Источник

37. Поучение

«Отче наш! Да будет воля твоя, яко на небеси и на земли» (Мф.6:9–10).

Братие! Ежегодно в утренней и вечерней молитве мы, обращаясь к Богу Отцу, просим, чтобы воля Его царствовала на земле так же, как она царствует на небе. Почему так мы делаем?

Так как человек не мог спасти себя от греха и от смерти, то сам Бог решился спасти его; для сего он пришел на землю, соединился с полным и совершенным человеком и сам стал трудиться, так сказать, на том поле, на котором трудился человек, на поле спасения, которое возделывает человек, но без всякой пользы: поле это суть заповеди Божии, которые не мог исполнить человек, но которые мог исполнить один Христос с условием, чтоб человек отдал себя в полное орудие Богу, чтобы все силы души и тела человека стали орудием в руках вседействующей благодати Божией, чтобы человек всецело предал себя водительству благодати, чтобы жил не для себя, не для плоти и мира, но для одного Иисуса Христа, веруя, что Христос Господь все сделает для сего спасения своим всемогуществом, премудростью и благостью. Итак, если человек не живет уже, но живет в нем Христос: то не ему – человеку, но Христу Богочеловеку должны принадлежать и служить, и наше тело, и наша душа, и члены тела нашего, и члены души, или силы ее: разум, воля и сердце. Разум должен быть просвещен светом Евангелия и руководим Евангелием. Мыслить не по Евангелию или вопреки Евангелию – значит блуждать умом во тьме: поступать волей по-своему, значит заблуждаться и грешить. Представьте двух человек: из которых один живет своим образом мыслей и поступает по своей воле, а другой отказался от образа своих мыслей, от своей воли и предал себя в рабы Христу или водительству благодати Божией! Первый постоянно грешит разумом и волей, потому что его разумом и волей властвует диавол: он не мог не подчиниться диаволу, потому что все силы души его повреждены; ему кажется, что он своими силами действует, а между тем не он действует, но диавол. Каков же другой предавший себя в волю Божию? Бог ему говорит: «живи и действуй своим умом и своей волей»; а человек этот говорит: «не хочу я сам действовать; управляй мной Ты, Боже, – потому что мои силы все испорчены». Таким образом – уже не сам он, а Бог располагает его мыслями, его жизнью, его делами так, что все выходит для него самое спасительное. Он только Богу молится, смиряется и следует водительству благодати Божией; а она освобождает его от рабства закона и рабства грехов, дает свет его разуму, сохраняет от падения, все обстоятельства жизни направляет к самому лучшему концу – к такому, какого только мог бы желать величайший праведник. Человек, который презрел себя и презрел мир, или, что то же, распял себя миру и мир себе распял, – признает себя мертвым во Христе; он жизнь свою и все силы души своей и все события жизни своей сокрыл со Христом в Боге; он не живет уже ни жизнью своей плотской, ни разумом, ни свободой: вкушает весьма мало пищи, разум освещает непрестанной молитвой к Богу, живет свободой такой, какой никто не живет, – его свободой безусловно управляет один Бог; которому он всецело предал себя в жертву; потому-то ему и закон не лежит, ибо он смирением подчинил себя закону свободы христианской. Вот почему, кто не имеет свободы, все, что ни случается, бывает по воле Божией, и следовательно согласно с его волей; его воля была желать всего лучшего, и этого лучшего можно только достигнуть волей Божией.

Господи! Управляй нами и нашей волей. Аминь.


Источник: Простые и краткие поучения на дни воскресные и праздничные протоиерея Василия Бандакова – Изд. второе испр. доб., Т. 8. – Мариуполь: Тип. А.А. Франтова, 1885. – IV, 368, II с.

Комментарии для сайта Cackle