Введение
1. Антропология как богословская дисциплина
Мы приступаем к изучению основ христианской антропологии. Сразу уточним значения слов в названии нашего предмета. Слово «антропология» всем знакомо. Оно составлено из двух греческих слов: ἂνθρωπος – человек и λόγοσ – слово, учение, разум; то есть антропология – это учение о человеке. В современном мире имеется множество учений о человеке, но наша цель – именно христианская антропология. Слово «христианская» мы употребляем как синоним слов «православная» или «церковная». И ещё один существенный момент: мы будем изучать лишь основы, то есть самые важные положения православного учения о человеке в их целостном, взаимосвязанном виде. Что же это за основы?
В жизни человека можно выделить две сферы его бытия: видимую и невидимую. Они тесно взаимосвязаны. Более того, можно с уверенностью сказать, что невидимые основания жизни человека во многом предопределяют его внешнее поведение и жизнь. Однако если видимая (наблюдаемая) сторона человеческого существования (физиология, поведение, эмоции, интеллектуальная деятельность и т. д.) доступна научному исследованию и анализу, то невидимая сторона (взаимосвязь с Богом, духовные принципы жизни, нравственная сфера и т. д.) ускользает от взора внешнего наблюдателя и не может быть зафиксирована приборами, проверена и опробована экспериментально. Исследованием человека занимаются не только точные науки, но и философия, и все виды искусств. В целом складывается очень насыщенная, пестрая, весьма ценная и чрезвычайно противоречивая картина, но в большей своей части она описывает видимую сторону человеческого бытия. Метафизические и онтологические основания человеческой жизни остаются недоступными. Именно об этих таинственных основах бытия человека и пойдёт у нас далее речь.
Но откуда мы можем почерпнуть знания об этом? Прежде всего, от Того, Кто является Создателем человека – от Бога. Другими словами, мы будем рассматривать и изучать божественное Откровение о человеке, которое бережно хранится в Священном Предании Православной Церкви. Оно не является исчерпывающим. Бог не отвечает на все наши «почему?». Но того, что Он нам открыл, вполне достаточно для полноценной жизни и осуществления своего предназначения. И наоборот, если мы проигнорируем божественное Откровение, то не избегнем ошибок, повреждающих не только земной путь человека, но и его жизнь в вечности.
В определенном смысле можно сказать, что в христианской антропологии собраны ответы Бога на насущные вопросы человека. Подтверждение полноты и достаточности этих ответов мы видим в жизни святых людей, которые уже в начале своего духовного пути быстро находили в божественном Откровении ответы на вечные человеческие вопросы: кто я такой? зачем я живу? в чем смысл моего бытия? – и шли далее. Для них более важным и сложным был другой вопрос – каким образом достигнуть духовного совершенства? С помощью Божией они находили ответ, воплощали его в своей жизни и тем свидетельствовали, что Бог истинен (Ин. 3, 33). Вопросы о смысле жизни становятся мучительно неразрешимыми для человека лишь в той степени, в какой он удален от Бога. Далее мы увидим, почему вне Бога человеку трудно найти смысл своего существования, соответствующий его внутренним возможностям и силам.
2. Методологические основы христианской антропологии
Обозначим методологические основы нашей дисциплины и раскроем их содержание.
Определение: христианская антропология – это богословская дисциплина, в рамках которой системно излагается богооткровенное учение Церкви о природе и личности человека, его предназначении и принципах существования.
Предмет христианской антропологии: бытие человека в свете божественного Откровения.
Цель христианской антропологии: собрать, системно изложить и раскрыть содержание антропологического учения Церкви.
Помимо этой общей содержательной цели в рамках данной работы мы преследовали и иную, частную, цель. Мы стремились изложить учение о человеке в таком виде, чтобы на его основании возможно было бы осуществлять христиански осмысленную гуманитарную деятельность (педагогов, психологов, социологов и т. д.). Иначе говоря, по возможности мы стремились преподнести антропологическое знание в практическом аспекте – как средство, критерий, ценностное основание для принятия решений и совершения поступков.
Корректная системная богословская разработка антропологического учения Церкви необходима, чтобы сохранить его от вольных и ложных интерпретаций, которые нередко появляются в христианской литературе и чаще всего бывают не столько плодом злого умысла, сколько следствием наивного, поспешного и своевольного отношения к божественному Откровению.
