Источник

Крестное знамение

Вопрос 433. Помысл также ночью и днем побуждает меня полагать на себя крестное знамение много раз непрерывно.

Ответ. Если бодрствуем над собою, то довольно к нашему сохранению и спасению лишь однажды полагать на себя крестное знамение – днем ли, ночью ли. Когда уверены, что первая печать действительно цела, то нет надобности в другой, ибо искать другой – значит, что не существует первой. Сие можно видеть и в мирских делах: если запечатано сокровище и первая печать цела, то нет надобности в другой печати. Но сие делают бесы, дабы ввести нас в уныние и малодушие, чтобы мы вовсе не могли и одного раза сделать что-либо с трезвением и чисто, а потому лучше сделаем немногое со страхом Божиим, чем многое со смущением вражиим, ибо сказано: «Малое у праведника – лучше богатства многих нечестивых» (Пс. 36, 16). Говорю же сие на тот случай, когда при трезвении помыслы наносят нам беспокойство, понуждая сделать что-либо безвременно. Ибо, когда придет помысл оградить себя крестным знамением с радостью, а не из боязни или по какому-либо смущению, мы должны исполнить сие по возможности со страхом Божиим. Что делается по произволению, то преимущественно угодно Богу.

Вопрос 434. Если я положу на себя крестное знамение левою рукою, когда не могу сделать сего правою, то не будет ли это неприлично?

Ответ. Я теперь, когда хочу перекрестить правую руку, то делаю сие левою рукою.


Источник: Симфония по творениям преподобных Варсанофия Великого и Иоанна. [Электронный ресурс] // Азбука веры

Комментарии для сайта Cackle