Источник

Часть IV. Человек в вечности. Эсхатология

1. Взгляд в будущее: пророчества и даты

Трудно найти человека, который не хотел бы заглянуть в будущее и узнать, что ждёт его через день, через год, через десяток лет... Это желание возникает не только из праздного любопытства, но имеет и психологическое оправдание, ибо если мы знаем, что нас ждёт за поворотом, то кажется – есть шанс, есть время заранее к этому приготовиться. Но в удовлетворении этого желания кроется опасность.

Знание будущего может повредить волю и сознание человека. Ибо в одном случае человек может впасть в фатализм (если будущее уже определено, то незачем понуждать себя к добру); в другом – в беспечность (если всё будет хорошо, то незачем трудиться), в третьем – в уныние (если будет плохо, то нет смысла в каких-либо усилиях). Поэтому когда ученики спрашивают Господа о будущем, Он отвечает строго: Не ваше дело знать времена или сроки, которые Отец положил в Своей власти (Деян. 1:7). И призывает их: Бодрствуйте, потому что не знаете, в который час Господь ваш приидет (Мф. 24:42).

Однако Господь и не лишает их полностью ведения будущего. То, что необходимо и полезно для духовной жизни человека, Он открывает Своим ученикам, и это Откровение вместе с предсказаниями пророков, апостолов и святых угодников стало достоянием Православной Церкви, которым она делится со всеми своими детьми. Человеку необходимо знать будущее, чтобы понимать конечные цели и смыслы своей земной жизни, правильно распорядиться отведённым временем и реализовать свой шанс на вечную радостную жизнь в единстве с Богом.

В свидетельствах о будущем человечества описываются определённые события, но в большинстве случаев не указываются их сроки и даты. Несомненно, что всё, предсказанное Господом, исполнится, ибо ни одна йота или ни одна черта не прейдет из закона, пока не исполнится все (Мф. 5:18). Но почему Господь в большинстве случаев не указал дат исполнения пророчеств?

Человеческая история – это не простой росчерк пера Вседержителя под заранее написанным планом и не программа в компьютере, но линия жизни, пролагаемая совместным действием воли Божией и воли человеческой. И поскольку люди свободны, движение к конечным судьбам мира оказывается сложным. Конечно, всё определённое Богом обязательно исполнится, но сроки и даты этого исполнения обусловливаются взаимодействием Промысла Божия и сознательного выбора людей. Бог живёт вне времени, поэтому Ему эти даты не нужны, а для нас они возникают, когда мы делаем нравственный выбор и совершаем те или иные поступки. В итоге даты будущих событий формируются постоянно, и через своё отношение к Богу мы можем их даже сместить в ту или иную сторону, но сами события, определённые Богом, мы отменить не в силах.

Пояснить это можно на таком примере. Садовник знает, что в августе у него поспеет виноград, но он не может назвать точную дату его созревания, ибо она зависит не только от стараний садовника, но и от внешних погодных условий, которые не находятся в его власти. Дата созревания формируется в результате взаимодействия садовника и сил природы, но виноград обязательно будет, грозди созреют, их непременно срежут и приготовят вино.

2. Необходимость повторного пришествия Христа на землю

После Воскресения Господа Иисуса Христа всё человечество в духовном плане идёт по двум путям: дороге жизни и дороге смерти. Все дороги рано или поздно приводят к конечной цели, где и обнаруживается истинный смысл всего пути. Завершающим событием земной истории, согласно божественному Откровению, будет Второе пришествие Христово и Страшный Суд. За этим порогом перед каждым человеком откроется вечная жизнь, соответствующая его духовному состоянию, достигнутому в жизни земной. Это очень важно знать, чтобы понимать, для чего здесь, на земле, необходимо понуждать себя к богоугодной жизни. Без осознания конечных целей жизни призывы к нравственности бессмысленны. Поэтому для построения христианской антропологии очень важно понимание конечных судеб мира и человека, что и станет темой наших дальнейших рассуждений.

Земная история человечества имеет цель привести каждого человека к нравственному самоопределению в отношении добра и зла, Бога и диавола, Царства Божия и ада. Это самоопределение выразится в укоренении соответствующих навыков и принципов жизни в душах людей. В Евангелии этот процесс описан многократно в притчах о пшенице и плевелах (Мф. 13:25–40), о закваске (Лк. 13:21) и других. Бог даёт шанс каждому человеку развиться и созреть в соответствии с его свободным выбором, но предупреждает через Евангелие и отцов Церкви, что для него является истинным благом, а что приведёт к страданиям и смерти.

Идея созревания относится не только к каждому конкретному человеку, но и ко всему человечеству в целом. Оно также находится в состоянии выбора, самоопределения, но такое состояние не может длиться вечно, потенциал нравственного роста в этих рамках рано или поздно будет исчерпан. И тогда наступит конец этого мира. Когда же будет достигнут последний рубеж?

В Священном Писании этот момент четко связан с возобладанием и торжеством зла, греха и диавола во всех сферах человеческой жизни. Именно это сделает бессмысленным дальнейшее существование нынешнего мира. «Настанет некогда время, – учит прп. Антоний Великий, – и человеки вознедугуют. Увидев неподверженного общей болезни, восстанут на него, говоря: ты по преимуществу находишься в недуге, потому что не подобен нам»792.

В церковной традиции существует и другое мнение, не противоречащее вышесказанному, что конец этого мира и Второе пришествие Христа наступит, когда количество праведников в ином мире достигнет определённого числа: И сказано им, чтобы они успокоились ещё на малое время, пока и сотрудники их и братья их, которые будут убиты, как и они, дополнят число (Откр. 6:11). Иногда высказывается предположение, что это число соответствует количеству отпавших от Бога ангелов. Возможно, что это и так. Подобная мысль не противоречит церковному вероучению, но не имеет достаточных богословских оснований в Священном Предании и может рассматриваться только как частное богословское мнение.

3. Признаки Второго пришествия Христа

Рассмотрим важнейшие признаки духовной деградации человечества, которая завершится Вторым пришествием Спасителя.

Священное Писание содержит несколько мест, где довольно подробно описываются последние события в жизни нынешнего мира. В Ветхом Завете говорится об этом у пророков Исаии, Иеремии, Иезекииля, Даниила. В Новом Завете самые важные места – Мф., гл. 24–25; Лк., гл. 21; Мк., гл. 13; 1Фес., гл. 5; 2Фес., гл. 2; Откровение (Апокалипсис) апостола Иоанна Богослова. Многие будущие события описаны образным языком через символы (особенно в Апокалипсисе), так что в прочтении и понимании этих текстов могут быть расхождения даже в рамках церковной традиции. Однако эти описания в целом по смыслу достаточно сходны, поэтому их можно обобщить и выделить главные признаки Второго пришествия Христа.

1. Отвержение или искажение христианства. Имеется в виду торжество секуляризма, агностицизма, атеизма и отступление от христианства народов, ранее принявших веру в Иисуса Христа. Нечестие последних времен апостол Павел называет отступлением – апостасией (ἀποστασία): Да не обольстит вас никто никак: [ибо день тот не придет,] доколе не придет прежде отступление (2Фес. 2:3). Христианство будет либо отвергаться, либо приниматься только в искажённом виде, в котором будет оправдана греховность человека или вообще уничтожено понятие греха. Такое лжехристианство позволит человеку удовлетворять любые греховные страсти и при этом считать себя хорошим и даже праведным: Будет время, когда здравого учения принимать не будут, но по своим прихотям будут избирать себе учителей, которые льстили бы слуху (2Тим. 4:3).

2. Появление лжехристов и лжепророков, распространение ложных учений, религий, совершение ложных чудес. Религиозная свобода приведёт к религиозной анархии, вседозволенности, безрассудству. Об этом прямо говорит Господь: Многие придут под именем Моим, и будут говорить: «я Христос», и многих прельстят (...) и многие лжепророки восстанут, и прельстят многих (Мф. 24:5, Мф. 24:11).

Лжехристы и лжепророки – это люди, которые с помощью диавола, посредством лжи, манипуляций общественным сознанием, магии будут пытаться выдать себя за исключительных посланников Божиих и подчинить себе массы. Свои пророчества они будут подтверждать ложными чудесами.

В Священном Писании различаются чудеса истинные и ложные. Субъективно они могут восприниматься одинаково, но по сути противоположны. Ложное чудо потому и ложное, что произведено отцом лжи диаволом (см.: Ин. 8:44). Прежде всего оно иллюзорно, и совершается, чтобы потрясти сознание людей, насильственно подчинить их другой личности и прельстить, если возможно, и избранных (Мф. 24:24). Ложное чудо рассчитано на шоковый эффект, порождающий персональную зависимость. В Священном Писании говорится, что антихрист и его слуги накануне Второго пришествия Христова будут обольщать людей именно такими ложными чудесами (см.: 2Фес. 2:9).

