Святые Тайны
Вопрос 460. Некоторый христолюбивый муж спросил того же старца: должно ли любопытствовать о Божественных Тайнах, и, приступая к ним, грешный осуждается ли как недостойный?
Ответ. Придя в святой храм для принятия Тела и Крови Христовых и принимая оные, внимай себе, чтобы несомненно веровать истине сего Таинства. А как сие бывает, не любопытствуй, по сказанному: «приимите, ядите: сие есть Тело Мое... и... Кровь Моя». Господь дал нам их во оставление грехов (Мф. 26, 26; Мк. 14, 22). Надеемся, что кто верует так, тот не осудится, а кто не верует, уже осужден. Итак, не воспрещай себе приступать, осуждая себя как грешного, но признавай, что грешник, приступающий к Спасителю, удостаивается отпущения грехов. И в Писании видим приступавших к Нему с верою и слышавших оный Божественный глас: «прощаются тебе грехи твои» (Мф. 9, 2–5; Мк. 2, 5; Лк. 7, 47–48). Если бы приступавший к Нему был достоин, то он не имел бы грехов; но как он был грешник и должник, то и получил прощение грехов. Послушай и Самого Господа, Который говорит: «Я пришел призвать не праведников, а грешников к покаянию» (Лк. 5, 32), и еще: «не здоровые имеют нужду во враче, но больные» (Мф. 9, 12). Итак, признавай себя грешным и болящим и приступи к Могущему спасти погибшего (см. Мф. 18, 11; Лк. 19, 10).
461. Вопрос того же, подобный предыдущему. Владыко, объясни мне, как Владыка наш Спаситель Христос допустил Иуде предателю причаститься Тайной Вечери? Святой же Иоанн Златоуст в толковании на Евангелие от Матфея говорит: «Надлежит недостойному воспретить Причащение страшной, таинственной трапезы». И святой Павел (см. 1Кор. 11, 29) говорит, что таковой подлежит суду, а это не попускает никому, сознающему в себе согрешения, дерзнуть когда-либо приступить к оной честно́й и страшной Тайне и причаститься жизни, в ней сокровенной. Итак, как должно поступать в сем деле, ибо я, как грешный, весьма смущаюсь сим.
Ответ. Бог допустил Иуду причаститься Тайной Вечери, дабы показать великое Свое человеколюбие и то, что Он до последнего издыхания терпит человеку, желая ему покаяться, «чтобы грешник... жив был» (Иез. 33, 11). Посему Господь и ноги умыл ему, и допустил причаститься Таинств, чтобы отнять всякое оправдание как от него, так и от тех, которые всегда говорили бы, что если бы Господь допустил его насладиться Таинств Своих, то он не погиб бы; но Иуда сам подверг себя осуждению, и на нём исполнилось то, что говорит Апостол: если «неверный отлучается, да разлучится» (1Кор. 7, 15). Это же относится и к некающимся грешникам. А словá святого Иоанна Златоуста означают вразумление угрозою суда и му́ки, ибо он не сказал: «отвергнуть» или «отлучить» их от Церкви, чего и Иисус не сделал с Иудою. Если же они пребудут нераскаянными и дерзают приступать, то сами себя подвергают осуждению, лишая себя славы Божией. Но когда приступают к Святым Тайнам грешники, как уязвленные и просящие милости, таких врачует и делает достойными Своих Таинств Сам Господь, сказавший: «Я пришел призвать не праведников, а грешников к покаянию» (Мк. 2, 17), и еще: «не здоровые имеют нужду во враче, но больные» (Мк. 2, 17). Снова повторяю, что сказанное святым Иоанном: воспретить согрешающим причащаться Святых Таин, – состоит в том, чтобы засвидетельствовать им осуждение, ибо: «кто будет есть хлеб сей и пить чашу Господню недостойно, виновен будет против Тéла и Крови Господней» (1Кор. 11, 23). Такой уже извержен из Церкви Божией и, причастившись, не приобретает ничего, кроме осуждения; потому-то святой Иоанн и не сказал: «Подобает отлучать», – чтобы они сами на себя изнесли осуждение. И никто не должен признавать себя достойным Причащения, а говорить: «Я недостоин, но верую, что освящаюсь Причащением», – и сие исполняется над ним по вере его Господом нашим Иисусом Христом, Которому слава вовеки. Аминь.
Вопрос 611. Поистине, отец мой, вы вожди слепых и о Христе свет омраченных, и чрез вас открыта нам истина. И в сказаниях старцев находим, что был один старец, по простоте своей говоривший, будто хлеб, которого мы причащаемся, не есть истинное Тело Христа, но только образ его. И если бы он не помолился о сем Богу, то не познал бы истины. И другой, также великий старец, думал, что Мелхиседек есть Христос, и когда помолился о сем Богу, то Бог открыл ему истину. Господа ради, прости меня, Отец мой, что осмеливаюсь спросить о том, что превыше меня. Но так как Бог наш твоею святынею наставил нас на непогрешительный путь истины, то прошу тебя вполне объяснить нам сие, чтобы ум и немощное сердце наше были чисты от сих исследований. Почему Бог попустил таким мужам иметь неправильные мнения, хотя они не просили о сем разумении; но почему не дано оно им «даром» для отвращения вреда, который могут получить впоследствии читающие? Ибо хотя они сами и не преткнулись ни в правой вере, ни в добродетели, но подобные мне, слабые и нерадивые, веря им несомненно, легко могут получить через то вред, в неведении сказанного вами, что и святые не могли постигнуть всех таинств и что они не помолились Богу об удостоверении, справедливы ли оные (мнения, или нет). Снисходя моей немощи, объясни мне и сие, милостивый отец мой!
Ответ. Сын мой! Бог не оставил таких мужей в заблуждении, потому что тот оставляет другого в заблуждении, кого спрашивают о пути, но он не говорит истины. Святые же не вопрошали Бога о сем, чтобы узнать от Него истину. Если же говоришь, почему Бог благодатию Своею не воспрепятствовал им в том для пользы других, которые впоследствии будут читать их Писания, то можешь сказать и о всяком грешнике: почему Бог не воспрепятствовал ему Своею благодатию, когда знал, что он грехами своими соблазнит многих и многие получат через него вред? В таком случае и жизнь человеческая будет уже не свободная, но подверженная насилию. И кто может воспрепятствовать Богу спасти таким образом всякого человека? Что же, разве в Писании не находятся такие изречения, о которые претыкаются неведающие и не разумеющие духовного смысла Писания? Итак, должны ли мы сказать, почему Бог не открыл всем духовного смысла Писания, чтобы люди не получали вреда, но предоставил святым, бывшим в различные времена, труд изъяснить нужное? Для того-то и постановлены учителя и истолкователи, как говорит Апостол (см. 1Кор. 12, 28 и 30). Не заблуждайся же относительно тех мужей, о которых ты вопрошал: если бы они просили Бога, то получили бы вразумление, ибо Он сказал: «всякий просящий получает, и ищущий находит» (Мф. 7, 8). Но как Господь явил нам путь жизни через пророков и апостолов, хотя каждый из них говорил частно и Бог не вещал исключительно через одного из них, а оставленное одним по воле Божией сказано другим, так творил Бог и со святыми, после них бывшими, о чём одни говорят сомнительно, то́ истолковывают следующие за ними, чтобы Бог всегда прославлялся чрез святых Своих. Ибо Он есть Бог первых и последних, Ему слава вовеки, аминь.