Источник

43. На память пр. Саввы Освященного

«Христиане! Если праведник едва спасается, то нечестивый и грешный где явится?» (1Пет.4:18).

Мы сегодня творим память о преподобном Савве Освященном и видим на нем исполнение слов, нами сказанных выше, слов св. Апостола Петра. Из жизни преподобного Саввы видно: сколько трудов употребил сей святитель для своего спасения, сколько подвигов, сколько злостраданий и слез! Да мир этого и представить не может себе. Денно и нощно на молитве, постоянные коленопреклонения, глад, долулежание, странствование по пустыням, по дебрям, по жгучим пескам: ежедневно в страхе от злых людей и от лютых зверей, – в опасности от воды, от огня, от бурь и непогод, от хлада и жары, день и ночь – горе, беда, нужда, бедность, алчба, жажда – вот какая жизнь подвижников и святых. Такую жизнь провождал и ныне поминаемый преподобный Савва Освященный; такову жизнь проводят и ныне те иноки, которые подвизаются и теперь в его пустынном монастыре, стоящем на высокой и грозной скале, на которой взгроможден монастырь преподобного. Посетители старого Иерусалима бывают и в этом уединенном, тихом и мирном уголке святой земли.

Печальна там жизнь, горька там жизнь, по-видимому; но спросите монахов там живущих: «какова ваша тут жизнь»? Они всегда вам скажут с улыбкой: «благодарение Богу»! Присмотритесь ближе к этим труженикам, взгляните на их походку, бледность лица, на блеск очей, на легкость движений, – это пустынные орлы, это те же легкокрылые горлицы, это ангелы Божии, готовые взлететь на небо, так как оттуда лествица ведет прямо к небесам. Все это для миролюбца кажется дико, странно, неудобоисполнимо, многоболезненно, трудно. Но если святые столько предпринимают трудов для спасения: то сколько трудов и подвигов для спасения своего должны предпринимать грешники? Вот почему св. Апостол сказал: «если праведник едва спасется (т.е. с величайшим трудом, при таких великих и тяжких подвигах), то нечестивый и грешный где явится»? Не спрашивает Апостол «как спасется грешник», а «где явится, как явится, с какой совестью явится на суд Божий». Некто спросил преподобного Антония: «неужели и ты боишься явиться на суд Божий»? «Да, – я трудился по силам моим», – отвечал этот праведник, – но иной суд человеческий, а иной суд Божий». Итак, святые даже, величайшие подвижники боятся суда Божия, и только с величайшим трудом, при великих подвигах спасаются: как же ты думаешь, грешник, который ежедневно в блате грехов валяешься, – как же ты думаешь спастись? Как ты явишься лицу Божию с нечистой совестью, с оскверненным сердцем? Как ты посмотришь на судию праведнейшего и Господа, который за тебя пострадал? Или семейством станешь оправдываться, детьми, друзьями, миром и искушениями? Но там заградятся всякие уста. Или ты думаешь, что тебя не по заповедям и не по Евангелию судить будут, а снисходительно – по обычаям мира и по страстям? Несчастный! Если праведники, которые несут такие тяжкие и продолжительные подвиги поста, молитвы, нощных бдений, умерщвления страстей, – если они едва, едва спасаются; то тебе, тебе не найдется и места на суде Божием; бесы распорядятся из гроба прямо отнести тебя в ад.

Преподобный Отче Савво, моли Бога о нас грешных! Аминь.


Источник: Простые и краткие поучения на дни воскресные и праздничные протоиерея Василия Бандакова – Изд. второе испр. доб., Т. 8. – Мариуполь: Тип. А.А. Франтова, 1885. – IV, 368, II с.

Комментарии для сайта Cackle