Источник

174. Об обилии благодати Божией при обращении величайшего грешника

Братие! хочу остановить ваше внимание на одном – на великих грешниках, покаявшихся и удостоившихся Царства Небесного, вечного блаженства. О них как-то с радостью любит вспоминать Св. Церковь, ими хвалиться и во дни покаяния представляет нам в пример им службы посвящает. Они, значит, дороже для нее, чем люди праведные, чем люди, избегающие грехов. В дни покаяния Св. Церковь указывает нам: то на мытаря, то на блудного сына, то на Марию Египетскую, то на других величайших грешников, обратившихся на путь покаяния. Кто нуждался и нуждается в божественной помощи? Кого пришел Господь на землю спасать? Конечно, не праведников, но грешников. Кого Господь избрал для утверждения спасения между людьми? Грешников и грешников великих: Петра отрекшегося Его, Павла, гонителя христиан, блудников, разбойников. Почему? Потому что чем больший грешник, тем крепче его вера по обращению к Богу, тем сильнее он чувствует милость и благость Божию, тем решительнее он в своих действиях. По обращении на путь истины он никак не уклонится от Бога, от Его заповедей. Он как бы так говорит: «я был погибший человек, я был на краю погибели, но Господь помиловал меня и я спасен». К этому нужно присоединить следующее: чем грешнее человек, тем больше Господь дает ему благодати. Чем больше в человеке душевных болезней, тем больше он употребляет лекарства. Вот почему св. апостол Павел сказал: «идеже умножися грех, тамо преизбыточествует благодать Божия»193. Чем болезненнее дитя, тем более родители его любят. Так и Господь поступает: чем грешнее человек, тем он больше имеет о нем попечения. Правда, что из великого грешника сделаться праведником – дело очень трудное. Но что трудно и невозможно для человека, то легко и возможно для Бога: «благодатию есте спасены» (Еф. 2:8), – сказал апостол. Не напрасно сказано, что легче победить город, нежели самого себя. А если человек из пьяницы сделался трезвым, то это явно, что он победил самого себя. Если сребролюбец, по примеру Закхея, раздал пол-имения нищим, то он победил сам себя. Если блудница сделалась целомудренной, то очевидно, что она победила саму себя. Если гордый стал смирным, то несомненно, что он победил сам себя. Так и всякий грешник, победивший свой грех, переменивший, так сказать, свою природу, переродившийся, есть победитель самого себя. Что же получает от Бога грешник, решившийся победить себя, уничтожить свои страсти? Он получает от Бога благодать в изобилии более, чем другие обыкновенные люди: «где умножается грех, там преизобилует благодать Божия»194 не только как лекарство, в большем количестве даваемое грешнику, но как и величайшая награда. Ибо Господь «больше радуется о едином грешнике кающемся, нежели о девяноста девяти праведниках, не требующих покаяния». Обратите внимание на следующее обстоятельство: величайший разбойник или блудница не успели принести плодов покаяния, едва только обратились к Богу, уже чудеса творят. Почему? Потому именно, что на них исполняются слова апостола или самого Духа Святого: «где увеличивается грех, там умножается благодать Божия». Не только на земле величайшие грешники, обратившиеся к Богу, удостаиваются особенной почести, но и на небе они наравне с праведниками и мучениками займут место: «ныне ты будешь со мною в раю», – сказал Господь разбойнику. А если такова к великим грешникам беспредельная милость Божия, то ты, которому запрещено приобщаться за то, что не отстаешь от своих грехов, продолжаешь пьянствовать, развратничать, воровать. Почему ты не каешься, а еще ропщешь на налагаемое наказание. Почему не исправляешься? Опомнись! Милость от Бога тебя ожидает величайшая больше, нежели праведника. Господь наградит тебя благодатью. Ибо где больше греха, там больше Господь дарует благодати. Не покаешься, больше других истязан будеши. Давно Бог терпит твоим грехам. Не будь нерадив и презрителен к благости и долготерпению Божию. Покайся. Господь давно призывает тебя к покаянно. Господи, спаси погибающих. Аминь.

* * *


Источник: Простые и краткие поучения, сказанные в Архангело-Михайловской церкви г. Таганрога протоиереем Василием Бандаковым – Изд. первое. Т. 10. - Харьков: Типо-Литография Окружного Штаба, 1881. – 543 с.

Комментарии для сайта Cackle