Источник христианской антропологии: Священное Писание и Священное Предание Православной Церкви.
Священное Предание Православной Церкви – это общезначимый опыт жизни в Духе Святом, хранимый и передаваемый Церковью из поколения в поколение. Важнейшим элементом Священного Предания является Священное Писание. Священное Писание порождено Церковью, поэтому правильно понять и воспринять его можно только в лоне Церкви, через полноту единства с Православием. В Священное Предание входит также и весь опыт духовной жизни, собранный Православной Церковью и передаваемый всеми возможными средствами, не искажающими суть этого опыта: в текстах, в церковных традициях, в иконографии, богослужебных песнопениях, храмовой архитектуре и т. д. Священное Предание Церкви непрерывно и самотождественно в своём историческом бытии на протяжении двух тысячелетий, проверено жизнью многих поколений христиан, принесло обильный плод святости, что свидетельствует о его истинности.
Перечислим основные методологические принципы христианской антропологии.
Принцип веры: изучение, усвоение и интерпретация антропологических знаний возможны лишь при наличии веры в истинность божественного Откровения, хранимого Церковью. Если человек не верит в истинность Священного Предания, то его рассуждения об антропологическом учении Церкви теряют смысл, ибо без веры человек не способен к правильному пониманию духовного опыта Православия.
Принцип богооткровенности: формулировка, систематизация и интерпретация антропологических знаний должны осуществляться в предельном соответствии с божественным Откровением, хранимым в Церкви. Всякое знание интерпретируется в сознании человека, начиная с этапа понимания и далее непрерывно вплоть до практического использования. Это неизбежно, но если в ходе этих интерпретаций утрачивается содержательное зерно, идея, заимствованная из божественного Откровения, то допущена неприемлемая ошибка.
Принцип целостности: человек – существо сложное и изменчивое, но при всем его разнообразии и сложности в антропологических исследованиях необходимо сохранять и удерживать целостное видение человека, в определенном смысле – целомудрие. Без этого возникает риск, что наши утверждения и выводы потеряют согласованность и станут набором пестрых противоречивых фраз.
Принцип сотериологичности: антропологическое знание должно содействовать духовному возрастанию и спасению человека. Этот принцип следует из понимания того, что Бог есть Любовь. Значит, все, что исходит от Него, есть благо для человека и всей вселенной. Поэтому божественное Откровение по своей сути всегда полезно и спасительно. Если наши антропологические выводы, пусть даже в их основании лежали непреложные христианские истины, окажутся губительными для человека и окружающего мира, то это значит, что в ходе исследований мы допустили фатальную ошибку. Божественное Откровение и все корректные его интерпретации не могут нести зло или вред человеку и миру.
3. Христианская антропология в ряду иных богословских и научных дисциплин
Православная антропология как самостоятельная богословская дисциплина выделилась из догматического богословия в середине XX века. В содержательном плане она частично пересекается с аскетикой, патрологией, агиологией, нравственным, пастырским и литургическим богословием Церкви.
Светская антропология зародилась в конце XIX века, и с самого начала в ней сформировались две тенденции. Первая, уходящая корнями в систему взглядов французских философов-энциклопедистов XVIII века, трактует антропологию как универсальную науку о человеке, включающую все стороны человеческого бытия (анатомию, физиологию, психологию, социологию, материальную и духовную культуру). В таком универсальном значении научная антропология развивается в США и странах Запада и в наши дни. Вторая тенденция представляет научную антропологию лишь в рамках изучения физической организации человека и включает три раздела: морфология человека, антропогенез и этническая антропология (расоведение). В таком виде антропология развивалась преимущественно в СССР и странах Восточной Европы в XX веке.
В отношениях со светской наукой христианская антропология соприкасается едва ли не со всеми гуманитарными дисциплинами, но преимущественно с психологией, педагогикой и философией.
Принципиальные противоречия здесь едва ли возможны, ибо различны их сферы интересов: христианская антропология занимается метафизикой и онтологией человека, а гуманитарные науки – конкретными процессами, действиями и феноменами его бытия. Впрочем, есть ряд тем, где суждения обеих сторон выстраиваются в параллель. Однако в силу того, что христианская антропология не научная, а богословская дисциплина, соотносить её утверждения с научными концепциями если и возможно, то с предельной осторожностью и долей условности.
