Источник

Уныние

Вопрос 78, того же к тому же старцу. Прошу вразумить меня, отчего происходит слабость тéла и изнеможение сердца и почему не могу я постоянно сохранять один устав в пище?

Ответ. Удивляюсь я, брат, и изумляюсь, как мирские люди, ища приобретений или идя на войну, не обращают внимания ни на диких зверей, ни на нападения разбойников, ни на опасности моря, ни на саму смерть и не ослабевают душою, лишь бы приобрести желаемое богатство, хотя и не знают верно, получат ли его. Мы же, окаянные и ленивые, получившие власть наступать на змей и на скорпионов и на всю силу вражию и слышавшие сие: «это Я; не бойтесь» (Ин. 6, 20), зная несомненно, что мы не своею силою боремся, но силою укрепляющего и вооружающего нас Бога, изнемогаем и унываем. Отчего так? Оттого, что не пригвоздилась плоть наша страху Божию (см. Пс. 118, 120), и мы никогда не забывали «есть хлеб» наш (Пс. 101, 5–6). Потому переходим мы из одного в другое, и от одного устава пищи к другому, что не приняли совершенно огня, который Господь пришел ввергнуть на землю (см. Лк. 12, 49). Огонь этот сжег и истребил бы терние на мысленной нашей ниве; слабость наша, нерадение и любовь к телу не допускают нас восстать. Господь мне свидетель в том, что я знаю человека1, и он здесь, в сем благословенном обществе (да не скажет кто-нибудь, что я говорю о себе, и да не почтет меня ничтожного за нечто), который, если пребудет как есть, ничего не вкушая, не пия, не одеваясь в одежды до дня посещения его Господом, не будет в сем иметь нужды вовек, ибо пища, питие и одеяние его есть Дух Святый. Если хочешь поревновать ему, трудись, старайся, бойся Бога, и Он исполнит волю твою, как сказал устами Пророка: «желание боящихся Его Он исполняет» (Пс. 144, 19). И я, хотя ничего не значу, но ради заповеди Господней делаю по силе моей. От Бога же зависит утвердить нас, подать нам крепость и возвести нас во всякое благое дело, сохранить от всякого зла и спасти во Царствии Своем. Тому слава, аминь. Помолись обо мне и попроси также и старца помолиться с тобою.

Вопрос 255, того же к тому же великому старцу.

Помолись обо мне, отец мой: меня очень смущают помыслы блуда, уныния и боязни; и помысл говорит мне, чтобы я беседовал с братом, к которому чувствую влечение, когда его вижу, дабы молчанием моим не подать ему повода к подозрениям. Ощущаю также, что бесы как бы давят меня, и впадаю в боязнь.

Ответ. Брат! Ты не обучен еще браням с врагом, потому и приходят тебе помыслы боязни, уныния и блуда. Противостань им твердым сердцем, ибо борцы, если не подвизаются, не бывают увенчаны, и воины, если не покажут Царю своего искусства в бранях, не удостаиваются почестей. Вспомни, каков был Давид. Не поешь ли и ты: «Искуси меня, Господи, и испытай меня; расплавь внутренности мои и сердце мое» (Пс. 25, 2). И еще: «Если ополчится против меня полк, не убоится сердце мое; если восстанет на меня война, и тогда буду надеяться» (Пс. 26, 3). Также о боязни: «если я пойду и долиною смертной тени, не убоюсь зла, потому что Ты со мной» (Пс. 22, 4). Об унынии же: «Если гнев начальника вспыхнет на тебя, то не оставляй места твоего» (Еккл. 10, 4). Разве ты не хочешь быть искусным? Но муж, не испытанный искушениями, неискусен. Брáни делают человека искусным. Делание инока состоит в том, чтобы терпеть брани и противиться им с мужеством сердца. Но как ты не знаешь хитростей врага, то он и приносит тебе помыслы боязни и расслабляет твое сердце. Ты должен знать, что Бог не попустит на тебя брани и искушения выше силы твоей; тому научает тебя и Апостол, говоря: «верен Бог, Который не попустит вам быть искушаемыми сверх сил» (1Кор. 10, 13).

