134. В неделю 19-ю по Пятидесятнице
«Аще любите любящие вы, какая вам благодать есть, ибо и грешницы тожде творят». (Лк. 6:32–34)
Христиане любят Бога и ближних за добро, которое получают от них: это не есть христианская любовь. От христианина требуется любовь бескорыстная, любовь, не требующая платы. Кто же из нас истинно любит Бога всей душой, всем сердцем и всем помышлением? Те только, которые никаких вещей не любят, которые проводят жизнь в нищете, в убожестве, живут в пустыни и живут для одного Бога. А христиане, в мире живущие и любящие мир, не имеют истинной любви. Что христиане в церковь ходят, Богу молятся и святые иконы лобызают. Это они делают по привычке, для одного вида, наружно устами только чтут Бога. Сердце же их далеко отстоит от Бога, оно прилеплено к другим богам говорю: к плоти, миру и диаволу, творя волю диавола. Такая же любовь у нас и к ближним. Мы любим только того, кто нас любит, того, кто нам дает, но бескорыстной любви нет у нас. А что мы милостыню подаем, то это делаем для одного тщеславия, чтоб заслужить похвалу от людей. Так все грешники поступают. Да и много ли найдете в мире таких, которые ближнему делали бы добро ради Бога, ради спасения души, добро тайное, ведомое одному Богу? Да все дела наши, так называемые добрые дела, крайне неприятны Богу, потому что они оскверняются тщеславием и гордостью, потому что смешиваются с грехами. Один смиренный и бескорыстный человек может сделать истинно доброе дело. А если ты в милостыни скуп, в обращении с братом горд, гневлив в разговорах, обидчик в словах, развратен в жизни, не трезв, при обидах нетерпелив, в скорбях ропщешь, при бедности ругателен и жаден на чужое добро, в молитве хвастлив, в пище и питии не воздержен, в разговоре раздражителен. Скажи: какой ты христианин? Какой ты христианин, если ты враг целомудрия, молчания, терпения, убожества, самоотвержения, враг всякой истинной добродетели? Аще любите любящия вас, какая вам благодать есть? «В мире живешь, по-мирскому твори», – говоришь ты. Разве не знаешь, что мир и дела его давно осуждены Богом на погибель. Ибо Сам Христос сказал: «ныне суд миру»149. Если Сам Дух Божий говорит: «не любите мира, ни всего того, что в мире»150, то чего должен ожидать мир на свою голову? Одного Суда Божия и тяжкого наказания. «Весь мир во зле лежит»151, – говорит апостол. Грешники, пребывающие во зле, во грехе, не спасутся, если не возненавидят мир и не возлюбят одного Бога, если не отрекутся от своей воли, если не отвергнут обычаев мира, если не вступят на путь узкий и прискорбный, если не возьмут и не понесут на себе креста, Богом данного, если не распнут себя на кресте со страстями и похотями. Да, мы живем и поступаем не как истинные христиане, а как идолопоклонники. Не постигнет ли поэтому и нас участь идолопоклонников? Нет! Мы глубже их будем во аде, по словам самих идолопоклонников. Спасайтесь о Господе, христиане, да не погибнете. Аминь.
* * *