В рамках христианской антропологии могут использоваться научные наработки, но не для обоснования истинности богословских утверждений, а лишь как дополнительные свидетельства или иллюстрации. Необходимо помнить, что наука представляет собой не монолит знаний, а конгломерат. Наука находится в непрестанном движении критического переосмысления существующего знания, и всякое новое научное открытие частично, а порой и полностью отвергает предшествующую теорию или утверждение. Исследования в области методологии науки убедительно показали, что посредством научных исследований невозможно достигнуть твердых и окончательных, неопровергаемых выводов. Поэтому научные воззрения всегда ограниченны, условны, противоречивы и временны. Строго говоря, не существует научных истин, а есть лишь научные предположения той или иной степени достоверности, поэтому опираться на них для обоснования богословских утверждений весьма опасно.
4. Актуальность христианской антропологии
Значимость христианской антропологии – не только в целостном системном изложении церковного учения о человеке. Её содержание может быть действенным и за границами церковной жизни, способным в некоторой степени повлиять и на научные представления о человеке, и даже содействовать духовному переосмыслению культуры. Каким образом?
Дело в том, что центром современной культуры является человек. Образ человека в культуре во многом не соответствует церковному пониманию, но все же homo sapiens в рамках культуры есть высшая ценность, и это очень важно. Культурная деятельность современной цивилизации обращена к этому центру и вращается вокруг него. Поэтому всякое суждение, раскрывающее ценность и достоинство человека, признается культурно значимым, и, наоборот, все уничижающее и ограничивающее человека, умаляющее его ценность, отвергается культурой. В секулярной среде человек предстает гигантским идолом, которому необходимо поклоняться разными способами, чтобы иметь право на существование в современном обществе. Подмена реального человека мифическим человекобогом – причина многих проблем современности. В этом плане христианская антропология способна сказать о человеке нечто важное, дать ответы и предложить решение насущных вопросов в жизни общества. Христианство может предложить иное видение человека, показать людям, что без Бога человек – самое несчастное существо во вселенной, недостойное тех почестей, которые ему воздает культура. Понятно, что усвоить эту простую истину тяжело, но, может быть, для этого ещё есть шанс? Ибо и для христианской антропологии, и для культуры человек чрезвычайно ценен. А когда у вступивших в диалог есть общие ценности, то у них есть возможность сблизиться и понять друг друга. Иными словами, в наши дни христианская антропология востребована как одно из важнейших связующих звеньев между христианством и культурой, между Церковью и обществом.
Использование христианской антропологии в такой перспективе прекрасно осознается священноначалием Русской Православной Церкви, поэтому важнейшие церковно-социальные документы – например, «Основы социальной концепции Русской Православной Церкви», «Основы учения Русской Православной Церкви о достоинстве, свободе и правах человека» и др. – имеют твердое, ясно выраженное богословско-антропологическое основание. Эти документы создавались под руководством Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла (тогда ещё митрополита Смоленского и Калининградского), который сам опубликовал ряд интересных работ антропологической тематики6.
Христианская антропология значима также и тем, что с богословских позиций открывается ограниченность некоторых научных утверждений, культурных явлений и даже их опасность для человека в случае возможной реализации. Причем в рамках науки эти опасности часто не просматриваются, ибо в научных исследованиях не учитывается нравственный аспект бытия. Духовные законы жизни находятся за пределами научной картины мира, и тем не менее они реальны и действенны. Поэтому изучение христианской антропологии может представлять интерес для самого широкого круга специалистов.
Для гуманитарных наук, особенно для психологии и педагогики, христианская антропология может стать новой координатной системой, в пространстве которой откроется духовное содержание уже установленных научных фактов и теорий, появятся возможности для нравственных интерпретаций известных явлений с выходом на конкретную, реальную помощь человеку. Данный подход позволяет говорить о перспективах создания православной педагогики и православной психологии.
В педагогике подобные попытки предпринимались с середины XIX века и дали значимые результаты, например: работы К.Д. Ушинского7, С.А. Рачинского8, К.П. Победоносцева9, и др. В XX веке православную педагогику развивали: С.И. Миропольский10, М.И. Демков11, протопресв. Василий Зеньковский12, митр. Амфилохий (Радович)13, С.С. Куломзина14 и многие современные авторы15, сознательно положившие в основание своей педагогической системы православную антропологию. В этой области накоплен значительный положительный опыт, и работа продолжается весьма активно.