В отличие от них истинные чудеса совершаются, чтобы подвигнуть людей ко спасению и всегда имеют благой, спасительный смысл. Реально управлять окружающим миром и его законами может лишь Создатель мира. Поэтому все истинные чудеса совершаются только Богом, даже если происходят по молитвам святых. Все великие святые чудотворцы осознавали, что они суть лишь орудия, посредники воздействия Промысла Божия, и если произошло истинное чудо, то благодарение за него нужно воссылать именно Богу. Они говорили это не из личной скромности, но ясно осознавая духовную реальность происшедшего. Несомненно, что все чудеса, совершённые Спасителем в Его земной жизни, были истинными, ибо приводили не только к избавлению от страданий, но и к познанию Бога и спасению души (см.: Мф. 14:33; Мк. 5:20; Ин. 9:38), свидетельствовали о Его божественном посланничестве (см.: Ин. 5:36), подтверждали Его слова, укрепляли учеников в вере и надежде, что всё обещанное и предсказанное Господом несомненно исполнится.

При этом ещё в Ветхом Завете Господь предупредил, что вера, основанная на чуде, слаба, более того, чудо вторично по значимости в сравнении с Откровением: Если восстанет среди тебя пророк, или сновидец и представит тебе знамение или чудо, и сбудется то знамение или чудо, о котором он говорил тебе, и скажет притом: «пойдем вслед богов иных, которых ты не знаешь, и будем служить им» – то не слушай слов пророка сего, или сновидца сего; ибо [чрез сие] искушает вас Господь, Бог ваш, чтобы узнать, любите ли вы Господа, Бога вашего, от всего сердца вашего и от всей души вашей; Господу, Богу вашему, последуйте и Его бойтесь, заповеди Его соблюдайте и гласа Его слушайте, и Ему служите, и к Нему прилепляйтесь; а пророка того или сновидца того должно предать смерти за то, что он уговаривал вас отступить от Господа, Бога вашего (Втор. 13:1–4).

3. Торжество греха и зла в обществе. Описывая последние времена, Господь прямо говорит о всемирном нравственном падении человечества: Друг друга будут предавать, и возненавидят друг друга (...) по причине умножения беззакония, во многих охладеет любовь (Мф. 24:10–12). Ненависть и разделение проникнут даже в семьи: Предаст же брат брата на смерть, и отец – детей; и восстанут дети на родителей и умертвят их (Мк. 13:12). Апостол Павел так изображает нрав людей тех времен: В последние дни наступят времена тяжкие. Ибо люди будут самолюбивы, сребролюбивы, горды, надменны, злоречивы, родителям непокорны, неблагодарны, нечестивы, недружелюбны, непримирительны, клеветники, невоздержны, жестоки, не любящие добра, предатели, наглы, напыщенны, более сластолюбивы, нежели боголюбивы, имеющие вид благочестия, силы же его отрекшиеся (2Тим. 3:1–5).

4. Общественные бедствия и войны. Нравственная деградация приведёт к социальной неустойчивости всего человечества, что спровоцирует возникновение войн, терроризма, революций и других общественных бедствий: Также услышите о войнах и военных слухах (...) ибо восстанет народ на народ, и царство на царство (Мф. 24:6–7; см. также: Мк. 13:8). Повсеместно будут возникать социальные волнения.

5. Природные бедствия. Помимо общественных бедствий участятся и различные природные катаклизмы: Будут глады, моры и землетрясения по местам (Мф. 24:7), также будут знамения в солнце и луне и звездах... море восшумит и возмутится (Лк. 21:25). Поэтому для многих людей господствующими состояниями духа в эти времена будут уныние, недоумением, страх (Лк. 21:25–26), а также состояние скорби от ожидания грядущих бедствий (см.: Мф. 24:29).

6. Распространение Евангелия во всем мире. Перед кончиной мира все человечество будет знать, по крайней мере на уровне основ, учение Иисуса Христа, и никто не сможет сказать на Страшном Суде Господу, что не имел возможности знать о Нем: Проповедано будет сие Евангелие Царствия по всей вселенной, во свидетельство всем народам; и тогда придет конец (Мф. 24:14).

7. Обращение Израиля ко Христу. Ярким событием последних времен будет массовое обращение евреев ко Христу. Об этом прямо говорит апостол Павел: Ожесточение произошло в Израиле отчасти, [до времени], пока войдет полное [число] язычников; и так весь Израиль спасется, как написано: придет от Сиона Избавитель, и отвратит нечестие от Иакова. И сей завет им от Меня, когда сниму с них грехи их. В отношении к благовестию, они враги ради вас; а в отношении к избранию, возлюбленные [Божии] ради отцов. Ибо дары и призвание Божие непреложны. Как и вы некогда были непослушны Богу, а ныне помилованы, по непослушанию их, так и они теперь непослушны для помилования вас, чтобы и сами они были помилованы. Ибо всех заключил Бог в непослушание, чтобы всех помиловать (Рим. 11:25–32). Что будет причиной их обращения, апостол Павел не говорит, но распространенным мнением является предположение, что когда антихрист, ожидаемый израильтянами как мессия, обнаружит свою диавольскую злобу, это приведёт многих к вере в Иисуса Христа, к покаянию и принятию христианства.

8. Явление и проповедь двух великих пророков. Согласно Церковному Преданию непосредственно перед Вторым пришествием Христа явятся для проповеди истины два великих праведника древнего мира – Илия и Енох. О явлении Илии предсказывали ещё ветхозаветные пророки: Я пошлю к вам Илию пророка пред наступлением дня Господня (Мал. 4:5). Иисус Христос подтверждает это пророчество: Правда, Илия [должен] прийти прежде и устроить всё (Мф. 17:11). Согласно свидетельству Писания пророк Илия не пережил смерти, но вместе с телом был взят Богом на небо (см.: 4Цар. 2:11). Предполагается, что праведный Енох также был вознесён на небо в теле (см.: Быт. 5:24). Поэтому они явятся на земле ещё раз, чтобы засвидетельствовать миру о Христе и погибнуть посреди Иерусалима: И дам двум свидетелям Моим, и они будут пророчествовать тысячу двести шестьдесят дней, будучи облечены во вретище. Это суть две маслины и два светильника, стоящие пред Богом земли. И если кто захочет их обидеть, то огонь выйдет из уст их и пожрет врагов их; если кто захочет их обидеть, тому надлежит быть убиту. Они имеют власть затворить небо, чтобы не шел дождь на землю во дни пророчествования их, и имеют власть над водами, превращать их в кровь, и поражать землю всякою язвою, когда только захотят. И когда кончат они свидетельство свое, зверь, выходящий из бездны, сразится с ними, и победит их, и убьет их, и трупы их оставит на улице великого города, который духовно называется Содом и Египет, где и Господь наш распят. И [многие] из народов и колен, и языков и племен будут смотреть на трупы их три дня с половиною, и не позволят положить трупы их во гробы. И живущие на земле будут радоваться сему и веселиться, и пошлют дары друг другу, потому что два пророка сии мучили живущих на земле. Но после трех дней с половиною вошел в них дух жизни от Бога, и они оба стали на ноги свои; и великий страх напал на тех, которые смотрели на них. И услышали они с неба громкий голос, говоривший им: взойдите сюда. И они взошли на небо на облаке; и смотрели на них враги их (Откр. 11:3–12).

9. Правление антихриста. Непосредственно перед пришествием Христовым диавол воздвигнет особого служителя лжи и зла – антихриста (ἀντίχριστος), при котором отступление от Бога и различные бедствия достигнут полной силы. Согласно церковному учению антихрист – это противник Христа и одновременно тот, кто пытается поставить себя на место Христа.

В Священном Писании это наименование употребляется двояким образом. В широком смысле словом «антихрист» именуется всякий, отвергающий Отца и Сына (1Ин. 2:22), всякий дух, который не исповедует Иисуса Христа, пришедшего во плоти, не есть от Бога, но это дух антихриста (1Ин. 4:3), то есть всякий, кто отрицает истинность Божества и человечества Иисуса Христа, может быть назван антихристом. В этом смысле уже в конце I века по Рождестве Христовом появилось много антихристов (1Ин. 2:18). Но в строгом смысле это наименование употребляется в отношении конкретного человека, который станет исключительным орудием в руках диавола. Господь предупреждает об этом иудеев: Иной придет во имя свое, его примете (Ин. 5:43).

