Вопрос 385, того же. Прошу тебя, отец мой, скажи мне: чем дочь жены хананейской и раб сотника поспешествовали своему исцелению? Да и другой расслабленный, просив лишь о здравии тела, получил сперва оставление грехов (см. Мк. 2:5). В чем состоит здесь поспешествование? Также и Господь говорит апостолам: «елика аще разрешите на земли, будут разрешена на небесех» (Мф. 18:18), и: «ему же аще отпустите, отпустятся» (Ин. 20:23), а не сказал: если поспешествуют. Прошу тебя, изъясни мне все сие.
Ответ. Брат, скучно с непонимающими хода событий. Дочь жены хананейской и раб сотника были вне ума: одна по причине исступления, другой от действия сильной болезни, и потому не могли своею верою поспешествовать молящимся о них. Расслабленный же тот, показав веру в получении здравия телесного, по человеколюбию Владыки, сподобился и большего. Во время (земной жизни) Спасителя, для того, чтобы люди веровали Его пришествию, вначале происходили чудеса и без споспешествования (тех, на коих они простирались), и люди исцелялись туне во исполнение пророческого слова: «Той недуги наши прият и болезни понесе» (Мф. 8:17). Как неповинные греху, люди исцелялись благодатью Его, и не требовалось от них споспешествования, кроме того, чтобы сохранить себя впоследствии, по слову Его: «се здрав еси: ктому не согрешай, да не горше ти что будет» (Ин. 5:14). И еще о Нем Самом Иоанн говорит: «се, Агнец Божий, вземляй грехи мира» (Ин. 1:29). Вникни, что он говорит: всего мира. Не принявшие же Его не получили исцеления, и исполняется на них (слово Писания): «Аще ли неверный отлучается, да разлучится» (1Кор. 7:15). А в том, что Он дал апостолам власть исцелять и прощать грехи споспешествующих молитве, да удостоверит тебя сам Иаков, получивший такую власть, который говорит: «много бо может молитва праведнаго поспешествуема» (Иак. 5:16). При Самом же Спасителе было иначе: те, которые приняли Его, спасались и получали исцеление, не принявшие же Его, но отринувшие – погибали. Итак, утвердимся верою и спасемся о имени Бога, Которому слава во веки, аминь.