Источник

157. На тот же день (О пожертвовании на Герцеговинцев)

«Глас в Раме слышен плач и рыдание, и вопль великий: Рахиль плачет о детях своих и не хочет утешиться». (Мф. 2:18)

Не Рахиль плачет о детях своих, но св. Церковь горько оплакивает новых мучеников. Не царь Иудейский Ирод, но царь турецкий султан свирепеет и беснуется в эти дни, и, наученный Магометом или лучше самим Антихристом, послал своих воинов истреблять мечом и огнем единоверных нам славян – герцеговинцев. Страшный голод и холод, мечи, насилие, сдирание кожи с живых, жарение на вертеле, обесчещивание жен, дочерей, рассечение младенцев или разбитие их голов о камень – вот какая страшная картина совершается ныне в землях славянских. О, Боже! как страшно Твое на землю пришествие! Как страшен суд Твой, только земной, только временный! Да, христиане, опять настали на земле времена мученичества во всей силе и со всеми ужасами. Если кто желает знать: как страдали мученики в прежние века, посмотрите на теперешних мучеников или прочтите журналы, в которых описывается эта жалость, горесть и рыдание. Впрочем, каждое Божие посещение земли всегда ознаменовывалось, являлось страшными событиями. Посетил Господь допотопных людей, и сколько там пролито слез! Разрушил Господь пять беззаконных городов, и тут было немало ужасов. Посетил Господь евреев в пустыне, и они тысячами падали от мечей, от змей и от смертоносной язвы. А что было во время истребления войнами евреев, во время плена Вавилонского, во время разорения Иерусалима, когда матери пожирали от голода своих детей? О, об этом страшно подумать! И вы думаете, что герцеговинцы страдают за свои грехи? О нет! Они страдают за наши тяжкие грехи! Они более четырех сот лет находятся в рабстве у Турок, а мы живем на свободе. Им не дозволяют строить храмов Божиих, а мы имеем Божии храмы, только ленимся посещать их. Их постоянно грабили турецкие начальники, отбирали имущество, скот, деньги, жен и детей, а мы свободно владеем тем и другим. Днем и ночью убивали их турки, а наша жизнь ограждена законами. При такой горькой и бедственной жизни могут ли они грешить так, как мы грешим? Они сохранили веру и православие во всей чистоте. Но страдания их превзошли всякую меру терпения, и они решились лучше до одного умереть, нежели переносить столь ужасные и невыносимые страдания! За наши, значит, грехи Господь попустил им быть мучениками и проливать кровь за веру и отечество. Да, действительно, святые страданиями совершаются176, – сказал апостол. Не пострадаешь – не будешь святым. И Христос Господь сказал: «Иже хощет душу свою спасти – погубит ю»177, т. е. кто хочет спасти душу свою, тот должен проводить жизнь свою в страданиях настоящей жизни. А мы блаженствуем на земле и не страдаем: как же мы спасемся? Плачет Церковь Божия о погибели духовных чад своих и не может утешиться. Смотрит она на христиан, которые в гостиницах, в театрах и в корчемницах губят свои души, и не знает, как их оградить от грехов. Это ли благочестие христиан? Страдают славяне, герцеговинцы здесь, на земле только. Но как-то нам придется страдать в жизни будущей? Как бы ни бедствовал человек в настоящей жизни, но будет конец этим страданиям. Но там, по ту сторону гроба, среди Геенского пламени, страдания людей будут неизмеримы... Аминь.

* * *


Источник: Простые и краткие поучения, сказанные в Архангело-Михайловской церкви г. Таганрога протоиереем Василием Бандаковым – Изд. первое. Т. 10. - Харьков: Типо-Литография Окружного Штаба, 1881. – 543 с.

Комментарии для сайта Cackle