В психологии сотрудничество с богословием идет пока ещё робкими шагами, однако специальные научные исследования уже появляются, и многие психологи говорят о больших перспективах изучения святоотеческого наследия и православной антропологии. Среди современных ученых, развивающих это направление в России, необходимо особо выделить: В.В. Рубцова, В.И. Слободчикова16 и Е.И. Исаева, Б.С. Братуся17, Ф.Е. Василюка18, Ю.М. Зенько19, Л.Ф. Шеховцову20, М.Я. Дворецкую21 и других. Указанные авторы работают на стыке православной антропологии и психологии и позиционируют себя как в одной, так и в другой сфере, но в целом их публикации весьма содействуют становлению христианской психологии как особого научного направления.
Конечно же, в области педагогики и психологии православная антропология – не альтернатива существующим научным знаниям и даже не дополнение, ибо научные и богословские знания разноприродны, но, как мы уже сказали выше, – это система координат, в которой можно изучать человека и интерпретировать полученные результаты.
В основе любой деятельности, обращенной к человеку, лежит определенное общее представление о человеке, или антропологическое учение, в соответствии с которым и строится эта деятельность. Исходное антропологическое представление во многом определяет и даже предопределяет любую гуманитарную деятельность. Например, если в основе педагогического подхода лежит представление о человеке как о высокоорганизованном животном, то и соответствующие педагогические методы будут подобны дрессировке; если изначально человек представляется в виде сложно организованной машины по типу компьютера, то и приемы воспитания будут напоминать программирование; если же основываться на мнении, что человек формируется исключительно под влиянием внешних условий, то и педагогическая методика будет ориентирована лишь на воздействие внешней среды, без учета внутреннего мира и личной уникальности каждого человека. Антропологические рамки во многом определяют направление, масштаб, содержание, средства и возможности того или иного педагогического или психологического подхода. Поэтому знание христианских антропологических основ принципиально важно для любой православной гуманитарной деятельности, чтобы правильно организовать её в соответствии с Божиим замыслом о человеке. То есть знание христианской антропологии важно не только в плане содержания, но и методологически.
5. Изучение антропологии
Если, осознав важность антропологии для гуманитарной деятельности, мы с надеждой обратимся к Православной Церкви, чтобы изучить её учение о человеке и начать действовать, то следует сразу предупредить, что мы столкнемся с рядом проблем.
Первая проблема состоит в том, что христианская антропология как некая система упорядоченного знания пока ещё не сформировалась. Знание о человеке рассыпано бесценным бисером по страницам Библии, творениям святых отцов, но собирать этот бисер приходится по большей части самостоятельно.
Как уже отмечалось выше, с конца XIX века стали появляться богословские работы, посвященные отдельным антропологическим темам с достаточно подробным изложением святоотеческого учения. Среди них прежде всего следует назвать труды свт. Феофана Затворника, который придавал большое значение изучению человека в свете Священного Предания Церкви и внес значительный вклад в становление православной антропологии22. Особого внимания заслуживают появившиеся в этот же период работы В.И. Несмелова23 и С.М. Зарина24. Первая имеет философско-апологетическую направленность и представляет собой опыт религиозно-философской теодицеи, во второй рассматриваются и систематизируются основные понятия, представления и подходы православной аскетики (первая часть этой работы является достаточно хорошим обзором антропологического учения Православной Церкви), но названные труды ещё не дают столь необходимого многопланового описания человека.
С середины XX века появляются первые опыты системного изложения христианской антропологии. В это время архим. Киприан (Керн) защитил магистерскую диссертацию по теме «Антропология свт. Григория Паламы»25, где не только излагается учение фессалоникийского архипастыря, но и дается содержательный обзор антропологических идей в святоотеческом богословии по персоналиям за четырнадцать веков христианской истории.
