111. В неделю 28-ю по Пятидесятнице
«Начаша вкупе отрицатися вси». (Лк.14:18).
Видите, христиане, почему Бог Царство Небесное, царство благодати отдал нищим и убогим братиям. Потому, что богатые не послушали гласа Божия, призывающего их, сами отказались от царствия Божия, или от пира Божия, как оно названо в нынешнем Евангелии: «начаша вкупе отрицатися вси». Богатые люди, находя и выдумывая разные причины, как бы сговорились все и все отказались, как и теперь отказываются от вечного своего спасения или от царствия Божия. Тот поле купил и ему некогда, тот волов купил, а тот невесту нашел; дополним эти причины: один дом строит, другой судно покупает, третий в торговлю пустился, четвертый занялся воспитанием детей; словом – все заняты каждый своим делом. Некогда им Богу помолиться, в церковь ходить, Евангелие читать, посты соблюдать: то в клубе нужно посидеть, то гостей принимать, то именины, то крестины, то на браке побывать, то в конторе, то на должности, то на бирже, то в лавке, словом – разного рода занятиям и конца нет. А о спасении, о царствии Божием некогда думать. Вот Бог на место отказывающихся созывал прежде и теперь созывает в царство свое нищих, убогих, калек, беспомощных, гонимых, злостраждущих. Странно и удивительно тебе показалось бы, если бы ты зашел в какой-либо дом всячески убранный, разукрашенный зеркалами, люстрами, золотыми и серебряными вещами, и в этом доме увидел бы пирующими самых бедных, нищих, убогих, слепых, хромых, сухих и разных калек? Но это странным показалось бы только для человека, а Бог не на лицо зрит, не смотрит на наружное убранство, а смотрит на душу и на сердце человека. Всех нищих Бог оденет в дивные наряды на небе, только бы душа их не была запятнана грехами. Знаю что вы спросите: «разве у всех нищих чистая душа?» Все же у бедняка должна быть чище душа, нежели у богача. Бедняк не имеет денег, чтобы пиры строить, на зрелища ходить, веселиться, предаваться пьянству и разврату; только богатому, как говорится, в настоящей жизни разливное море, – что вздумал, захотел, все то перед его очами; а бедный рад куску хлеба и теплому углу хижины. Нет! Должно быть, бедные не столько грешны уже потому, что Бог их нашел годными для пополнения мест на Своем пире, способными и достойными занять места в царствии Божием. Кем же бы Бог мог восполнить этот недостаток? А ведь пир приготовлялся в течение нескольких тысячелетий – от сложения или сотворения мира, как сказано во св. Евангелии. Ангелы в пище не нуждаются, святые на небе сыты и довольны. Это пиршество, это блаженство в Царствии Небесном предоставит Господь нищим, скитающимся по улицам, просящим милостыню и злостраждущим. «Как же то столько безрассудны богатые, что отказываются от пира Божия?» – спросите. Дело простое: земные и тленные сокровища они ценят выше нетленных, небесных и вечных благ; земное свое благополучие предпочитают Царствию Небесному. «Да ведь это явная слепота», – скажете. Слепота, однако можно бы уразуметь цену и достоинство того и другого, различия временного, мимолетного удовольствия от вечного и бесконечного, драгоценного. «А!» – говорят богатые, – то невидимо, и еще не известно, и еще впереди; а настоящее перед нами»: «яждь, пий душа и веселися имаши блага многа» пр. Увы! Какая польза человеку, «аще приобрящет мир весь, душу же свою отщетит». «Глаголю бо вам, яко ни един из богачей, Мною званых не вкусит Моея вечери, не получит царствия небесного. Мнози бо суть звании, мало же избранных». Аминь.