Вопрос 360. Того же ли самого должно вопрошать вторично об одном и том же, или нет? Знаю, отец мой, что мне было сказано не делать известного дела, но я вторично спросил того же о том же самом и получил ответ сделать оное. Что это значит?
Ответ Иоанна. Брат! Судьбы Божия «бездна многа» (Пс. 35:7). Смотря по сердцу вопрошающего, Бог влагает (слово) в уста говорящего ему или к испытанию его (вопрошающего), или потому, что сердце его переменилось и он удостаивается услышать иное; или другие, участвующие в том же деле, переменились, и Бог иначе говорит во святом Своем. Так говорил Он чрез Исаию и царю Езекии; ибо после того сказал ему: «заповеждь дому твоему, умреши бо» (4Цар. 20:1), сердце царя изменилось, и он опечалился. Тогда Бог чрез того же самого Исаию сказал ему: се, Бог приложи «к летом твоим других лет пятънадесять» (4Цар. 20:6). Если бы Он сказал сие чрез другого, то в сем был бы соблазн, что святые (об одном и том же) говорят различно. И опять, говоря сообразно с сердцем ниневитян чрез Иону, Он сказал: по триех днех превращу град (см. Ион. 3:4). Когда же сердца их пременились к покаянию, Бог явил на них Свое великое долготерпение и пощадил город за то, что он изменился к лучшему (см. Ион. 3:10). Потому никто не должен когда-либо переменять вопрошаемого святого, но вопрошать опять того же самого. Может быть, нужно будет, чтобы Бог по какой-либо причине изменил ответ, и сие совершается чрез того же святого, дабы иначе не произошло соблазна.