В 1965 году издается маленьким тиражом двухтомная книга А.С. Позова «Основы древнецерковной антропологии»26. Работа интересная, глубокая, содержит много святоотеческих ссылок и цитат, но при этом весьма субъективная. Автор шел в богословии своим путем и для этого разработал свою оригинальную понятийно-терминологическую систему, порой трудно совместимую с православным учением. Хотя исследователь постоянно декларирует свою верность Православию, в тексте часто просматриваются следы заимствования антропологических идей индуизма, буддизма и иных религиозно-философских учений. Скорее всего, это последствия личных духовных исканий автора. В результате книга была воспринята неоднозначно и оказалась на периферии богословской мысли. Рекомендовать её можно только богословам-специалистам.
Среди современных зарубежных авторов, развивающих своими трудами православную антропологию, можно выделить митр. Иерофея (Влахоса)27, митр. Амфилохия (Радовича)28, митр. Иоанна (Зизиуласа)29, еп. Каллиста (Уэра)30, П. Нелласа31, Г. Мантзаридиса32, Жан-Клода Ларше33. В России на этом поприще в наши дни трудятся: митр. Игнатий (Пологрудов)34, архиеп. Константин (Горянов)35, свящ. Андрей Лоргус36, свящ. Вадим Коржевский37. В наше время исследования по христианской антропологии стали публиковаться регулярно, но проблема системного изложения основных православных идей о человеке пока ещё не решена.
Вторая проблема состоит в том, что понятийный аппарат православной антропологии формируется в истории Церкви постепенно, и этот процесс не завершен. Разработка терминологии вообще находится на начальной стадии, поэтому вопросы понимания и интерпретации библейских фраз и святоотеческих суждений оказываются сложными и часто неоднозначными. Многие отцы предлагают свою уникальную парадигму, поэтому формальное понимание их текстов невозможно и требуется сопричастность их опыту хотя бы в некоторой степени через личную молитву и духовные усилия.
Приходится постоянно учитывать и то, что в творениях святых отцов некоторые идеи заимствованы из античной философии и современного им естествознания. И хотя они излагаются святыми людьми – это не значит, что такие идеи богодухновенны по сути. В подобных случаях святые отцы выступают как ученые своего времени, поэтому их высказывания вполне подлежат критичному осмыслению.
Третья проблема – проблема использования антропологических знаний. Недостаточно изучить богословие, необходимо ещё научиться использовать христианские идеи в определённой сфере, увидеть и освоить их как средства в новом, деятельном контексте. Для этого нужно уверенно владеть богословскими знаниями, быть специалистом в конкретной научной сфере, а также иметь соответствующий личный опыт деятельности. Другими словами, необходимы «переводчики», которые, например, не только понимают богословский смысл фразы «воссоздание образа Божия в человеке», но и способны адекватно интерпретировать его в области педагогики или психологии, в том числе и в практическом аспекте.
6. Структура курса
В мировой истории мы можем выделить четыре состояния человеческой природы, существенно различающиеся между собой. Эти состояния задают также четыре содержательных направления в изучении человека.
1. Человек до грехопадения (онтология) – человек «в чистом виде», первозданный, соответствующий замыслу Бога. В рамках данного раздела выясняется онтологический статус человека. Даются ответы на вопросы о происхождении, смысле существования, предназначении, естественном состоянии и совершенстве первозданного человека. Он описывается в природном и личностном аспектах бытия, излагается учение об образе и подобии Божием.
2. Человек после грехопадения (амартология) – раздел, где описывается духовная «механика» деградации человека, разрабатываются амартологические термины: «грех», «страсть», «тление», «смерть» и т. д., выстраивается их взаимосвязь, описывается их влияние на жизнь человека. Если в предшествующем разделе рассуждения по большей части имеют статичный характер, то есть представляют собой утверждения, констатирующие те или иные богооткровенные истины о человеке, то здесь даются описания динамичные, объясняющие, как и почему человек ниспадает с одной ступени на другую.
3. Человек во Христе (сотериология) – раздел, где дается описание процесса возрождения человека через восстановление единства с Богом. Здесь изложение также ведется в динамичных категориях: становление, развитие, преображение (в историческом плане после Воскресения Иисуса Христа второе и третье состояние в жизни человечества представлены одновременно).
4. Человек в вечности (эсхатология) – раздел, в котором раскрываются конечные цели и смыслы бытия человека как бессмертного существа. Описывается его будущая жизнь в вечности в той мере, в какой это было открыто людям в божественном Откровении.
Четыре состояния человеческой природы задают структуру и определяют содержательное наполнение соответствующих разделов православной антропологии (см. Оглавление).
