Источник

Нечувствие

Вопрос 425. Как приобрести умиление в молитве, чтении и псалмопении?

Ответ. Умиление приходит от всегдашнего воспоминания. Итак, молящийся должен привести себе на память делá свои и то, как бывают судимы делающие подобное оным, и страшный оный глас: «идите от Меня, проклятые, в огонь вечный» и проч. (Мф. 25, 41). Воспоминание же грехов разумею не каждого порознь, чтобы иногда и чрез припоминание оных враг не ввел нас в оное пленение, но достаточно лишь вспомнить, что мы виновны во грехах. Если же и после сего будет продолжаться нечувствие, то не усомнимся, ибо нередко такое медление бывает от Бога – на искушение человеку, претерпит ли он сию холодность. А при чтении и псалмопении умиление зависит от того, чтобы человек возбудил ум свой ко вниманию произносимых им слов и воспринял в свою душу силу, заключающуюся в них: от благих – чтобы быть ревностным ко благому, от тех же, где говорится о воздаянии за зло, – дабы избежать того, что угрожает делающим злое. А пребывая в размышлении о сем, не ослабевай, если и тогда еще будет оставаться в тебе упомянутое нечувствие, ибо Милостив, и Щедр, и Долготерпелив Бог, принимающий наше тщание. Вспоминай всегда псалмопевца, который говорит: «Твердо уповал я на Господа, и Он приклонился ко мне и услышал вопль мой» и проч. (Пс. 39, 1). Поучаясь в сем, уповай, что вскоре посетит тебя милость Божия.

495. Прошение молитвы. Так как я грешен и по телесной моей немощи недостаточен сделать что-либо благое и угодное Богу, то прошу тебя, владыко, помолись ты обо мне, прогневавшем Бога, и ничего, как я уже сказал, не могущем сделать, потому что немощь мне препятствует.

Ответ прп. Варсонофия. Блажен ты, брат, если действительно ощущаешь, что имеешь грехи; ибо кто ощущает их, тот гнушается ими и всячески удаляется от них. Ощущать грехи свои и просить помощи у отцов, чтобы их молитвами к Богу избавиться от грехов и ожидающих грешника мук, – это уже и есть часть покаяния. Мы молимся о тебе, а ты старайся, по силе твоей, приобрести смирение и покорность. Не настаивай ни в каком случае, чтобы было по твоей воле, ибо от сего рождается гнев; не суди и не уничижай никого, потому что от сего изнемогает сердце и ослепляется ум, отсюда же является нерадение и рождается сердечное нечувствие. Непрестанно бодрствуй, поучаясь в законе Божием, ибо чрез сие согревается сердце небесным огнем, как сказано: «в мыслях моих возгорелся огонь» (Пс. 38, 4). Не печалься, брат: призвание твое от Бога; не унывай и не расслабевай; Бог не требует от тебя того, что выше силы твоей, но труда по возможности. Храни уста твои от праздного сло́ва и пустословия, и да не навыкает сердце твое злым словам. И вместе с молитвою святых повергни пред Богом силу твою, говоря: «будь милостив ко мне грешнику» (Лк. 18, 13). И Он помилует тебя, и сохранит, и покроет от всякого зла, чтобы ты от тьмы перешел к истинному свету, от прелести к истине, от смерти к жизни о Христе Иисусе, Господе нашем, Которому слава вовеки, аминь.

Вопрос 718. Когда молюсь или упражняюсь в псалмопении и не ощущаю силы произносимых слов, по причине сердечного нечувствия, то какая мне польза от сего моления?

Ответ. Хотя ты и не ощущаешь силы того, что произносишь, но бесы ощущают ее, слышат и трепещут. Итак, не переставай упражняться в псалмопении и молитве, и мало-помалу, помощию Божиею, нечувствие твое преложится в мягкость.


Источник: Симфония по творениям преподобных Варсанофия Великого и Иоанна. [Электронный ресурс] // Азбука веры

Комментарии для сайта Cackle