Антихрист явится непосредственно перед Вторым пришествием Христа, чтобы обольстить человеческие души: [День тот не придет,] доколе не придет прежде отступление и не откроется человек греха, сын погибели, противящийся и превозносящийся выше всего, называемого Богом или святынею, так что в храме Божием сядет он, как Бог, выдавая себя за Бога. Не помните ли, что я, ещё находясь у вас, говорил вам это? И ныне вы знаете, что не допускает открыться ему в свое время. Ибо тайна беззакония уже в действии, только [не совершится] до тех пор, пока не будет взят от среды удерживающий теперь. И тогда откроется беззаконник, которого Господь Иисус убьет духом уст Своих и истребит явлением пришествия Своего того, которого пришествие, по действию сатаны, будет со всякою силою и знамениями и чудесами ложными, и со всяким неправедным обольщением погибающих за то, что они не приняли любви истины для своего спасения (2Фес. 2:3–11).

По Преданию, антихрист произойдёт из еврейского народа и будет потомком из колена Дана, одного из двенадцати сыновей Иакова. Пророчество патриарха Иакова о Дане и его потомках звучит грозно: Дан будет змеем на дороге, аспидом на пути, уязвляющим ногу коня, так что всадник его упадет назад. На помощь Твою надеюсь, Господи! (Быт. 49:17–18). Не менее страшные слова о Дане содержатся у пророка Иеремии: От Дана слышен храп коней его, от громкого ржания жеребцов его дрожит вся земля; и придут и истребят землю и всё, что на ней, город и живущих в нем (Иер. 8:16–17). В Апокалипсисе (см.: Откр. 7:4–8) перечисляются запечатленные печатью Бога живого от всех колен Израилевых, и среди них не упомянуто колено Даново, что тоже рассматривается как прикровенное указание на происхождение антихриста. Однако перед людьми антихрист, скорее всего, будет выдавать себя за потомка из колена Иуды, чтобы в глазах евреев соответствовать предсказаниям о Мессии. Поскольку родословие израильских колен после еврейского рассеяния в 70-м году по Рождестве Христовом полностью утрачено, то объективно определить этот признак едва ли будет возможно.

Существует ложное мнение, что поскольку Господь есть Воплотившийся Бог, то антихрист станет воплощением сатаны. Это мнение Православной Церковью отвергается. Св. Иоанн Дамаскин пишет: «Не сам диавол сделается человеком, подобно тому, как вочеловечился Господь, да не будет! Но родится человек от блудодеяния и примет на себя все действования сатаны, ибо Бог, предвидя будущее развращение его воли, попустит диаволу поселиться в нём»793. То есть антихрист не сатана в человеческом облике, но человек, который сознательно и всецело станет его служителем.

Имя антихриста неизвестно, но в Апокалипсисе открыто число имени его (Откр. 13:17) – 666. Известно множество попыток разгадать его значение с помощью принципов так называемой гематрии, но ни одна из версий не получила церковного одобрения. По объяснению свт. Иринея Лионского , «имя его неизвестно потому, что оно недостойно быть возвещенным от Духа Святого»794.

По словам прп. Иоанна Дамаскина, «антихрист будет воспитан тайно, потом внезапно восстанет, возмутится и воцарится»795. Он попытается объединить все религии, а себя провозгласит мессией и потребует себе божеских почестей: В храме Божием сядет он, как Бог, выдавая себя за Бога (2Фес. 2:4). В святоотеческой традиции распространена мысль, что он восстановит Иерусалимский храм для своего всемирного торжества. При этом, согласно Апокалипсису, характерной чертой антихриста будет богохульство: И даны были ему уста, говорящие гордо и богохульно... И отверз он уста свои для хулы на Бога, чтобы хулить имя Его, и жилище Его, и живущих на небе (Откр. 13:5–6). В своей борьбе против христианства и всех своих противников антихристу будут помогать лжепророки, которые дадут великие знамения и чудеса (Мф. 24:24); и сам он сможет с помощью сатаны производить ложные чудеса: По действию сатаны, будет со всякою силою и знамениями и чудесами ложными (2Фес. 2:9).

Антихрист будет обладать огромной силой, ибо сатана даст ему силу свою и престол свой и великую власть (Откр. 13:2). Поскольку диавол является князем мира сего (Ин. 14:30), то он наделит его и религиозной, и политической, и финансово-экономической властью. В святоотеческих толкованиях владычество антихриста часто описывается как правление абсолютного монарха. Царствование антихриста будет всемирным: И дана была ему власть над всяким коленом и народом, и языком и племенем (Откр. 13:7). Он потребует себе всеобщего поклонения, и те, кто уклонится от этого, подвергнутся жестоким гонениям. Антихрист издаст постановление, чтобы убиваем был всякий, кто не будет поклоняться образу зверя (Откр. 13:15).

Поклонение антихристу будет засвидетельствовано наложением особой печати на правую руку или на лоб. Только это позволит людям пользоваться и деньгами, и социальными благами, и гражданскими правами; для христиан же всё это станет недоступным: И он сделает то, что всем, малым и великим, богатым и нищим, свободным и рабам, положено будет начертание на правую руку их или на чело их, и что никому нельзя будет ни покупать, ни продавать, кроме того, кто имеет это начертание, или имя зверя, или число имени его (Откр. 13:16–17). Церковь в эти времена вынуждена будет скрываться в пустыне, то есть в потаенных безлюдных местах (см.: Откр. 12:6–17), однако, согласно обещанию Спасителя, врата ада не одолеют её (Мф. 16:18), и принесение Евхаристической жертвы не прекратится до Второго пришествия Христова (см.: 1Кор. 11:26). По милости Божией ради избранных (тех, кто сохранил истинную веру) сократятся те дни (Мф. 24:22). Но победить сатанинскую силу человеческими средствами невозможно: И дано было ему вести войну со святыми и победить их (Откр. 13:7).

Согласно пророчествам Даниила (см.: Дан. 7:25) и Откровению апостола Иоанна Богослова (см.: Откр. 11:2; Откр. 12:6; Откр. 13:5) царствование антихриста продлится три с половиной года (42 месяца или 1260 дней). Таким образом, его продолжительность составит ровно столько, сколько продолжалось время земного служения Господа нашего Иисуса Христа.

10. Крест на небе. В самый день Второго пришествия Бог даст последнее удивительное знамение на небе как знак исполнения всего предсказанного Им: И вдруг, после скорби дней тех, солнце померкнет, и луна не даст света своего, и звезды спадут с неба, и силы небесные поколеблются; тогда явится знамение Сына Человеческого на небе; и тогда восплачутся все племена земные и увидят Сына Человеческого, грядущего на облаках небесных с силою и славою великою (Мф. 24:29–30). Священное Писание не уточняет, что это за знамение, но большинство святых отцов считают, что им станет крест такой величины, что виден будет всем народам земли.

Явившийся Господь Иисус Христос Сам победит антихриста: убьет духом уст Своих и истребит явлением пришествия Своего (2Фес. 2:8). Антихрист вместе со своим лжепророком и иными его служителями, не записанными в книге жизни (Откр. 20:15), будет ввергнут на вечные страдания вместе с диаволом в озеро огненное (Откр. 19:20).

Эта последняя победа Христа станет поворотной точкой в истории тварного мира.

4. Второе пришествие Господа

Второе пришествие (παρουσία) Спасителя, несмотря на все предсказания и выше названные события, будет внезапным, ибо неверие людей не позволит им понять духовный смысл происходящего: Как во дни перед потопом ели, пили, женились и выходили замуж, до того дня, как вошел Ной в ковчег, и не думали, пока не пришел потоп и не истребил всех, – так будет и пришествие Сына Человеческого (... ) в который час не думаете, приидет Сын Человеческий (Мф. 24:38–39, Мф. 24:44). Апостол Павел говорит, что день Господень придет, как тать ночью (1Фес. 5:2).

В отличие от Первого пришествия Господа на землю, совершившегося в образе раба (Флп. 2:7), Второе будет во славе и величии: Приидет Сын Человеческий во славе Отца Своего (Мф. 16:27), и сядет на престоле славы Своей (Мф. 25:31). Его будет окружать множество ангелов (см.: Мф. 16:27; Иуд. 14). Апостол Павел говорит, что пришествие Христово будет возвещаться трубным зовом: Сам Господь при возвещении, при гласе Архангела и трубе Божией, сойдет с неба (1Фес. 4:16).

