Источник

508. Тот же (брат), будучи болен и не в силах совершать свое (молитвенное) служение стоя и принимать пищу однажды (в день), просил того же великого старца помолиться о нем и дать ему наставление касательно сего.   

Ответ. Когда евреям предлежало освободиться из рабства египетскаго, они терпели великую скорбь и тесноту, находясь между морем и варварскими руками. И, несмотря на знамения и чудеса, которые очи их видели на египтянах и во всей стране Египетской, они забыли Бога, сотворившего чудеса сии, и близки были к отчаянию в своем спасении, видя, что фараон со всею своею силою хочет напасть на них. Один только Моисей остался среди их непоколебимым в уповании на Всесильного Бога. Но так как «близ Господь... всем призывающим Его во истине» (Пс. 144:18), то, когда Моисей взывал от сердца и дверь молчания лежала на устах его, Сердцеведец отвечал: «что вопиеши ко мне? ударь жезлом, иже в руке твоей, море, и расторгается, и внидут люди, и прославлюся в фараоне и во всей силе его» (см. Исх. 14:15–17). Так и здесь. Есть болезнь, и есть запинание бесовское: отсюда скорби и смущение помыслов. Тело ослабевает от болезни и запинается отягощением от бесов. А когда Моисей возопиет молча, т. е. ум будет бодрствовать и взывать, во время ли сидения или возлежания, то услышит его слушаяй «тайная сердца» (Пс. 43:22), и исполнится слово Писания: «Aз сплю, а сердце мое бдит» (Песн. 5:2). И Господь запретит морю, говоря: «Открой путь людям Моим», и тогда потонет фараон со всем воинством, и народ получит тишину, чтобы совершать праздник Богу. Итак, стоишь ли ты или сидишь, или лежишь, пусть бодрствует сердце твое в твоем псалмослужении. Предавайся молитве, непрестанно прибегая к Богу днем и ночью, и тогда враги, борющие душу, отступят постыженные. Принимать пищу можно и дважды (в день): вкушай ее благочинно и со страхом Божиим, и, без сомнения, не будешь осужден. Сие значит, что ничего не должно вкушать по похотению, но когда имеешь, чего требует естество, и притом так, чтобы после пищи и пития чувствовать позыв на пищу. Прошу же тебя помолиться о мне, чтобы я благодушно и с веселием мог идти путем, простертым предо мною, ровным, углаженным, – путем полным мира, радости и веселия, света и радования, которым невозможно насытиться и кроме которого нет иного.


Источник: Преподобных отцев Варсануфия и Иоанна руководство к духовной жизни в ответах на вопрошения учеников : Пер. с греч. - Репр. изд. - М. : Правило веры, 1998. - XXX, 496, 64 с. ISBN 5-7533-0074-X

Комментарии для сайта Cackle