Источник

34. На память св. Митрофана – Епископа Воронежского

«Дивен Бог во святых своих» (Пс.67:36).

Вот мы ныне празднуем память св. Митрофана, чудотворца всероссийского; но кто сего святителя не знает? Кто его не почитает, кто его не призывает в молитвах своих во всей России? Итак, спросите: для чего Господь являет святых во образе нетленных мощей? Для того, чтобы прославить верного раба своего, явить в лице его Свою предивную благодать Божию, показать Свою руку крепкую и мышцу высокую в награждении святых не только прославлением их на небеси за гробом, но и на земле – в церкви видимой, перед всеми людьми; а во-вторых, оставить перед нашими очами живой пример для подражания: как и какими добродетелями, идя путем маловременной жизни, мы можем спастись? Как часто и неразумно многие говорят: «невозможно в мире спастись». Как же святитель Митрофан не только получил спасение, но и прославлен Богом нетлением святых мощей?! А ведь он в супружестве жил до сорока лет, и уже по смерти жены через два года посвящен во пресвитера, а потом во игумена и наконец через двадцать два года рукоположен во Епископа Воронежского, и одиннадцать лет управлял своей паствой. И неужели вы думаете, что высокий сан спасает человека? Напротив, высокий сан или чин только обременяет человека; многие от Епископского, даже Патриаршеского сана ради спасения отказывались. Высокие или великие чины только вовлекают в великие грехи и возлагают на человека тяжкую ответственность перед Богом; а одни добродетели, братие, истинные добродетели христианские, спасают человека. Какие, спросишь? Смирение, самоотвержение, великая любовь к Богу и ближним и исполнение всего написанного во Евангелии. Кто же причиной тому, что многие не знают, не читают и не изучают Евангелия? Кто же причиной, что многие не Бога, но мир больше любят, не ближних, а себя самих? Многие пастырей не слушают, праздники не почитают, посты не соблюдают, привычек и грехов мирских придерживаются, страстей не умерщвляют, своим мыслям, желанию и грешной воле следуют. Св. Митрофан нищих любил более всего, а потому непрестанное имел о них попечение: отыскивал их повсюду и всех несчастных во всех злостраданиях утешал, а мы на нищих вовсе не обращаем внимания. Когда св. Митрофан увидел в палатах царских неприличные картины и статуи, то решился лучше умереть, нежели соблазнить очи свои; а у вас в домах повсюду встречаем соблазнительные картины, подряд висящие на стенках со святыми образами: не только с образами святых, но и с образом Спасителя, Божией Матери и других угодников Божиих. А сколько соблазнительных картин в гостиницах, в клубах и харчевнях, и корчемницах, – о том совестно и говорить. Кому неизвестны краткие правила жизни св. Митрофана, на иконах его даже написанные? «Употреби труд, храни умеренность – богат будеши, – твори благо, бегай злаго – спасен будеши». Кратко и ясно, а много сказано в этих словах святителя. То-то и горе, что у нас многие любят добывать хлеб легко или жить на чужой счет; а неумеренность какая у нас в пище и питии, о том нечего и говорить. К доброму делу трудно направить кого-либо; на злое же – все мы, грешные, падки. О, Боже мой! Сколь ныне лукавый и развратный свет!

Святителю Отче Митрофане, моли Бога о нас грешных! Аминь.


Источник: Простые и краткие поучения на дни воскресные и праздничные протоиерея Василия Бандакова – Изд. второе испр. доб., Т. 8. – Мариуполь: Тип. А.А. Франтова, 1885. – IV, 368, II с.

Комментарии для сайта Cackle