Явление Спасителя будет чувственным, в человеческой плоти. Об этом прямо сказали ангелы апостолам сразу после Вознесения Христова: Сей Иисус, вознесшийся от вас на небо, придет таким же образом, как вы видели Его восходящим на небо (Деян. 1:11).

Событие это будет вселенского масштаба и видно будет по всей земле: Как молния исходит от востока и видна бывает даже до запада, так будет пришествие Сына Человеческого (Мф. 24:27). Разные люди воспримут его различно. Для верных это будет долгожданное и радостное событие: Когда же начнет это сбываться, тогда восклонитесъ и поднимите головы ваши, потому что приближается избавление ваше (Лк. 21:28). Для неверующих это событие породит страх и ужас: Восплачутся все племена земные (Мф. 24:30).

5. Воскресший Христос – основание всеобщего воскресения и вечной жизни

Говоря о будущем всеобщем воскресении, апостол Павел свидетельствует о подобии воскресших тел людей телу воскресшего Господа: Который уничиженное тело наше преобразит так, что оно будет сообразно славному телу Его, силою, [которою] Он действует и покоряет Себе всё (Флп. 3:21); о том же упоминает и апостол Иоанн (см.: 1Ин. 3:2). Поэтому, если мы желаем хотя бы в малой степени представить себе будущего человека после всеобщего воскресения, надо обратить взор на Воскресшего Христа и собрать те свидетельства, которые сохранились796.

После Воскресения человеческая природа Иисуса Христа преобразилась, но смысл этого преображения для нас открыт лишь частично; известно, что Его прославленная плоть совлеклась тленности и смертности. По мысли святых отцов, воскресшая и преображенная плоть Спасителя была осязаема и видима для людей, в таком же виде Господь явится и во время Своего Второго пришествия – в видимой и осязаемой плоти. Прп. Иоанн Дамаскин пишет: «Как восшествие от земли на небо, так и нисшествие обратно суть действия тела ограниченного, ибо такожде приидет, – сказано, – к вам, имже образом видесте Его идуща на небо» (Деян. 1:11)797.

Воскресение Христово стало основой преображения мира, ибо законы греха и смерти были разрушены, утратили свою неотвратимость, и теперь каждый верный ученик Христов имеет возможность жить в единстве с Богом.

6. Всеобщее воскресение

Вера в воскресение мертвых является важнейшим элементом христианского вероучения, поэтому соответствующее утверждение внесено в Символ веры: Чаю (то есть ожидаю) воскресения мертвых. Что же это за событие?

Пространный катехизис свт. Филарета Московского (чл. 11) определяет, что воскресение из мертвых есть действие могущества Божия, по которому все тела умерших человеков, соединяясь опять с их душами, оживут и будут духовны и бессмертны. Таким образом, воскресение – это воссоединение души со своим телом, причем и душа и тело будут в обновлённом состоянии, ибо сеется тело душевное, восстает тело духовное. Есть тело душевное, есть тело и духовное (1Кор. 15:44).

Учение о всеобщем воскресении мертвых присутствует уже в Ветхом Завете. Многострадальный Иов говорит: Я знаю, Искупитель мой жив, и Он в последний день восставит из праха распадающуюся кожу мою сию; и я во плоти моей узрю Бога. Я узрю Его сам; мои глаза, не глаза другого, увидят Его (Иов. 19:25–27). В этих словах ясно звучит мысль о тождестве личности до и после воскресения: то же самое лицо, которое некогда жило на земле, оно же в своём теле станет участником воскресения.

Ясно о воскресении мертвых говорится в пророческих книгах. Пророк Исайя восклицает: Оживут мертвецы Твои, восстанут мертвые тела! (Ис. 26:19). Пророк Даниил предсказывает: И многие из спящих в прахе земли пробудятся, одни для жизни вечной, другие на вечное поругание и посрамление (Дан. 12:2). Наиболее подробное и масштабное описание воскресения умерших содержится у пророка Иезекииля: Была на мне рука Господа, и Господь вывел меня духом и поставил меня среди поля, и оно было полно костей, и обвел меня кругом около них, и вот весьма много их на поверхности поля, и вот они весьма сухи. И сказал мне: сын человеческий! оживут ли кости сии? Я сказал: Господи Боже! Ты знаешь это. И сказал мне: изреки пророчество на кости сии и скажи им: «кости сухие! Слушайте слово Господне!» Так говорит Господь Бог костям сим: вот, Я введу дух в вас, и оживете. И обложу вас жилами, и выращу на вас плоть, и покрою вас кожею, и введу в вас дух, и оживете, и узнаете, что Я Господь. Я изрек пророчество, как повелено было мне; и когда я пророчествовал, произошел шум, и вот движение, и стали сближаться кости, кость с костью своею. И видел я: и вот, жилы были на них, и плоть выросла, и кожа покрыла их сверху, а духа не было в них. Тогда сказал Он мне: изреки пророчество духу, изреки пророчество, сын человеческий, и скажи духу: так говорит Господь Бог: от четырех ветров приди, дух, и дохни на этих убитых, и они оживут. И я изрек пророчество, как Он повелел мне, и вошел в них дух, и они ожили, и стали на ноги свои – весьма, весьма великое полчище (Иез. 37:1–10).

В Новом Завете вера в воскресение мертвых выражена предельно ясно словами Спасителя: Не дивитесь сему; ибо наступает время, в которое все, находящиеся в гробах, услышат глас Сына Божия; и изыдут творившие добро в воскресение жизни, а делавшие зло – в воскресение осуждения (Ин. 5:28–29). Важно, что в этих словах Спасителя говорится о воскресении всех без исключения людей, а не только горстки избранников, как думали в древности фарисеи и думают некоторые современные сектанты. О всеобщности воскресения учит апостол Павел: Как в Адаме все умирают, так во Христе все оживут (1Кор. 15:22, см. также: 1Кор. 15:51). Хорошо выразил апостол и значимость веры во всеобщее воскресение мертвых: Ибо, если мертвые не воскресают, то и Христос не воскрес. А если Христос не воскрес, то вера ваша тщетна (1Кор. 15:16–17).

В древности существовало мнение о раздельном воскресении грешников и праведников, которое возникло из иудейской апокалиптической литературы (Третья книга Ездры и др.) и буквального истолкования фраз о тысячелетнем Царстве Христа из Апокалипсиса (20:1–10). Это учение, называемое хилиазмом (от греч. χίλιας – тысяча), в первые века христианства было широко распространено. Представлялось, что в течение тысячи лет праведники вместе со Христом будут царствовать на земле и наслаждаться земными радостями, а потом, после воскресения всех людей, перейдут к вечному блаженству в Царстве Небесном.

Согласно церковной традиции начиная с середины III века тысячелетнее Царство Христа понимается иначе – как период от Воскресения Христова до Его Второго пришествия, то есть нынешнее время. Широкое распространение хилиазм получил благодаря гностицизму. Церковь выступила с опровержением хилиастических идей. В 255 г. на Поместном соборе Александрийской Церкви хилиазм был осужден. С хилиастами вели полемику Ориген, свт. Григорий Богослов, прп. Ефрем Сирин, блж. Августин и др. Блж. Августин, комментируя 20-ю главу Апокалипсиса, говорит, что хилиасты «остановили особенное внимание на числе тысяча лет, найдя в нём указание на то, что якобы у святых надлежало таким образом быть своего рода субботствованию в продолжение такого периода времени, в виде святого покоя после трудов шести тысяч лет... Мнение это могло бы быть до некоторой степени терпимо, если бы предполагалось, что в эту субботу святые будут иметь некоторые духовные радости от присутствия Господня. Когда-то и мы думали так. Но как скоро они утверждают, что воскресшие в то время будут предаваться самым неумеренным плотским пиршествам, на которых будет столько пищи и пития, что они не только не будут соблюдать никакой умеренности, но превысят меру самого неверия; никто, кроме плотских, никоим образом этому поверить не может»798. Церковь осудила хилиазм не просто за искаженное представление о Царстве Божием и о Мессии, но и как учение, полностью противоположное проповеди Иисуса Христа, сказавшего: Царство Мое не от мира сего (Ин. 18:36).