Брат! И я в юности моей многократно и сильно бывал искушаем бесом блуда и трудился, подвизаясь против таких помыслов, противореча им и не соглашаясь с ними, но представляя себе пред глазами вечные муки. Пять лет поступал я так ежедневно, и Бог облегчил меня от сих помыслов. Брань сию упраздняет непрестанная молитва с плачем. А то, что бесы давят тебя, происходит от зависти их; если бы могли, они выгнали бы тебя и из келии твоей; но Бог не попускает им владеть тобою, да они и не имеют на то власти. Бог вскоре мог бы облегчить тебя, но ты не стал бы тогда противиться другой страсти. Да не расслабят тебя бесы, чтобы обращать внимание на брата, которым завлекаешься, или беседовать с ним; но если тебе и случится нечаянно с ним сойтись, против твоего желания, удержи взор твой со страхом и благопристойностью и не слушай внимательно его го́лоса. Если же брат тот по неведению сам заговорит с тобою или сядет возле тебя, то искусно уклонись от него, впрочем не вдруг, но с благопристойностью. Скажи помыслу своему: вспомни Страшный суд Божий и стыд, который постигнет тогда увлекающихся сими постыдными страстями. Понуждай помысл свой – и получишь помощь молитвами святых, и Бог помилует тебя. Не будь дитя умом, «а по уму будь совершеннолетним» (1Кор. 14, 20) – умом же, брат, совершен будь. Внимай себе, как тебе встретить Бога. Аминь.

Вопрос 470. Отчего случается со мною, что когда говорю с кем-либо о деле, то говорю со смущением, и хотя многократно раскаиваюсь в сем, но снова и против желания моего впадаю в то же самое, а также отчего тяготит меня уныние?

Ответ. Сие случается оттого, что сердце наше не пребывает в делании, посему и впадает в уныние и во многие другие виды зла.

Вопрос 559. Откуда происходит уныние? И что надобно делать, когда оно происходит?

Ответ. Есть уныние естественное – от бессилия, и есть уныние от беса. Если хочешь распознать их, распознавай так: бесовское приходит прежде того времени, в которое должно дать себе отдохновение, ибо, когда человек начнет что-нибудь делать, оно, прежде нежели совершится треть или четверть дéла, нудит его оставить дело и встать. Тогда не надобно слушать его, но должно сотворить молитву и сидеть за делом с терпением, и враг, видя, что человек о сем творит молитву, перестает бороть его, ибо он не хочет давать повода к молитве. Естественное же уныние бывает тогда, когда человек трудится выше силы своей и понуждается еще более прибавить себе труда; и так образуется естественное уныние от бессилия телесного; при сем должно испытать силу свою и упокоить тело, по страху Божию.

Вопрос 560. А что если и самое то место, где случается демонское уныние, весьма знойно, содействует унынию и еще более отягощает человека, так что он не в состоянии бывает сопротивляться обоим? Не должен ли он посему удалиться оттуда в час брáни?

Ответ. Хорошо подвизаться, чтобы не удалиться от места своего во время брáни. Но кто видит, что он побеждается, будучи отягощаем трудом, пусть уступит и, облегчившись собственно от тяжести, да подвизается на самое уныние, призывая имя Божие, и получит помощь от Бога. Удаляться же ради уныния, тогда как нет тяжести, от места зависящей, лишь более отягощает, усиливает брань и наносит вред душе твоей. Когда же уныние овладеет кем, то прогоняется не иначе, как большим трудом, если и другие возносят о таком молитвы.

Вопрос 561. Когда от уныния найдет дремание и воспрепятствует предлежащему делу, должно ли вставать или продолжать дело сидя?

Ответ. Должно встать и не переставать молиться Богу, и Господь упразднит дремание молитвою.


Источник: Симфония по творениям преподобных Варсанофия Великого и Иоанна. [Электронный ресурс] // Азбука веры

Комментарии для сайта Cackle