О молебнах
Да, для ощущения условий жизни и спасения.
(…)
18) О, непременно нужно заглянуть в сердце свое и проверить, посмотреть, есть ли там чувство умиленной любви к Богу. Мы должны постараться быть ищущими Господа всем сердцем, которое он примет.
7) Как может душа неочищенная ощутить сладость богообщения? Господь и нечистым иногда туне это дает. Да, но воспримет каждый сколько способен…
8) Дай, Господи, нам научиться молиться, воспринять этот дивный дар, как постоянное наставление, внедрение, как основание жизни…
23) а) Молитва «Боже милостив буди мне грешному» может наполнить душу и наполнять часами, днями, так же как У.молитва.
22) Тките молитву. (6/VIII 31)
23) ю) Если душа уходит вся в единение с Господом, да, м.б. и слова становятся не нужны, хотя беспредметного не нужно, но растворение себя в Боге и пред Богом во прахе – это неплохо. Как уже иначе сознавать или вернее, чувствовать себя пред Богом?
А при созерцании бывают ли мысли? Возможно, и как путь к нему, являются непременными.
Богосозерцание находится, и вернее на ином пути (…)
13) Молиться надо в простоте сердца. Ах, – простая душа, она очень хорошо молится.
25) Должны молиться, обязанны, это не заслуга. Ах, точно это спутник молитвы (пустота, помыслы о заботах дня), а, конечно, спутник то нашего окаянства. И все-таки нужно эти помыслы (о сокращении молитвы) перебарывать молитвою. А что рассеянность – ну, и отцы, да еще в начале подвига, не всегда были сосредоточены, что, конечно, нас утешает, но не оправдывает. Смиримся и будем воспитываться. (Бывает сначала рассеяние, а потом тихо, мягко внутри и хорошо – думается: пережить налет слабости, но не остановлено на ней внимание…)
26) Да, надо не забывать всегда молиться (…) Оказывается, нужно соблюдать правила духовной гигиены (вовремя молиться).
Хотя бы усилие на нее (молитву). А было бы усилие с болью и смирением, Бог призрел бы и было бы хорошо… Вот как скоро слушает (что стало хорошо). Пс. 144:18–19 Часть этих слов (…) и преподобный Серафим.
27) Да, нельзя молиться, когда нет мира и тишины в душе, но (…) следует не то, что (…)
равновесие и умиряет себя, что достигается также молитвой. Обязательно принуждать себя в таком состоянии.
21) Приведи, Господи, нас к тишине животной! (т.е. вечно жизненной в ощущении Богообщения)
9) Дай, Господи, чтобы дело нашего окрмления и впредь определялось молитвою, в ее русло вошло и в молитве вышло в жизнь бесконечную.
32) (Какими словами молишься в Н. мясопутную?) Суда Твоего, Господи, боюся, и муки бесконечные, злое же творя не престаю.
33) Во время «Да исправится молитва моя» – молиться, чтобы Господь по Своему милосердию Сам укрепил в самоукорении (не уклони), внимании себя к Господу.
18) И мы должны заботиться о внутреннем стяжании Христа в себя (…)
У.Б. не вне, а внутри: оно определяется не внешними признаками. Торжество праведников (Мф. 13:43), даже внешнее торжество – оно будет оттого, что светиться они будут внутренно…», у Пр. Серафима этот рай был, когда он немощным и претрудным старцем жил еще на земле, внешним раем он не жил, а внутренним…
21) а) Именно драгоценно ощущение это простоты и тихости, как свидетельство усвоения ним молитвы, свое значит и нам значимым ее благодатное состояние (18/I 32)