7. Изменение природы человека при воскресении мертвых

Для вхождения в жизнь вечную наша природа должна измениться, стать соответственной условиям будущей жизни. В этом смысле наша смерть и воскресение осуществляют великую идею перерождения человека, перехода из душевного бытия в духовное, от смерти к жизни, от тления к нетлению. Об этой тайне преображения человеческой природы через смерть и воскресение учит апостол Павел: Скажет кто-нибудь: как воскреснут мертвые? и в каком теле придут? Безрассудный! то, что ты сеешь, не оживет, если не умрет. И когда ты сеешь, то сеешь не тело будущее, а голое зерно, какое случится, пшеничное или другое какое; но Бог дает ему тело, как хочет, и каждому семени свое тело (... ) Так и при воскресении мертвых: сеется в тлении, восстает в нетлении; сеется в уничижении, восстает в славе; сеется в немощи, восстает в силе; сеется тело душевное, восстает тело духовное. Есть тело душевное, есть тело и духовное. Так и написано: первый человек Адам стал душою живущею; а последний Адам есть дух животворящий. Но не духовное прежде, а душевное, потом духовное. Первый человек – из земли, перстный; второй человек – Господь с неба. Каков перстный, таковы и перстные; и каков небесный, таковы и небесные. И как мы носили образ перстного, будем носить и образ небесного. Но то скажу [вам], братия, что плоть и кровь не могут наследовать Царствия Божия, и тление не наследует нетления. Говорю вам тайну: не все мы умрем, но все изменимся вдруг, во мгновение ока, при последней трубе; ибо вострубит, и мертвые воскреснут нетленными, а мы изменимся. Ибо тленному сему надлежит облечься в нетление, и смертному сему облечься в бессмертие. Когда же тленное сие облечется в нетление и смертное сие облечется в бессмертие, тогда сбудется слово написанное: поглощена смерть победою (1Кор. 15:35–54).

Грех исказил и раздробил нашу земную природу, поэтому, истлевая в земле и воссоздаваясь заново, человек, если он покрыл свои грехи покаянием и благодатью Божией, избавится от повреждений природы и воспримет её преображенною и совершенною, без телесных и душевных ран. Духовные силы и свойства человека, подавленные здесь, на земле, личной греховностью, тлением, кожаными ризами, после воскресения обретут возможность для реализации в полную силу. Более того, по мысли прп. Ефрема Сирина, души праведников в раю не вкусят полноты радости, если не воссоединятся с «возлюбленными телами своими»799.

При воскресении душа каждого человека воссоединится со своим телом. Именно со своим, а не с каким-либо другим, однако в этом теле уже не будут действовать законы тления и смерти (см.: 1Кор. 15:53; Рим. 8:11). В древности высказывались мнения (Оригеном и его сторонниками), что человек при воскресении приобретёт совершенно новое тело (так Ориген толковал слова апостола Павла о том, что сеется тело душевное, восстает тело духовное). По его мнению, тело человека станет каким-то эфирным, прозрачным и к тому же сферичным, ибо сфера в античном представлении – нечто совершенное. Это учение было осуждено Церковью: «Кто утверждает, что тело Господа по Воскресении сделалось эфирным и приняло сферическую форму, каковыми телами в воскресении облекутся и все разумные твари, кто утверждает, что как Христос совлекся Своего земного тела, так и все разумные существа не будут иметь в воскресении подобных настоящим тел, да будет анафема»800. Это осуждение подтверждено решением V Вселенского собора 553 г. (10-й анафематизм).

В истории Церкви возникали и противоположные учения, утверждавшие, что тело будет таким же, как и теперь, но только бессмертным. Прп. Максим Исповедник обличает таких лжеучителей: «Если, как они говорят, что без всякого изменения, по образу теперешней жизни восстанет тело, составленное из взаимоборствующих соков, и будет поглощать пищу по страшном Божием пришествии после скончания мира сего, то и не знаю уж, что иное защищают они этими речами, как не вечность смерти и бесконечность гибели. Ведь коли смерть есть гибель тел такого состава, а составное тело всегда повреждается притоком пищи, развеиваемое потоком из-за природного взаимопротивостояния своих соков, из которых и состоит, то, значит, утверждая, что благодаря им тело будет существовать после воскресения, эти лжеучители провозглашают, что смерть сохранится навсегда. Должно верить, что само тело восстанет по сущности и виду нетленным и бессмертным и, говоря словами апостола, вместо душевного – духовным (см.: 1Кор. 15:44), ибо ничего в нём не останется от входящего в его состав свойства меняться к гибели, как ведает Бог, Который превращает тело в нечто неизменное и драгоценное»801.

Возможно, что какие-то функции человеческой природы исчезнут или получат иное предназначение. Об этом говорит апостол Павел: Пища для чрева, и чрево для пищи; но Бог уничтожит и то и другое (1Кор. 6:13). Изменится способ бытия человека, и, тем не менее, естество человека после воскресения будет именно наше, которое мы имеем сейчас, но в преображенном виде. Ибо именно с этим телом мы совершали грехи и добродетели, потому именно с ним должны предстать на Суд Божий.

Часто возникает вопрос: каким будет земной возраст преображенных тел? Существуют разные мнения. Одни считают, что это будет возраст человека в момент смерти. Причем предполагается, что если воскрес младенец, то он уже не будет беспомощным, ибо воскресшие тела получат особые силы и свойства. Также и пожилые люди избавлены будут от немощей и станут вполне дееспособными. Другие предполагают, что все люди воскреснут в одном возрасте. В качестве образца предлагается земной возраст Господа Иисуса Христа – 33 года. Возможно, что так и будет, а может быть, число 33 здесь надо понимать как символ полноты и совершенства, то есть каждый воскреснет в той полноте и совершенстве, которых смог достичь в течение земной жизни. В этом случае всех воскресших людей, независимо от их земного телесного возраста, можно воспринимать как тридцатилетних, в смысле – достигших духовного совершенства. Время относительно, поэтому в Писании сказано: Измеряй время в себе самом (3Езд. 9:1). Все эти мнения не имеют убедительного богословского подтверждения и относятся к области теологуменов. Поскольку знание об этом не принципиально для спасения, поэтому нам этого Бог и не открыл. Придёт время, и мы всё узнаем.

8. Страшный Суд Христов

Последний и окончательный Суд над миром называется Страшным по нескольким причинам. Во-первых, никто, даже большинство из праведников, не знает, каким будет окончательное определение Божие, ибо все люди, в том числе и святые, в своей жизни в какой-то мере были осквернены грехом. Во-вторых, – это будет вселенское событие, самое масштабное в истории человечества с участием всех разумных существ: Бога, ангелов, людей, падших духов. Само величие события приведет в трепет и изумление любое тварное разумное существо независимо от его духовного состояния. В-третьих, значительная часть людей в силу личной греховности не имеет уверенности в благополучном для себя исходе Суда, поэтому все будут ожидать определения Божия в страхе и трепете.

Совершителем последнего Суда будет Сам Господь Иисус Христос, ибо Отец... весь суд отдал Сыну (Ин. 5:22), Он есть определенный от Бога Судия живых и мертвых (Деян. 10:42).

В Суде будут участвовать также ангелы, которые соберут из Царства Его все соблазны и делающих беззаконие (Мф. 13:41) и отделят злых из среды праведных (Мф. 13:49); апостолы, которым Господь сказал: сядете на престолах судить двенадцать колен Израилевых (Лк. 22:30); и святые: Разве не знаете, что святые будут судить мир? (1Кор. 6:2).

Суд будет совершаться над людьми, ибо всем нам должно явиться пред судилище Христово (2Кор 5:10), и падшими духами, которых Господь соблюдает в вечных узах на суд великого дня (Иуд. 6). При этом начнётся он с христиан, а далее будут судимы остальные люди и падшие духи, ибо время начаться суду с дома Божия; если же прежде с нас [начнется], то какой конец непокоряющимся Евангелию Божию? И если праведник едва спасается, то нечестивый и грешный где явится? (1Пет. 4:17–18).

На Страшном Суде обнаружится перед всеми реальное духовно-нравственное состояние каждого человека, которое выражалось во время земной жизни в его личных поступках, делах, словах, мыслях: «Совесть каждого человека откроется пред всеми, и обнаружатся не только все дела... но и все сказанные слова, тайные желания и помышления»802.

Суд нужен не Богу, Который и так всё знает, но человеку, чтобы он пришёл к осознанию своего действительного нравственного состояния и понимал, что его вечность обусловлена им самим. Слово «суд» здесь используется лишь в том смысле, что в результате этого события человек понесёт ответственность за свои личные деяния. Там не будет исследования правоты или виновности подсудимого, прений прокуроров и адвокатов, публичного чтения приговора, но конкретное определение вечной участи для каждого человека.

