Источник

Поучение в Великую Субботу

Ныне суд миру сему.

Когда люди совершили неправедный суд над Сыном Божиим, и умертвили Его; тогда начался и суд Божий над людьми – грешниками. Когда Сын Божий пострадал на кресте, на кресте и умер, – с того времени начался и суд Божий над миром лукавым и грешным, и суд этот кончится и совершится тогда, когда Сын Божий явится с силою и славою многою на облаках небесных. – Кого же Он судить будет? – Во-первых, язычников, за то, что они, будучи сотворены Богом, не жили по своему разуму и совести, а поступали по внушению своих страстей, и почитали не Бога творца своего, а бездушных идолов. Во-вторых, Иудеев, которые, получив через Моисея заповеди Божии, не исполняли их, и не приняли обещанного им Искупителя мира, и распяли Его на кресте, по своему ослеплению, неверию и жестокосердию. Наконец, самый тяжкий гнев Божий будет над нами христианами; ибо в лице нашем соединены грехи и язычников, и Иудеев, и наши собственные грехи. – Согрешая против совести и разума, мы имеем своих идолов, которых называем своим Богом: красоту женскую, чрево свое, мамону; мы виновны в грехах Иудеев; ибо не исполняем десяти заповедей Божиих. – Притом, хотя мы и приняли Христа и уверовали в Него, однако Его заповедей в Евангелии написанных не исполняем, жизни Его не подражаем и тысячекратно Его своими грехами распинаем. Притом, мы должны Богу и за то, что вновь рождены в крещении, не только для временной, но и для вечной жизни, и – за искупление наше, и за дарование нам покаяния, и за все благодатные дары Духа святого. – Нет! мы далеко виновнее и преступнее самих язычников и Иудеев; ибо мы клятвопреступники пред Богом, мы давали клятву при крещении, быть Ему верными: отрицались дьявола и всех дел его, и сочетались Христу, и эту клятву запечатлевали Духом Божиим в миропомазании, и кровью Господа в причащении. – Что, если бы родной сын твой, обещавшийся тебе быть верным до смерти, продал бы тебя врагам твоим на смерть? А мы, согрешая, продаем Бога Творца своего и Искупителя своего врагам Его – страстям, – как бы Иудеям, миру – сему Каиафе, дьяволу – сему Пилату. Поэтому, наш грех так велик, как Сын Божий велик. – Нам надлежало бы за этот тяжкий грех, за клятвопреступление против Бога, или однажды и на веки умереть, или каждую минуту умирать в продолжение всей вечности. Но душа наша никогда не может уничтожиться, умереть на веки; и вот в наказание наше остается бесконечный и вечный ряд смертей в аду. – Но о пребесконечная благость Божия! – ты даровала нам еще одно средство спастись от погибели – спасительное покаяние; – эта одна благонадежная ветвь обрелась для нашего спасения, – покаяние истинное, совершенное, и полное покаяние; но увы! мы и после покаяния, опять согрешая, тотчас вновь навлекаем на себя еще тягчайший суд Божий, увеличиваем гнев Божий, и муки большие уготавливаем... – Боже! грехи наши были так тяжки, что нужно было Тебе, Сыне Божий, снизойти на землю, тяжко пострадать и умереть и быть положенным в гробу?... А мы.... не боимся грехов, не каемся не оставляем беззаконий, не боимся лютой смерти и вечной геенны? – Что нас ожидает? какой суд хочешь сотворить Ты над нами, Сыне Божий? Какою смертью накажешь нас!?....

Ныне суд миру сему, – нет! только начало суда. Страшный суд будет; на этом суде и решится участь наша. – Помяни нас Господи, егда прийдеши во царствии Твоем. Аминь.


Источник: Поучения настоятеля Архангело-Михайловской г. Таганрога церкви свящ. Василия Бандакова. - 2-е изд., испр. - Таганрог : тип. П.С. Муссури, 1875. – 65, [1] с.

Комментарии для сайта Cackle