Источник

44. На память прп. Саввы Освященного

Братие! Ныне творим память о преподобном Савве Освященном. Не мирянин был он, но монах, не в мире жил, но был пустынножитель, жил в уединенных и пустых, бесплодных местах; а теперь славен подвижниками и знаменит его монастырь, находящийся в 60-ти верстах за древним Иерусалимом, на одной грозной скале, окруженной необозримыми, бесплодными песками. «Почто вы от нас, мирян, убегаете?» – спросил я одного пустынножителя. «Почему вы нас не любите?» «Нет! Мы вас любим, – отвечал он, – потому что непрестанно за вас Богу молимся; но не любим ваших мирских нравов, грешных обычаев, не желаем слышать ваших грешных речей, смотреть на ваши соблазнительные дела, на своеволие горделивых, буйных и нетрезвых братий». В самом деле, подумаешь: кажется, одни и те же люди – и миряне и монахи, один у нас Бог – Христос Господь, одна вера, одни законы, одни таинства: не одна ли у нас святая церковь, не один ли должен быть у нас дух, и нравы, и дела? А между тем какая разница: монахи – друзья Божии, а мы – враги; монахи идут истинным путем спасения, а мы блуждаем по распутьям мира сего. Почему – в самом деле – между нами царствуют одни грехи, тогда как между ними водворяются одни добродетели? Редко где между нами встретить мужа праведного; да и то какого-либо юродивого или малоумного – гонимого и озлобляемого всеми. Неужели все прочие, живущие в мире должны погибнуть? Нет! Но большая часть в мире погибающих, нежели спасающихся, как и Господь сказал: много званых, а мало избранных; всех Господь зовет ко спасению, но не многие спасаются. В монастырях более спасающихся и меньше погибающих потому, что там каждый заботится не о своем только спасении, но и о спасении своего ближнего брата. Отчего мы не хотим руководствоваться теми правилами, какими они руководствуются? Тогда и у нас был бы такой же дух, такие нравы. Какие же у них правила? Первое и главное у них правило есть послушание – повиновение, покорность старшему, – это правило весьма спасительно и драгоценно. «Слушайся старшего и повинуйся ему – кто бы он ни был, как в обществе, так и в семействе, и ты будешь благополучен; всегда старайся слушаться другого, а не управлять другим – и ты будешь покоен». Второе – «почитай в душе самого себя хуже всех и смотри на свои дела, грехи и поступки, и отнюдь не смотри на дела других, и ты избегнешь тяжкого греха осуждения». «Не принимай ни одной худой и грешной мысли, а старайся ее выбросить тотчас же». «Не слушайся своей воли, откажись от нее, – пусть другой управляет тобой во всем, и ты будешь совершенно покоен духом». «Все приписывай Богу и от Бога ожидай всего; имей страх Божий во всем, чтобы ты ни делал и где бы ты ни жил». «Имей смиреномудрие, терпение и кротость во всех поступках твоих и нелицемерную любовь ко всем и каждому». «Сохраняй целомудрие, и будь сколь можно воздержен от страстей, похотей и плотских желаний». «Не будь корыстолюбив, имей только необходимое в жизни, – лишнее отдавай на нищих». «Соблюдай умеренность в пище и питии такую, чтобы укрощены были в тебе все плотские страсти. Если хочешь быть совершеннее, воздерживайся от мяс и от хмельных напитков и всякого пресыщения». «Храни уста свои в молчании, чаще читай молитву, неупустительно ходи в церковь, читай Евангелие, псалтырь и жития святых отцев, – и Господь дарует тебе благодать Духа святого». Вот некоторые правила, которые ведут человека ко спасению: исполняй их, советуйся во всем с пастырем своим, и ты дойдешь до совершенства монашеского. Все христиане должны быть святы и непорочны; а потому не говори, что ты мирской человек, – смерть если застанет тебя во грехе, то кто бы ты ни был: монах или мирянин, все равно – будешь осужден. Господи! Вразуми нас, настави нас на путь истинных добродетелей и не дай нам погибнуть! Аминь.


Источник: Простые и краткие поучения на дни воскресные и праздничные протоиерея Василия Бандакова – Изд. второе испр. доб., Т. 8. – Мариуполь: Тип. А.А. Франтова, 1885. – IV, 368, II с.

Комментарии для сайта Cackle