На Страшном Суде каждый человек узнает о своей будущей жизни, в глобальном же плане человечество будет разделено на два лагеря – на праведников и грешников, то есть людей, которые наследуют блаженство с Богом, и тех, которые обрекли себя на вечные мучения. Когда же приидет Сын Человеческий во славе Своей и все святые Ангелы с Ним, тогда сядет на престоле славы Своей, и соберутся пред Ним все народы; и отделит одних от других, как пастырь отделяет овец от козлов; и поставит овец по правую Свою сторону, а козлов – по левую. Тогда скажет Царь тем, которые по правую сторону Его: приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира (... ) Тогда скажет и тем, которые по левую сторону: идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его (... ) И пойдут сии в муку вечную, а праведники в жизнь вечную (Мф. 25:31–46).

После Суда никто не сможет упрекнуть Бога в несправедливости и немилосердии. Если человек за время земной жизни не изменился и не стал соответствующим для Царства Небесного, то даже если бы Бог поместил его туда, то он не смог бы там жить. Для него это было бы невыносимо и противоестественно. Кто с чем сроднился, тот там и окажется. Никакие внешние атрибуты человеческой жизни (богатство, слава, социальное или церковное положение, научные и общественные заслуги и т. д.) не будут иметь значения, ибо нет лицеприятия у Бога (Рим. 2:11).

9. Состояние осуждения. Степени мучений, их вечность

После Страшного Суда часть человечества, может быть весьма значительная, будет направлена на вечные страдания с диаволом и падшими духами: Тогда скажет и тем, которые по левую сторону: идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его (... ) И пойдут сии в муку вечную, а праведники в жизнь вечную (Мф. 25:41–46). В Священном Писании это окончательное осуждение называется смертью второй. Ибо первая смерть – физическая – ещё не является окончательным определением вечности человека. После неё возможно изменение состояния души в лучшую сторону через молитвы Церкви и добродетели любящих людей. Но после воскресения и Страшного Суда произойдёт окончательное формирование человека, которое уже не допускает изменения нравственной направленности через покаяния или как-то ещё. Нам это состояние невозможно представить и понять. Но о нём прямо говорит Господь в Евангелии, так что это свидетельство просто принимается верой.

У святых отцов высказывается мысль, что страдания будут различными в соответствии с нравственным состоянием человека. Как есть различные обители рая для праведников, так и существуют разные по степени мучений темницы ада. Возможен ли будет переход из одной темницы в другую – неизвестно.

Утверждение о вечности страданий сложно сочетается с нашими обыденными представлениями о человеколюбии Бога. Но если вдуматься, легко прийти к выводу, что это проблемы нашего сознания, свидетельство об ограниченности нашего боговедения. С уверенностью можно сказать, что когда мы окажемся на Страшном Суде, то никто из людей не сможет упрекнуть Бога в том, что Он поступил с нами несправедливо или немилосердно.

В III веке Ориген выдвинул идею апокатастасиса803, поддержанную некоторыми авторами позднее. Проистекает она из своеобразного понимания некоторых мест Священного Писания (ср.: Деян. 3:21; 1Кор. 15:28) и попыток перенести в богословие личные субъективные представления о божественной любви. Согласно Оригену, сила Креста Христова столь велика, что никакая злая воля не может ей противостать, даже лично диавол804. Поэтому неизбежно должно произойти всеобщее восстановление (ἀποκατάστασις τῶν πάντον) повреждённого тварного мира, в том числе и падших духов, в блаженном богоугодном состоянии805. Другими словами, страдания и ад являются временным событием в истории мира.

Ошибочность этой мысли святые отцы видят в том, что Бог не отнимает дар свободного самоопределения у разумных личностей, к которым относятся люди и ангелы. Если некоторые разумные существа сознательно и свободно отвергли жизнь с Богом и уклонились во зло, то Бог предоставляет им возможность жить вне Себя, вне истинного блага и блаженства. Св. Ириней Лионский учит: «Всем, соблюдающим любовь к Нему, Он даёт Своё общение. Общение же с Богом есть жизнь и свет и наслаждение всеми благами, какие есть у Него. А тех, которые по своему произволению отступают от Него, Он подвергает отлучению от Себя, которое сами они избрали. Разлучение с Богом есть смерть, и удаление от света есть тьма, и отчуждение от Бога есть лишение всех благ, какие есть у Него. Посему те, которые чрез отступничество своё утратили вышеупомянутое как лишённые всех благ, находятся во всяческом мучении не потому, чтобы Бог Сам по Себе наперёд подвергал их наказанию, но наказание постигает их вследствие лишения их всех благ. Но блага Божии вечны и без конца, поэтому и лишение их вечно и без конца, подобно тому, как относительно неизмеримого света сами себя ослепившие или ослеплённые другими всегда лишены сладости света не потому, чтобы свет причинял им мучение слепоты, но самая слепота доставляет им несчастие»806. Учение Оригена говорит о предопределённости всего мира ко спасению, что несовместимо с понятием о свободе человека. Кроме этого, оно прямо противоречит учению Священного Писания о вечности мучений (ср.: Дан. 12:2; Мф. 25:46; Мк. 9:43–44; 2Фес. 1:8–9) и учению Церкви, утверждённому Константинопольским собором 543 г. и V Вселенским собором.

В чём же будут состоять эти мучения? Поскольку для человека источником истинной радости и блаженства является Бог, то лишение радости богообщения – самая большая трагедия для него. Люди, подпавшие осуждению, будут лишены этого, ибо сами сделали в своей земной жизни свободный выбор против Бога. Однако только этим вечные страдания не ограничены. Будут и тяжелейшие страдания, неведомые для нас. По общему мнению святых отцов, никакие земные страдания с вечными муками не сравнятся. Будет там и крик отчаяния, и муки совести, и огонь неудовлетворённых страстей и многое иное, что невозможно даже представить. Помоги нам, Господи, избегнуть этой страшной участи!

10. Блаженство праведных. Степени блаженства. Вечность блаженства

Те, кто удостоится оказаться на Страшном Суде по правую сторону от Христа, услышат Его радостные слова: Приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира (Мф. 25:34).

Источником блаженства для праведников будет прежде всего Сам Бог, радость богообщения. Более того, в вечной жизни праведники будут уже неуклонны в доброделании и продолжат духовно совершенствоваться и наследовать всё большую полноту блаженства. Св. Григорий Синаит пишет: «В будущем веке ангелы и святые никогда не престанут преуспевать в приумножении дарований, стремясь всё к большим и большим благам. Умаления же или прехождения от добродетели ко греху век оный не допускает»807. Это не значит, что они будут лишены свободы. Богоугодная жизнь – это их сознательный свободный выбор, от которого они уже не уклонятся. Как человек, обжёгшийся утюгом, в следующий раз проявит необходимую осторожность добровольно и сознательно, так и праведники, познав на земле, к чему приводит грех, и вкусив радость богообщения, добровольно будут сохранять верность Богу.

Воспринимать блаженство человек сможет в меру своего духовного совершенства, достигнутого здесь, на земле. Поэтому блаженство с Богом будет неодинаковым для праведников. Св. Ефрем Сирин учит: «Как лучами солнца наслаждается всякий по мере чистоты зрения и впечатления и как от одного светильника, освещающего один дом, каждый луч бывает различен, между тем как свет не делится на многие светильники, так в будущий век все праведные водворятся нераздельно, в одной радости. Но каждый в свою меру озаряется Единым мысленным Солнцем и по степени достоинства черпает радость и веселие, как бы в одном воздухе и месте, созерцании и образе. И никто не видит меры высшего и низшего, чтобы, смотря на превосходящую благодать другого и своё лишение, не скорбеть и не огорчаться. Да не будет этого там, где нет ни печали, ни вздохов, но всякий, по данной ему благодати, в своей мере внутренне радуется, а внешне у всех одно созерцание и одна радость»808.

Для вечного блаженства необходимо обновлённое естество, очищенное от страстей и греха, и праведники получат его после воскресения. Каковы же особенности преображенной человеческой природы?

1. Естество человека будет нетленным. Апостол Павел говорит: Сеется в тлении, восстает в нетлении (1Кор. 15:42). Это означает, что уже невозможно будет никакое распадение естества и смерть человека: Сподобившиеся достигнуть того века и воскресения из мертвых... умереть уже не могут (Лк. 20:35–36), ибо в новом мире ни плача, ни вопля, ни болезни уже не будет (Откр. 21:4).

