Источник

158. На 3-й день Рождества Христова

Мы, христиане, сегодня празднуем 3-й день Рождества Христова и воспоминаем, что Сын Божий пришел на землю, как предположено в Предвечном совете Пресвятой Троицы, принес с неба свет Евангелия, свет ведения Божия, учредил Святую Церковь, даровал Таинства, водворил Царство Благодати, пострадал плотью за грехи всего мира, умер, воскрес, вознесся на небе и стал жить на небе и на земле, в Царстве Благодати, везде сый и вся исполняяй, так, как и сказал пред Вознесением Своим святым апостолам: «Аз есмь с вами во вся дни до скончания века»178. Пришел Господь на землю не на краткое время, а для того, дабы жить с нами всегда, как и возвещает чрез пророка: «вселюся в них и похожду, и буду им Богом, и они будут мне людие»179. «Ты прежде братий моих угощал, а теперь Самого Меня», – сказал Господь св. Григорию Двоеслову, явившись к нему с нищими для трапезования. Нет! недостаточно того, что Господь живет между нами. Для спасения нашего Он признал необходимым жить Своим Божеством и человечеством, Духом и плотью внутри нас, ибо Он тело наше и душу нашу устрояет жилищем для себя. Так что каждый христианин есть храм Духа Святого, есть жилище Пресвятой Троицы, и этот Его Храм должен быть свят, как Он свят: «будите святы, якоже Аз свят есмь»180, – сказал Господь. Невозможно вас иначе спасти, очистить от греха, освободить от власти диавола, если Бог не будет жить в нас, а мы в Нем. Или, как в Откровении написано: «войду к Нему и буду вечерять с Ним, и Он со Мною»181, войду, т. е. в двери сердца и стану жить там. Вот о чем напоминает нам Святая Церковь, когда празднуем Рождество Христово или Пришествие Сына Божьего на землю. Блаженны мы, христиане, если радуемся пришествию на землю Сына Божия! Еще более блаженны те, которые искренне веруют, что Господь живет между нами в наших городах, селениях и домах! Еще блаженнее те, которые веруют, знают и чувствуют, что Господь живет в их телах и душах, что они облечены во Христа, в Его тело, что Его кровь течет в жилах их, что Он царствует в их умах и сердцах. И когда мы идем улицей или входим в дом, то думаем ли мы, что на всяком месте можем с Ним встретиться и видеть Его, хотя мы и не узнаем Его? Помним ли мы. Чувствуем ли мы, что Бог живет в нашем теле и в душе, в наших мыслях и сердце? Об этом, христиане, мы должны непрестанно думать. Без сомнения, если мы непрестанно будем помышлять о Боге, то Бог будет в нас. Если Его одного мы любим, то Он будет обитать в нас. Но если стоят в сердце нашем другие идолы, то Богу не место уже в нашем теле. Если в нас есть идолы гордости, сребролюбия, пьянства, распутства, зависти, злопомнения, брани, ненависти и т. п., то Бог не может уже обитать в душе нашей, как и сам Он некогда сказал: «не может Дух Мой пребывати в человецех сих за не суть плоть»182. Как Ему жить в этом вертепе всяких нечистот? «Кое общение Свету ко Тьме Христу с Велиаром»183 спрашивает Сам Господь. О! если бы Господь жил в душе и теле нашем, то мы это сами чувствовали бы. Мы ежедневно приобщались бы Святых Таин Тела и Крови Его, как приобщались первые христиане. Мы не выпускали бы из рук св. Евангелия. Мы непрестанно беседовали бы с Ним в молитвах наших. Мы презрели бы свою грешную плоть, мир и диавола. Мы жили бы для Него одного, презрели бы все, умерли бы для всего, а жили бы для Него одного, чтобы Ему Единому угождать во все дни жизни нашей.

«Рождество Твое, Христе, Боже наш, воссия мирови свет разума Твоего в Нем бо звездам служащие звездою учахуся, и Тебе кланятися Солнцу правды, и Тебе видети с высоты Востока. Господи, слава Тебе». Аминь.

* * *


Источник: Простые и краткие поучения, сказанные в Архангело-Михайловской церкви г. Таганрога протоиереем Василием Бандаковым – Изд. первое. Т. 10. - Харьков: Типо-Литография Окружного Штаба, 1881. – 543 с.

Комментарии для сайта Cackle