Источник

113. В неделю 12-ю по Пятидесятнице

«Учителю благий! Что благо сотворю, да имам живот вечный». (Мф. 19:16)

Юноша, о котором говорилось ныне во Святом Евангелии и который спрашивал Спасителя: что ему делать для того, чтобы спастись? И по получении ответа остался печален: ему досадно и больно стало сердцу его, когда он узнал от Господа, что для получения спасения нужно продать свое имение и раздать нищим, если он хочет действительно спастись. Казалось бы, о чем тут скорбеть? Ему следовало бы радоваться, так как он все заповеди исполнил, Богу угодил и Христу понравился. Чего более желать? Чем оставалось более дорожить? Юноша находился уже при дверях рая, оставалось только оттолкнуть от себя землю, тление и прах, и достиг бы полного совершенства, наверное, получил бы Царство Небесное. Но нет, он скорбит, не хочет расстаться с богатством, золото и серебро наполняло его сердце и все изгибы души. Как расставаться с земными сокровищами? как уничтожить душевного идола мамону, если он сделался душой души, его чадом, его возлюбленным? Скажете: «ведь он знал, что райские, небесные и вечные блага далеко дороже временных? Разве он был слепец»? То правда, что он все это хорошо знал, ясно видел. Но что же поделаешь с нашей природой, с нашей душой, которая на что долго смотрит, что крепко любит, с тем трудно расстается, от того не отказывается добровольно, разве насильно станешь разлучать ее с любимым предметом? Отчего некоторые святые назывались Богоносцами? От того, что в сердце своем они носили имя Иисуса Христа. Весьма опасно для души думать долго о тленном, а напротив, весьма полезно думать и помышлять о вещах небесных, нетленных. Вот почему опасно пьянствовать, дабы не сделаться совершенным пьяницей. Опасно любить тленную красоту, опасно привыкать к роскоши, к богатству и иметь какие-нибудь любимые вещи: все это может обратиться в природу, больно будет расставаться с ними. Заболевают и даже умирают те, от которых отнимают любимую вещь: от богача – богатство, от пьяницы – напиток, от любовника – любовницу, с честолюбца, если снимают любимые украшения. Когда тленная вещь обратится в природу, тогда нетленная далеко от него, не по натуре ему, не сродна ему, чужда для него. Вот почему и юноша оный поскорбел, когда ему Господь напомнил о продаже имущества. Господь видел его сердце, знал болезнь его сердца, знал его привязанность к богатству и потому на вопрос: «что благо сотворю, да имам живот вечный»129, отвечал: «иди продай имение свое и раздай нищим», т. е. уничтожь свою главную страсть, которая мешает тебе получить спасение. Вот и вы, христиане. Каждый из вас, по-видимому, желает быть в раю, каждый ищет спасения, для сего ходите в церковь, молитесь Богу, ставите пред иконами свечи, молебствие отправляете. Но я совершенно уверен, что у каждого из вас в сердце есть какой-нибудь идол. Каждый из вас имеет что-нибудь на сердце такое, с чем ни за что в мире не захочет расстаться, и если бы Господь сейчас явился и сказал бы каждому из нас: «оставьте все земное и вы непременно получите Царство Небесное»! Наверно, каждый бы стал оглядываться, как жена Лотова, на свой дом и сказал бы: «Господи! дай мне еще несколько времени для приведения своих дел в порядок». И если бы Господь сказал: «не думай ни о чем, иди за мной, говорю тебе», то многие отошли бы от Него, скорбя, или стали бы говорить: «я еще молод, мне еще хочется пожить на свете, подумать, пристроить детей, покончить дела свои». Таковы мы все, так мы все привязаны к земле, к земным предметам. Все мы больше любим земное, скоропреходящее, чем небесное, вечное. Все мы в большей или меньшей мере животолюбцы, идолопоклонники.

Господи! Когда Ты вразумишь нас? Когда мы придем в истинный разум? Когда мы бросим любимых идолов своих? Аминь.

* * *


Источник: Простые и краткие поучения, сказанные в Архангело-Михайловской церкви г. Таганрога протоиереем Василием Бандаковым – Изд. первое. Т. 10. - Харьков: Типо-Литография Окружного Штаба, 1881. – 543 с.

Комментарии для сайта Cackle