138. В неделю 21-ю по Пятидесятнице
«Уже не я живу, но живет во мне Христос». (Гал. 2:20)
Христианин! Если живет в тебе Христос, то живешь ли ты в Нем? Если ты живешь в Нем, то почему ты не живешь жизнью Христовой? Если живет в в тебе Христос, то почему ты не водишься разумом Христовым, а слушаешься своего разума, сам с собой советуешься, а не со Христом, тогда как Бог чрез пророка сказал: «не суть советы Мои, якоже советы ваши и помышления Мои якоже ваши помышления»154. Советуясь со своим разумом, ты восстаешь на разум Божий. Если Христос живет в тебе, то почто ты не поступаешь по воле Его, а своей воле следуешь? Твоя воля грешна, а воля Христова свята и безгрешна, воля Христова есть святость наша. Если Христос живет в тебе Духом, то зачем ты живешь своим духом и своей плотью питаешь плотские помышления и желания? Если живет в тебе Христос, то почто около Христа даешь место для жительства в тебе земным идолам: мамоне, богу чрева, красоты, гордости и другим идолам? Нет! Если Христос живет в тебе, то храни в чистоте и святости храм души твоей и не обращай его в мерзость запустения. Если Христос живет в тебе, то не должна иметь в тебе место ни одна страсть, ни один грех. Душа твоя и тело твое должны быть святы, ибо грехами и страстями душа и тело растлеваются, портятся и оскверняются. Если живет в тебе Христос, то уста твои должны быть Христовы уста, слова твои – Христовы слова, дела твои – Христовы дела. Тогда и образ на тебе должен быть Христов, так как ты при крещении во Христа облекся. Слова Христовы, мысли Христовы, чувствования Христовы, сердце Христово, любовь Христова, дела Христовы, обращение Христово, все добродетели Христовы, так как ты и имя носишь Христово. Имя Христово мы все носим, а посмотришь на дела, послушаешь речей, поживешь с человеком, не знаешь: к какому зверю его применить, с каким животным сравнить? А всему этому причиной то, что мы не думаем о том, что Христос живет в нас. Несмотря на то, что мы принимаем Его тело и Его пречистую кровь, мы не думаем и не заботимся о том, чтобы дух Христов жил в нас, царствовал в нас и управлял бы всеми членами тела нашего, всеми силами души. Мы легко могли бы знать: живет ли в храме души нашей Христос, если бы почаще поверяли себя и все наши дела со словами Святого Евангелия, в котором, как в некоем зерцале, каждый человек может видеть себя: кто он и что он? Христос ли живет в нас или Велиар? Христос ли или бог корыстолюбия, обжорства, красоты, прелюбодеяния, гордости, зависти, воровства, разврата, беспутства? О! мы тогда ясно увидели бы: истинной ли жизнью мы живем или мертвенностью страстей и похотей? Светом ли или тьмой, добродетелью ли или грехами, истиной ли или ложью, путем ли спасения идем или путем погибели? Словом мы видели бы ясно: Христос ли живет в нас или диавол, ибо каждая страсть есть знамение пребывания диавола, а если много страстей в нас, то и много бесов около нас или в нас. Вы ужасаетесь этого, и я ужасаюсь, но истинно и не ложно говорю, ибо так говорит писание, так говорят святые отцы. Христе Спасителю: живи в нас, а мы в Тебе, да спасемся и да не погибнем! Аминь.
* * *