мене ждаша грешницы и на родине, и за границей погубити мя, но я не боюсь их, ибо свидения Твоя, Боже, я разумею199 и исполняю. О, счастливо то государство, блажен тот народ, который имеет подобного царя над собой! В род и род восхвалят дела Его! «Господь Бог с Ним! Слава царская на Нем»200! Да хранит Господь все пути драгоценной Его жизни, да пребудет имя Его благословенно во веки веков! Аминь.

* * *


Источник: Простые и краткие поучения, сказанные в Архангело-Михайловской церкви г. Таганрога протоиереем Василием Бандаковым – Изд. первое. Т. 10. - Харьков: Типо-Литография Окружного Штаба, 1881. – 543 с.

Комментарии для сайта Cackle