Источник

179. Об искушении диавольском в церкви

Христиане! Когда вы стоите в церкви и молитесь Богу, то о чем вы думаете, чем заняты ваши мысли? О том ли, что читают в церкви, или о том, что делается в доме, или что совершается на торжище, или о своем ремесле, своих занятиях? Для чего иные становятся в притворе церкви? О Боге ли там думают они или о своих домашних делах? Но если вы, пришедши в храм для молитвы и назидания, не думаете о Боге, то, верно, о чем-нибудь суетном думаете? Многие ли способны к Богомыслию наедине? Это дело нелегкое. Препод. Макарий пять дней однажды назначил себе для Богомыслия, но, находясь в сем подвиге только два дня, до того раздражил диавола, что он все вещи в его келии пожег и его самого чуть не ожег. Очевидно, нам трудно, очень трудно во время обыкновенных занятий заниматься Богомыслием. Этот труд облегчает нам Святая Церковь. Она назначает время для богослужения, во время которого все говорит о Боге, о спасении человека и об обязанности его к Богу. Пользуйся предлагаемым церковью средством к богомыслию. Пришедши в храм, внимательно слушай в церкви, что читают, размышляй об этом и старайся слышанное понимать. Остерегайся, чтобы не входили в твою душу мысли посторонние, соблазнительные, суетные, земные, грешные. Однажды диавол разбудил преподобного Макария от сна и сказал, что без него ни одно Богослужение не обойдется. Препод. Макарий приходит в церковь и видит в оной множество бесов: одни подходят к инокам и налагают на уста их два перста свои, и сии спят крепко на Богослужении; другие некоторым налагали один перст, и тот пробуждался от сна. Пред одними бесы ходили в виде женщин, пред другими смеялись: и все то, что бесы изображали, все то братия видели в уме своем. От некоторых бесы убегали, а на тех, которые читаемого в церкви не слушали, сидели и издевались. Во всех этих помыслах иноки сознались препод. Макарию. Христиане! Какие мысли занимали вас во время настоящего Богослужения. О чем вы думали? Слушали ли вы все то, что было в церкви читано и пето? Если так демоны искушают монахов, то вас, мирских людей, они еще смелее могут искушать. Горе той душе, которая в церкви стоит только телом, а мысли ее носятся по городу или остаются дома, или заняты торговлей, ремеслом, мечтами о пище, о деньгах, об одежде или о чем-либо другом! Ведь тут сами бесы помогают душе рассеиваться, чтобы удалять душу от богомыслия, от всего, что читают в церкви и поют. Так легко поддается наша душа диаволу! Но если в церкви она бывает под управлением диавола, то что диавол делает с душой. Как с ней поступает, когда она выходит из церкви? Если над стоящим человеком пред Лицом Божиим диавол мог издеваться, глумиться, то вдали от Бога что он делает с нашей душой? Побуждает спешить на базар или в ресторацию, или в гостиницу, или ссориться с женой, с соседом, или ведет его на нескромное пиршество. Словом, вдали от Бога и Церкви человек не богобоящийся, сам не свой, а раб и слуга диавола, который что хочет, то с ним делает. Вот сколь полезно всегда быть в церкви, но только не одним телом, а и душой. Сколь спасительно постоянно иметь на устах молитву, на уме писание Божие, крест на персях.

Господи! Огради нас от бесов, искушающих нас в церкви, в доме и на всяком месте. Аминь.


Источник: Простые и краткие поучения, сказанные в Архангело-Михайловской церкви г. Таганрога протоиереем Василием Бандаковым – Изд. первое. Т. 10. - Харьков: Типо-Литография Окружного Штаба, 1881. – 543 с.

Комментарии для сайта Cackle