Источник

178. О покаянии

«Судими же от Господа наказуемся, да не с миром осудимся». (1Кор. 11:32)

Когда сын к отцу, подчиненный к начальнику приходит с повинной головой, сознается в своем преступлении откровенно и говорит: «накажи меня, как знаешь, за мой грех, за мое преступление». Для чего он это делает? Для того, чтобы возвратить себе прежнюю милость, любовь отца и расположение начальника. Но сын пред отцом, подчиненный пред начальником могут долго скрывать вину свою, свой грех. Отец и начальник не всеведущи, они иногда совсем могут не узнать вины своих подчиненных. Если так поступает добрый сын, хороший подчиненный пред начальником, то как мы, грешники, должны вести себя пред Богом всезнающим, всевидящим. Согрешил кто, подумал ли что Бог уже знает, хотя никто из людей твоих мыслей, твоих дел не знает и не может знать. Это одно должно бы заставить каждого человека каяться каждый раз, когда согрешаем. Вина, преступление, грех, сделанные против человека, важны. Но сколь важен грех пред Лицом Божиим? Подражая примеру согрешившего праотца Адама, мы всегда стараемся сокрыть свой грех, особенно грех, любимый нами. Но можно ли от Бога скрывать что-либо? Судия, Бог, свидетели, духовник, обличители, совесть и диавол. Почему же тотчас по совершении греха не прибегнуть со слезами к Богу при свидетеле духовнике и открыто не пересказать свой грех, не открыть свою рану и не сказать, как Давид сказал: «помилуй меня, Боже, ибо грех мой предо мною есть всегда, он мучит мою совесть. Суди меня, Господи, по Твоему правосудию и по милости Твоей». И удивительное дело! Как только перескажешь свой грех и обещаешься больше не грешить, тотчас легко становится на душе, тотчас обличитель твой, совесть успокаивается, а диавол отступает от тебя, совесть перестает мучить, диавол со стыдом удаляется. Чтобы вернее было раскаяние, чтобы дольше помнить свой грех, свое преступление, проси духовника наложить наказание. Для чего необходимо человеку просить над собой такого Божьего суда? Не для облегчения только своей совести, ибо совесть у иного человека заглушена не для того, чтобы диавол не мучил, ибо многие и это бремя несут на себе с охотой: бес мучит одного пьянством, а другого развратом, того сребролюбием, этого гордостью, не для того, чтобы избегнуть болезни, иной и болеет от греха, но продолжает грешить. Но для того, как сказал апостол, мы должны просить на земле себе у Бога суда и наказания, чтобы не быть судимыми на Страшном Суде Божием. Вот почему апостол сказал: «судими же от Господа, наказуемся, да не с миром осудимся». Кто не хочет осудить себя здесь, пред лицом Церкви и пред духовником, тот будет осужден наравне с миром на Страшном Суде Божием. Каждый, покаявшийся во грехах здесь избегнет всемирного суда Божия там, на небе. Ты стыдишься пред человеком духовником пересказать свой грех, открыть язвы сердца, дать обещание более не грешить. О! Какой страх, какой стыд будет тебе там, пред всей Вселенной, пред всеми людьми! Сей земной суд врачует тебя, а тот погубит тебя; сей оправдывает, наложив на тебя кратковременное наказание или епитимию, а тот осудит тебя навеки. Перестань здесь грешить, принеси плоды покаяния, и ты избегнешь всеобщего суда и осуждения на веки, а не перестанешь грешить, не исправишься здесь, на земле, будешь осужден на Страшном Суде Божием пред всей Вселенной, ибо после смерти покаяние и исправление невозможно. Здесь, Кровь и вода проливается из Пречистого ребра, Распятого на Кресте Господа, которыми ты освящаешься, врачуешься, исцеляешься и получаешь залог воскресения, бессмертия и вечного блаженства. А там? Добродетельные идут в рай для жизни вечной, а грешники отосланы будут в ад, на место мучения и мучения неискончаемого, вечного.

Господи! Прими наше покаяние и помилуй нас. Аминь.


Источник: Простые и краткие поучения, сказанные в Архангело-Михайловской церкви г. Таганрога протоиереем Василием Бандаковым – Изд. первое. Т. 10. - Харьков: Типо-Литография Окружного Штаба, 1881. – 543 с.

Комментарии для сайта Cackle