Источник

140. О безмерном и повсюдном распространении пьянства

Путешественники говорят, что китайцы так привыкли к опиуму – к этому сильному яду, что не могут от него уже отстать. Какие строгости начальство ни употребляет к уничтожению сего зла – но ничего не может сделать, потому что вкушение этого яда обратилось в привычку у китайцев; а привычка, говорят, вторая природа.

Христиане! В нашем отечестве двоякого рода яд распространился и обратился в привычку: употребление водки и курение табака. Не станем вам доказывать о чрезвычайном вреде того и другого яда; потому что вред от того и другого хотя медленный, но верный и убийственный. Скоро или не скоро, быстро или медленно, но водка убивает здоровье человека, доводит до сумасшествия человека, семейство его до нищеты, разоряет целые деревни, увеличивает долги, накопляет неоплатные недоимки податей в государстве. Тот не признает вреда водки, кто мало ее пьет. Но, по нашему мнению, яд и в малом количестве принимаемый, все же вредит, как яд – медленно, но верно вредит, потому что он яд. «Для аппетита пьешь – по рюмке?» – ты говоришь; но большой аппетит побуждает к объедению, к обжорству, к обременению чрева; а Апостол говорит: «да не отягощаются сердца ваши объядением и пьянством»; поэтому очевидно, что излишняя пища вредна не для тела только, но и для души – для сердца нашего. О! Как легко от одной рюмки перейти к двум, трем и ко многим? Табак – тот же яд, но менее одуряющий человека. Удивительное дело, что употребление табака, этого яда – люди просвещенные переняли у дикарей. Да, яд прилипчив и заразителен, как и всякий грех. Табак – тоже грешный яд; ибо он не питает, но раздражает нервы, производит головокружение, возбуждает кашель и сушит человека. Привычка курить заставляет тебя безвременно хвататься за трубку или сигару – даже посреди твоего сна, среди твоей должности; притом такое отвлекает тебя от молитвы и от других важнейших дел, – уже по этому самому оно вредно, что оно есть желание лишнее, обременительное для человека; не говоря о том, сколько от курения вреда для подкуриваемых очей. А что тебе скажет Бог на страшном суде Своем и какой ты дашь ответ за то, что ты не копейки, а рубли переводишь на дым – тогда, когда этими рублями и копейками мог бы ты накормить и напоить Христа алчущего и жаждущего, и быть может и приодеть? Подумай об этом.

Теперь со всей России собирают мудрецов мира сего, чтобы помочь горю всемирному, можно сказать, ибо все государства гибнут от пьянства, со всей России собрались ныне люди мудрые в столице63 и ломают голову, и напрягают умы, и выдумывают разные средства, чтобы удержать море пьянства, разлившееся по России, чтобы исцелить язвы общественные, умножаемые от пьянства, прекратить, удержать потоки повсеместно разлившегося зла. Но разве море можно удержать в его берегах? Можно ли исцелить от чумы или холеры целое общество, зараженное сими болезнями? А пьянство хуже чумы, хуже холеры: болезни через десятки лет являются, а пьянство ежегодно растет все больше и больше. Разве можно больного вылечить того, у которого и руки, и ноги, и голова, и все тело в ранах? Так трудно вывести пьянство, в нашем отечестве вкоренившееся.

В Китае правительство вовсе запретило употребление яда – опиума; однако китайцы по привычке к нему – по всем кривым путям привозят его, и корыстолюбие начальников помогает в этом. Неужели вы думаете, что меньше будет зла, когда будет поменьше кабаков? Никогда, – привычки, невежество, страсти – все будет помогать пьянству. Деньги! За деньги можно и в самом аде достать и водки, и табака. Без сомнения: если бы мы сказали, что надобно бы извести, уничтожить вовсе водку, с тем, чтобы только при уврачевании болезней этот яд был употребляем и выпускаем из одних аптек; но кто нас послушает? Мы бы советовали христианам вовсе бросить употребление этих ядов: и водки, и табака с тем, чтобы и не касаться устами к этим ядам; но я знаю, что глас мой есть глас вопиющего в пустыни мира сего; но легче было судии израильскому остановить солнце, нежели нам удержать в пределах умеренности иссушить это море, отнять из рук этот яд, отучить наших христиан от привычки к водке и табаку. Один Ты, о Боже, можешь прекратить это зло, уничтожить этот яд, удержать от этого беззакония. Аминь.

* * *

63

Сын Отеч. 1881 года. №227


Источник: Простые и краткие поучения на дни воскресные и праздничные протоиерея Василия Бандакова – Изд. второе испр. доб., Т. 8. – Мариуполь: Тип. А.А. Франтова, 1885. – IV, 368, II с.

Комментарии для сайта Cackle