Исчезнет потребность и в обыкновенной пище, так как Бог восполнит Своей благодатью ограниченность человеческой природы: Не будут уже ни алкать, ни жаждать, и не будет палить их солнце и никакой зной: ибо Агнец, Который среди престола, будет пасти их и водить их на живые источники вод; и отрет Бог всякую слезу с очей их (Откр. 7:16–17), об этом же говорит и апостол Павел: Пища для чрева, и чрево для пищи; но Бог уничтожит и то и другое (1Кор. 6:13). Как воскресший Господь мог принимать пищу и вкушал её, однако не потому, что имел потребность, но чтобы удостоверить учеников в реальности Своего Воскресения (см.: Лк. 24:41–42), подобным образом будет и у воскресших людей: возможность принимать пищу сохранится, а потребности не будет. По крайней мере, если эта потребность отчасти и сохранится, то будет восполняться Богом, и страданий от голода новое тело испытывать не будет.

Прекратится и процесс деторождения. Как ангелы не изменяют своего числа, так и люди после воскресения размножаться уже не будут: Чада века сего женятся и выходят замуж; а сподобившиеся достигнуть того века и воскресения из мертвых ни женятся, ни замуж не выходят, и умереть уже не могут, ибо они равны Ангелам и суть сыны Божии, будучи сынами воскресения (Лк. 20:34–36).

2. Человеческое естество будет обладать благодатной силой: Сеется в немощи, восстает в силе (1Кор. 15:43). Немощь нынешнего естества состоит в том, что оно не может выносить длительного напряжения, ему требуется отдых в той или иной форме, питание для подкрепления. Это заставляет нас отказываться от каких-то высоких целей, ибо дух бодр, плоть же немощна (Мф. 26:41). Мы часто не можем осуществить свои духовные запросы потому, что естество немощно и ограниченно.

В противоположность этому в теле воскресения появится сила, то есть тело не будет знать никакого утомления, поэтому не будет нуждаться ни во сне, ни в отдыхе, ни в пище, ни в питии.

3. Человек из душевного станет духовным: Сеется тело душевное, восстает тело духовное (1Кор. 15:44). Что это значит? В данном случае слово «тело» означает не просто видимую часть природы, но всё естество человека, потому что тело само по себе не может быть ни душевным, ни духовным. Душевное тело – это естество, ориентированное на удовлетворение душевных потребностей и страстей, то есть земных желаний и чувственных удовольствий. Духовное тело – это естество, направленное на духовные потребности, прежде всего стремящееся к богообщению. Дух господствует в таком человеке, формируя принципиально иной тип жизни: Разве не знаете, что вы храм Божий, и Дух Божий живет в вас? (1Кор. 3:16). Таким человеческим естеством обладает наш Господь после Воскресения, поэтому Он смог войти к ученикам сквозь закрытые двери (см.: Ин. 20:19). Подобное естество будет и у воскресших праведников.

Человек хотя и сохранит материальность и вещественность, будет способен неограниченно перемещаться в пространстве без технических средств. Это явлено Воскресшим Господом, к этому способны ангелы и будут способны праведники. На что прямо указывает апостол Павел: Потом мы, оставшиеся в живых, вместе с ними восхищены будем на облаках в сретение Господу на воздухе, и так всегда с Господом будем (1Фес. 4:17). Обитание праведников на облаках говорит о том, что обновленные люди как-то иначе будут соотноситься с физическими законами мира.

4. Человеческое естество будет обоженным, причастным славе Божией: Сеется в уничижении, восстает в славе (1Кор. 15:43). Когда мы хороним тело, то видим его бесславным и безобразным809. Тем не менее, в Священном Писании прямо говорится, что Господь уничиженное тело наше преобразит так, что оно будет сообразно славному телу Его (Флп. 3:21). Значит, тело восстанет во славе Божией, то есть будет обожено и пронизано божественным нетварным светом, может быть, даже более, чем у Адама до грехопадения. Об этом свидетельствует Господь: Тогда праведники воссияют, как солнце, в Царстве Отца их (Мф. 13:43).

Однако эта слава будет различной у разных людей в зависимости от степени их духовного совершенства. Апостол Павел сравнивает их славу со светом небесных светил: Иная слава солнца, иная слава луны, иная звезд; и звезда от звезды разнится в славе. Так и при воскресении мертвых (1Кор. 15:41–42).

11. Кончина мира. Бесконечное Царство Христово

После Страшного Суда, когда все разумные существа получат свои определения для дальнейшего вечного бытия, наступит новая эра тварного мира – бесконечное Царство Христа, или Царство Божие, о чём в Символе веры сказано простыми словами: Егоже Царствию не будет конца. Об этом предсказывал Архангел Гавриил Пресвятой Деве Марии: Царству Его не будет конца (Лк. 1:33).

После Страшного Суда преобразится весь мир. Это событие иногда называется кончиной мира, но в данном случае речь не идёт о всецелом уничтожении земли (превращении в ничто), а о прекращении бытия ветхой вселенной, где царствовали диавол, грех и смерть.

О такой кончине мира говорится в разных местах Священного Писания. Например, в притче о пшенице и плевелах, где кончина века есть жатва (см.: Мф. 13:39–40). О таком преображении тварного космоса знали и ветхозаветные пророки: Они погибнут, а Ты пребудешь; и все они, как риза, обветшают, и, как одежду, Ты переменишь их, и изменятся (Пс. 101:27); Ибо вот, Я творю новое небо и новую землю, и прежние уже не будут воспоминаемы и не придут на сердце (Ис. 65:17).

В Новом Завете об этом говорится более выразительно. Господь свидетельствует о кончине мира и истинности Своих слов: Небо и земля прейдут, но слова Мои не прейдут (Мф. 24:35). Апостол Петр говорит, что первобытный мир погиб в волнах потопа, а нынешние небеса и земля, содержимые тем же Словом, сберегаются огню на день суда и погибели нечестивых человеков (...) Придет же день Господень, как тать ночью, и тогда небеса с шумом прейдут, стихии же, разгоревшись, разрушатся, земля и все дела на ней сгорят (...) Впрочем, мы, по обетованию Его, ожидаем нового неба и новой земли, на которых обитает правда (2Пет. 3, 2Пет. 7, 2Пет. 10, 2Пет. 13). То есть кончина мира будет огненной. Как она произойдёт в реальности, нам неизвестно.

После этого не только человек, но и весь мир освободится от тления и смерти: И сама тварь освобождена будет от рабства тлению в свободу славы детей Божиих. Ибо знаем, что вся тварь совокупно стенает и мучится доныне; и не только [она], но и мы сами, имея начаток Духа, и мы в себе стенаем, ожидая усыновления, искупления тела нашего (Рим. 8:21–23).

Мир обожится в неведомой для нас мере: А затем конец, когда Он предаст Царство Богу и Отцу, когда упразднит всякое начальство и всякую власть и силу. Ибо Ему надлежит царствовать, доколе низложит всех врагов под ноги Свои. Последний же враг истребится – смерть, потому что все покорил под ноги Его. Когда же сказано, что [Ему] все покорено, то ясно, что кроме Того, Который покорил Ему все. Когда же все покорит Ему, тогда и Сам Сын покорится Покорившему все Ему, да будет Бог все во всем (1Кор. 15:24–28).

Выразительное описание будущего мира содержится у пророка Исаии: Он будет судить бедных по правде, и дела страдальцев земли решать по истине; и жезлом уст Своих поразит землю, и духом уст Своих убьет нечестивого. И будет препоясанием чресл Его правда, и препоясанием бедр Его – истина. Тогда волк будет жить вместе с ягненком, и барс будет лежать вместе с козленком; и теленок, и молодой лев, и вол будут вместе, и малое дитя будет водить их. И корова будет пастись с медведицею, и детеныши их будут лежать вместе, и лев, как вол, будет есть солому. И младенец будет играть над норою аспида, и дитя протянет руку свою на гнездо змеи. Не будут делать зла и вреда на всей святой горе Моей, ибо земля будет наполнена ведением Господа, как воды наполняют море (Ис. 11:4–9).

Наиболее ярко и полно изображает будущую жизнь апостол Иоанн Богослов:

И увидел я новое небо и новую землю, ибо прежнее небо и прежняя земля миновали, и моря уже нет.

И я, Иоанн, увидел святой город Иерусалим, новый, сходящий от Бога с неба, приготовленный как невеста, украшенная для мужа своего.

И услышал я громкий голос с неба, говорящий: се, скиния Бога с человеками, и Он будет обитать с ними; они будут Его народом, и Сам Бог с ними будет Богом их.

И отрет Бог всякую слезу с очей их, и смерти не будет уже; ни плача, ни вопля, ни болезни уже не будет, ибо прежнее прошло.

И сказал Сидящий на престоле: се, творю все новое. И говорит мне: напиши; ибо слова сии истинны и верны.

