Источник

173. О злотворности греха

«Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное». (Мф. 3:2)

Христианин! Ты пресыщаешься благами мира, быть может, не желая Царствия Небесного. Быть может, ты так думаешь: погуляю, повеселюсь в настоящей жизни на земле, ибо с прекращением моей земной жизни наступит для меня конец. Всему конец? Горе, что не конец. Конец настоящей, временной жизни, а начало будущей, не имеющей конца. Там одно из двух: или бесконечная, блаженная, светлая и радостная жизнь навсегда, или горькая, несчастная, плачевная, без конца, на веки вечные. «Что за правда у Бога», – скажешь? «Грешишь временно, а отвечаешь вечностью. Грех скоротечный и кратковременный, а мучение бесконечное»? Грех не имеет конца по своим последствиям. Адам один согрешил, а семь тысяч лет страдает от него вся вселенная: и люди, и все творения Божии. Замечал ли ты, что когда заболеет один палец на руке, или на ноге, или один глаз, то все тело страдает? Таков грех! согрешил один член вселенной, заразился весь мир, рука одна согрешила. Ты похитил нечто, а виновно все тело, все отвечает пред Законом. Почему бы не так: согрешила рука – руку отрубить, соблазнился глаз – выколоть глаз. Нет! Весь человек отвечает. О, если бы один человек, который согрешил, отвечал бы за грех. Нет, целое семейство отвечает: после семейства все общество, после общества – вся окружающая природа. Подумайте, сколько в семейство вносится зла одним пьяницей, вором, развратным? Тот и другой разоряют все семейство, тот и другой причиняют зло целому обществу, обирая или развращая людей. А если несколько таких грешников, не разгневается ли на общество Бог? А если разгневается, то не накажет ли, не опустошит ли поля, не пошлет ли бич свой праведный? Одно то, что ты грехом оскорбляешь Бога, делает тебя бесконечно виновным, преступным пред Богом. А если ты огорчаешь бесконечного Бога, то укажешь ли мне пределы последствий твоей греховности? О! если бы грех оставался бы грехом сам по себе, не касался бы ни тела, ни души, ни людей, ни места, на котором он является, не огорчал бы Бога. Это было бы другое дело. Напротив, грех, как яд, как зараза, как дым, всюду прилипает, все заражает, все – и тело, и душу оскверняет. Кто положил пределы греху, дал заповеди? Бог! Как же Богу не оскорбляться, если чрез грех нарушаются Его заповеди? Ничтожная пружина в часах испортится, какой-нибудь гвоздик, зубчик в колесе сломится весь механизм, весь состав часов уже никуда не годится. Часы останавливаются, требуют починки. Не вся ли телега шатается, если одно колесо спорчено? Не нужно забывать того, что человек имеет и тело, и душу бессмертную. Если бы ты грешил одним только телом, то по смерти сотлел бы телом, и этим бы дело кончилось. Но по неразрывной связи тела с душой грех остается в душе, он не уничтожается со смертью, а переходит вместе с душой в вечность. Он заражает собой всю вселенную, заражает воздух и землю, так что Богу придется всю ее пережигать огнем. Так вреден и заразителен грех во Вселенной. Так как грех коренится в душе, с ней остается, в ней пребывает, то, когда душа по разлучении с телом отходит от земли к небу, не может беспрепятственно возноситься на небо, на пути встречаются непреодолимые препятствия. Если на душе много грехов, то ангелы остановят ее и при этом спросят: «почему ты не имеешь одеяния брачного? Почему ты не убелена кровью Агнца? Почему светильник твой угасает? Не потому ли, что ты не имеешь елея добродетелей? Воротись: не сюда лежит твоя дорога, пойди на Суд Божий и ожидай решительного приговора Судии праведнейшего». Судьба такой души, назначение места для нее – ад, сожительство с демонами. Удивительно то, что сами бесы не терпят греховного смрада, потому что постоянно в аде воспламеняют огонь и воскуряют курения дыма, чтобы заглушить сколько-нибудь смрад греховный. Не говори мне: «я теперь не чувствую этого смрада». Почему же святые его чувствуют? Прошел блудник дорогой, за ним святой старец. Тотчас последний почувствовал заразу в воздухе. Взглянул святитель на серебряную чашу, тотчас узнал, что серебро куплено у блудницы. Обонял святитель виноград в кошнице, тотчас угадал, что он скупостью возрос. Что и говорить. У нас так притупились чувства души грехами, что мы, как больные в больнице, не чувствуем смрада от грехов.

Боже! Просвети нас, вразуми нас видеть всю мерзость запустения греха. Аминь.


Источник: Простые и краткие поучения, сказанные в Архангело-Михайловской церкви г. Таганрога протоиереем Василием Бандаковым – Изд. первое. Т. 10. - Харьков: Типо-Литография Окружного Штаба, 1881. – 543 с.

Комментарии для сайта Cackle