О молитве и посте
В Евангелии говорится, что однажды привели к ученикам Христовым бесноватого. Сколько апостолы ни старались изгнать злого духа, он не слушал и говорил: «Не выйду». Тогда бесноватого отвели ко Христу, и Сам Господь изгнал беса. Ученики, оставшись наедине со Христом, с оттенком упрёка говорили Ему: Почему мы не могли изгнать его? Господь сначала сказал: По неверию вашему, затем же добавил: Сей род (то есть злые духи) изгоняется только молитвою и постом (Мф.17:19–21).
Итак, молитва, пост и бодрствование над собою, то есть хранение своих мыслей и чувств, делают нас победителями бесов – врагов нашего спасения. Самое трудное из этих дел – молитва. Всякая добродетель вследствие упражнения превращается в навык, а молитва до самой смерти требует побуждения и является следствием подвига.
Молитва трудна, так как ей противится наш ветхий человек2. Но она трудна ещё и потому, что лукавый всей силой восстаёт на молящегося. Молитва для диавола есть вкушение смерти, хотя, конечно, он уже умер духовно. Но молитва как бы снова поражает его, а потому он всячески противится ей. Даже святые уж, кажется, должны бы только утешаться молитвой, но по временам она и для них трудна. Правда, молитва несёт с собой и высокое утешение, и не только праведнику, но и грешнику.
Враг сильно нападает, внушая уныние, отчаяние и какой-то необычайный страх. Там убоятся они страха, где нет страха (Пс.13:5). Иногда человек чувствует своё полное бессилие и руки опускает. Но такая печаль незаконна: нужно молитвой и крестным знамением, в котором сокрыта непостижимая сила, противиться козням лукавого.
Второе средство для получения спасения – это пост. Пост бывает двоякий: внутренний и внешний. Первый есть воздержание зрения, слуха и всех наших чувств от всего скверного и нечистого, второй – воздержание от скоромной пищи. Тот и другой пост неразрывно связаны друг с другом. Некоторые же люди всё внимание обращают только на внешний пост, совсем не понимая внутреннего.