И сказал мне: совершилось! Я есмь Альфа и Омега, начало и конец; жаждущему дам даром от источника воды живой.

Побеждающий наследует все, и буду ему Богом, и он будет Мне сыном.

Боязливых же и неверных, и скверных и убийц, и любодеев и чародеев, и идолослужителей и всех лжецов участь в озере, горящем огнем и серою. Это смерть вторая.

И пришел ко мне один из семи Ангелов, у которых было семь чаш, наполненных семью последними язвами, и сказал мне: пойди, я покажу тебе жену, невесту Агнца.

И вознес меня в духе на великую и высокую гору, и показал мне великий город, святый Иерусалим, который нисходил с неба от Бога.

Он имеет славу Божию. Светило его подобно драгоценнейшему камню, как бы камню яспису кристалловидному.

Он имеет большую и высокую стену, имеет двенадцать ворот и на них двенадцать Ангелов; на воротах написаны имена двенадцати колен сынов Израилевых: с востока трое ворот, с севера трое ворот, с юга трое ворот, с запада трое ворот.

Стена города имеет двенадцать оснований, и на них имена двенадцати Апостолов Агнца.

Говоривший со мною имел золотую трость для измерения города и ворот его и стены его.

Город расположен четвероугольником, и длина его такая же, как и широта. И измерил он город тростью на двенадцать тысяч стадий; длина и широта и высота его равны.

И стену его измерил во сто сорок четыре локтя, мерою человеческою, какова мера и Ангела.

Стена его построена из ясписа, а город был чистое золото, подобен чистому стеклу.

Основания стены города украшены всякими драгоценными камнями: основание первое яспис, второе сапфир, третье халкидон, четвертое смарагд, пятое сардоникс, шестое сердолик, седьмое хризолит, восьмое вирилл, девятое топаз, десятое хризопрас, одиннадцатое гиацинт, двенадцатое аметист.

А двенадцать ворот – двенадцать жемчужин: каждые ворота были из одной жемчужины. Улица города – чистое золото, как прозрачное стекло.

Храма же я не видел в нем, ибо Господь Бог Вседержитель – храм его, и Агнец.

И город не имеет нужды ни в солнце, ни в луне для освещения своего, ибо слава Божия осветила его, и светильник его – Агнец.

Спасенные народы будут ходить во свете его, и цари земные принесут в него славу и честь свою.

Ворота его не будут запираться днем; а ночи там не будет.

И принесут в него славу и честь народов.

И не войдет в него ничто нечистое и никто преданный мерзости и лжи, а только те, которые написаны у Агнца в книге жизни.

И показал мне чистую реку воды жизни, светлую, как кристалл, исходящую от престола Бога и Агнца.

Среди улицы его, и по ту и по другую сторону реки, древо жизни, двенадцать [раз] приносящее плоды, дающее на каждый месяц плод свой; и листья дерева – для исцеления народов.

И ничего уже не будет проклятого; но престол Бога и Агнца будет в нем, и рабы Его будут служить Ему.

И узрят лице Его, и имя Его будет на челах их.

И ночи не будет там, и не будут иметь нужды ни в светильнике, ни в свете солнечном, ибо Господь Бог освещает их; и будут царствовать во веки веков.

И сказал мне: сии слова верны и истинны; и Господь Бог святых пророков послал Ангела Своего показать рабам Своим то, чему надлежит быть вскоре.

Се, гряду скоро: блажен соблюдающий слова пророчества книги сей.

Я, Иоанн, видел и слышал сие. Когда же услышал и увидел, пал к ногам Ангела, показывающего мне сие, чтобы поклониться [ему]; но он сказал мне: смотри, не делай сего; ибо я сослужителъ тебе и братьям твоим пророкам и соблюдающим слова книги сей; Богу поклонись.

И сказал мне: не запечатывай слов пророчества книги сей; ибо время близко. Неправедный пусть ещё делает неправду; нечистый пусть ещё сквернится; праведный да творит правду ещё, и святой да освящается ещё.

Се, гряду скоро, и возмездие Мое со Мною, чтобы воздать каждому по делам его.

Я есмь Альфа и Омега, начало и конец, Первый и Последний. Блаженны те, которые соблюдают заповеди Его, чтобы иметь им право на древо жизни и войти в город воротами.

А вне – псы и чародеи, и любодеи, и убийцы, и идолослужители, и всякий любящий и делающий неправду.

Я, Иисус, послал Ангела Моего засвидетельствовать вам сие в церквах. Я есмь корень и потомок Давида, звезда светлая и утренняя.

И Дух и невеста говорят: прииди! И слышавший да скажет: прииди! Жаждущий пусть приходит, и желающий пусть берет воду жизни даром.

И я также свидетельствую всякому слышащему слова пророчества книги сей: если кто приложит что к ним, на того наложит Бог язвы, о которых написано в книге сей; и если кто отнимет что от слов книги пророчества сего, у того отнимет Бог участие в книге жизни и в святом граде и в том, что написано в книге сей.

Свидетельствующий сие говорит: ей, гряду скоро! Аминь. Ей, гряди, Господи Иисусе!

Благодать Господа нашего Иисуса Христа со всеми вами. Аминь (Откр. 21:1–27; Откр. 22:1–21).

Вопросы:

1. Почему Господь не открыл людям дату Своего Второго пришествия?

2. Почему для будущей жизни души людей должны снова соединиться с их телами?

3. Какие события будут предварять Второе пришествие Христа?

4. Почему последний Суд называется Страшным?

5. В чем главный источник вечного блаженства и вечных страданий для человека?

Задания:

1. Проанализируйте и скажите, приведя конкретные примеры из жизни, какие из указанных событий накануне Второго пришествия Христа уже осуществились.

2. Сопоставьте несколько описаний будущей жизни из святоотеческой литературы. Выясните, что их объединяет и в каких вопросах есть расхождения.

* * *

792

 Цит. по: Игнатий (Брянчанинов), свт. // Полное собрание творений: В 6 т. Т. 6. M., 2004, стр. 20.

793

 Иоанн Дамаскин, прп. Точное изложение Православной веры. Кн. 4. Гл. 26. М., 1992.

794

 Ириней Лионский, свт. Пять книг против ересей. Кн. 5. Гл. 30 // Сочинения. СПб., 1900.

795

 Иоанн Дамаскин, прп. Точное изложение Православной веры. Кн. 4. Гл. 26. M., 1992.

796

 Частично эти свидетельства представлены нами в III части данной книги. Гл. 1.2.

797

 Иоанн Дамаскин, прп. Точное изложение Православной веры. Кн. 4. Гл. 1. М., 1992, стр. 121.

798

 Августин Иппонский, блж. О граде Божием. 4. 3. Кн. 20. Гл. 7. Киев, 1905.

799

 Ефрем Сирин, прп. О рае // Творения: В 8 т. M., 1993. Т. 5, стр. 285.

800

 Цит. по: Григорий Малеванский, свящ. Догматическая система Оригена // Труды Киевской Духовной Академии. 1870, стр. 62.

801

 Максим Исповедник, прп. Письма / В пер. Е. Начинкина // Письмо пресвитеру Иоанну о том, что душа и после смерти сохраняет действие мысли и не утрачивает ни одной из своих естественных способностей. – СПб.: СПБ Университет, Русская Христианская гуманитарная академия, 2007.

802

 Филарет Московский, свт. Пространный христианский катехизис... M., 2006, стр. 58.

803

 См. ссылку в III части данной книги. Гл. 1.3.

804

 См.: Ориген. Epist. ad Rom. V. 10.

805

 См.: Ориген. «О началах» III 6. 3–5.

806

 Ириней Лионский, свт. Пять книг против ересей. Кн. 5. Гл. 27, 2 // Сочинения. СПб., 1900.

807

 Григорий Синаит, прп. Главы о заповедях и догматах, угрозах и обетованиях. Гл. 54 // Добротолюбие в русском переводе. Т. 5. М., 1998, стр. 207.

808

 Ефрем Сирин, прп. О блаженных обителях // Творения: В 8 т. Т. 3. M., 1993, стр. 19.

809

 Ср.: Песнь 8-я покаянного канона ко Господу нашему Иисусу Христу. Видех бо во гробе лежаща брата моего, бесславна и безобразна...


Источник: Основы православной антропологии : учебник / прот. Вадим Леонов. - 2-е изд., испр. и доп. - Москва : Изд-во Московской патриархии Русской православной церкви, 2016. - 456 с. : ил. ISBN 978-5-88017-351-8

Комментарии для сайта Cackle