Источник

148. В неделю 27-ю по Пятидесятнице

«Противостаньте диаволу, и убежит от вас». (Иак. 4:7). Так говорит св. Иаков.

Для чего же Бог противопоставил лицом к лицу человека и диавола? Для того, чтобы человек одержал победу над диаволом и получил венец победы. Но как можно вести войну против врага, которого не видим, который имеет невидимое оружие и ведет невидимую брань? Действительно, мы, миряне, не видим ни того, ни другого, но святые мужи видят и диавола, и его оружие, и образ его войны. Наше несчастье состоит в том, что мы грешны и потому легко поддаемся искушениям диавола, оттого и падаем, и побеждаемся. В чем же состоит наша борьба с диаволом? В том, – отвечает св. апостол Павел, – в том, что «наша брань ведется не против крови и плоти, но против начальств диавольских, против властей бесовских, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесных» (Еф. 6:12). Грешный мир, значит, отдает себя в руки диавольские, и бесы управляют этим миром по своему произволу, как хотят. Души и тела праведных в руках Божиих, а души и тела грешных в руках бесовских. Итак, заблуждается тот, кто говорит: «хотя грешный я да Божий». Нет, если ты грешен, то уже не Божий, а диавольский и принадлежишь ему: это ясно видно из слов Спасителя, который сказал евреям: «вы отца вашего диавола есте и похоти отца вашего хощете творити»169. Много ли можно встретить между нами христиан, которые противились бы диаволу? Не большая ли часть христиан поступает не по закону Божию и воле Божией, а по воле диавола? Мы не видим телесными очами диавола, но видим вещи и людей, которыми действует диавол. Кто зовет человека в питейный дом, в гостиницу, в театр? Не ангел, а человек, словами которого управляет диавол? Нет! Когда зовут на путь нечестивых, нужно сказать себе: «нет не пойду! там соблазны, там искушения диавольские». Вот что значит противиться диаволу! Кроме того, нужно прибегнуть к молитве и крестному знамени тогда, когда соблазняется наше око, слух, вкус, нога, рука и приходит в голову грешная мысль или грешное желание. «Выколи глаз, оторви руку», – сказал Господь. То есть отклоняйся очами и слухом от соблазнов, и диавол непременно удалится от тебя. В сердцах наших есть вера, у тебя на устах молитва или Слово Божие. Далее: есть у нас разум для различения добра от зла, есть совесть, которая одобряет добрые дела и мучит за худые. Если молитва исходит из уст наших, Сам Бог и Ангел Хранитель предостерегут нас от всяких диавольских искушений, сохранят и защитят. Не следует слушать грешных людей, а нужно иметь свой разум да прибегать за помощью к святым отцам. Если же поддадимся мыслям и делам диавольским, то погибнем. Диавол ищет нашей погибели. Отчего есть неисправимые пьяницы, развратники, воры, гордецы, завистники, клеветники и другие нераскаянные грешники? Они в руках диавола. Христиане, всячески противьтесь диаволу, если хотите, чтобы он от вас убегал, а прежде всего убегайте сами от него. Помните всегда, что самое лучшее средство против искушений диавола: крест, молитва и Слово Божие, которыми сам Господь в пустыни поражал диавола.

Господи! Сохрани и спаси нас от диавольских искушений. Аминь.

* * *


Источник: Простые и краткие поучения, сказанные в Архангело-Михайловской церкви г. Таганрога протоиереем Василием Бандаковым – Изд. первое. Т. 10. - Харьков: Типо-Литография Окружного Штаба, 1881. – 543 с.

Комментарии для сайта Cackle