Источник

107. В неделю 27-ю по Пятидесятнице

Братие! Восемнадцатилетнюю страдалицу от болезни исцелил Господь в субботу, за то подвергся нареканию со стороны начальника синагоги. Начальник синагоги сказал: «нельзя этого делать в субботу». «Что же можно делать? – как бы так спросил его Господь. – Ведь ты в праздник гонишь скотину на водопой, даешь ей корм, чтобы она не пропала; но неужели скотина дороже человека пред очами твоими?» Лицемере! «Кождо вас в субботу не отрешает ли своего вола или осла от ясли, и вед напояет?» Значит дела необходимые в праздник можно делать. Какие дела необходимости? Посетить и полечить больного, накормить голодного, одеть нагого, утешить скорбящего, напоить жаждущего, также напоить и накормить домашнюю скотину: все это дела необходимости. Продавать пищу на торжище, приготовлять ее – и это не грех; но заниматься торговлей для прибыли, празднословить, проводить время в праздности и веселии, особенно заниматься играми, пьянством и пиршествами – все это оскорбительно для Бога. По праздникам христианин должен заниматься только делами благочестия и милосердия. Непременно присутствуй при богослужении, занимайся чтением священных книг, посещай больных и в темнице заключенных, накорми сироту, вдовицу, странника и безродного – вот дела, приличные для христианина. Посещать публичные дома и места, предаваться нетрезвости – это крайне оскорбительно для Бога и греховно для святости праздничного дня. Желаешь избежать в жизни несчастья, не оскорбляй Бога грехами своими. Если станешь толковать закон Божий и постановления церкви по-своему; то сперва станешь нарушать малые заповеди, а потом большие, а там вовсе отстанешь от веры и благочестия. Зачем себя доводить до того, чтобы после пришлось раскаиваться и говорить: «я знаю, за что меня Бог наказал». От чего наши деды и прадеды были благочестивее нас? Скажете, что они были глупее нас? Нет! Тот глупее, кто более грешит. В прежние времена не побывать в церкви во время богослужения считалось величайшим грехом. Взять в руки топор в праздник или снопы и сено возить считалось тоже величайшим преступлением; воровство и распутство неслыхано было. Правда излишество в пище и питии допускалось, но все было как-то благопристойно. Брани взаимной никогда бывало не услышишь нигде, а теперь на каждом шагу. Были свадьбы, были и крестины, но это было как-то благоприлично, на них не было большого пьянства и безобразия. Чтобы сын или дочь осмелились сесть перед отцем или что-либо по-пустому говорить, – этого никогда не услышишь; а ныне страшные дела совершаются в семействах: кто сильнее или пьянее, тот и управляет домашними. Кто только побывал в корчемнице, сейчас же и заговорит буйным языком в семействе. И ни один праздник Божий не обойдется без того, чтоб не было или кричащих, или ругающихся, или пьяных! Таковы ныне христиане! Что доброго ожидать от такой жизни? Очевидно только гнева Божия. А за этим дело не станет. Станут умирать в доме, ничего не поделаешь, смерти не остановишь. Бог долго терпел, – потерпишь и ты от Него много бед и злостраданий.

Боже! Боже! Велики грехи наши, помилуй нас. Аминь.


Источник: Простые и краткие поучения на дни воскресные и праздничные протоиерея Василия Бандакова – Изд. второе испр. доб., Т. 8. – Мариуполь: Тип. А.А. Франтова, 1885. – IV, 368, II с.

Комментарии для сайта Cackle