* * *
Кирилл, митр. Смоленский и Калининградский. О двусоставной природе человека // Слово пастыря. М., 2005, стр. 36–37. Кирилл, митр. Смоленский и Калининградский. Замысел Божий о человеке и свобода воли: Эсхатологическая перспектива // Церковь и время. 2005, № 4 (33), стр. 5–18. Кирилл, митр. Смоленский и Калининградский. Свобода и ответственность: в поисках гармонии. Права человека и достоинство личности. М.: Отдел внешних церковных связей Московского Патриархата, 2008. Кирилл, митр. Смоленский и Калининградский. Слово пастыря: Бог и человек. История спасения. Беседы о Православной вере. М.: Издательский Совет Русской Православной Церкви, 2004. Кирилл, митр. Смоленский и Калининградский. Творчество и свобода // Церковь и время. 2007, № 3 (40), стр. 5–11.
Ушинский К.Д. Человек как предмет воспитания: Опыт педагогической антропологии. Т. 1, 2. СПб.,1868, 1869.
Рачинский стр.А. Сельская школа: Сборник статей. СПб.,1902.
Победоносцев К.П. Ученье и учитель. М.: Синодальная типография, 1903.
Миропольский стр.И. Учитель народной школы, его призвание, значение, цели и условия его деятельности в воспитании и обучении детей. СПб.,1890. Миропольский стр.И. Учебник дидактики. СПб., 1895. Миропольский стр.И. Очерк истории церковно-приходской школы от первого её возникновения на Руси до настоящего времени. СПб.,1910.
Демков М.И. История русской педагогии. Ч. 1, 2. Новая русская педагогия. М.: изд. автора, 1910.
Зеньковский Василий, протопресв. Проблемы воспитания в свете христианской антропологии. М., 1993. Он же. Педагогика. М.: ПСТБИ, 1996.
Амфилохий (Радович), митр. Основы православного воспитания. Пермь, 2000.
Из современных работ выделим: Георгий (Шестун), игум. Православная педагогика. Онтологические и историко-теоретические основы педагогики православной цивилизации. М.: Издательство: Про-Пресс, 2010. Зелинский Константин, прот., Черникова Т.В. Нравственное воспитание школьников. М.: Планета, 2010. Слободчиков В.И. Антропологическая перспектива отечественного образования. – Екатеринбург, 2009. Склярова Т.В., Янушкявичене О.Л. Возрастная педагогика и психология. М.: Покров, 2004. Склярова Т.Я. Православное воспитание в контексте социализации. М.: Изд-во ПСТГУ, 2006. Корольков А.А. Духовная антропология. – СПб.: Изд-во СПбГУ, 2005, и мн. др.
Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Основы психологической антропологии. Психология человека: Введение в психологию субъективности. М., 1995. Они же. Основы психологической антропологии // Психология развития человека: Развитие субъективной реальности в онтогенезе. М.: Школьная пресса, 2000, и др. работы.
Братусь Б.стр. Двойное бытие души и возможность христианской психологии // Вопросы психологии. 1998, № 4, стр. 71–79, и др. работы.
Василюк Ф.Е. Переживание и молитва. Опыт общепсихологического исследования. М.: Смысл, 2005, и др. работы.
Зенько Ю.М. Основы христианской антропологии и психологии. СПб.,2007, и др. работы.
Шехощова Л.Ф. Человек в современной психологии и христианской антропологии. – Lambert Academic Publishing, 2011, и др. работы.
Дворецкая М.Я. Святоотеческая психология. Учебное пособие. Изд. 3-е, испр. и доп. – СПб.: Русская Симфония, 2005, и др. работы.
В связи с рассматриваемой темой особый интерес представляют его книги: «Путь ко спасению. Начертание христианского нравоучения» (М., 1899) и «Что есть духовная жизнь и как на нее настроиться» (многократно переиздавалась, например, М., 1999).
Несмелов В.И. Наука о человеке: В 2 кн. Казань, 1898.
Зарин стр.М. Аскетизм по православно-христианскому учению. СПб., 1907.
Киприан (Керн), архим. Антропология свт. Григория Паламы. Репринт. М., 1996.
Позов А.стр. Основы древнецерковной антропологии. Т. 1, Т. 2. Мадрид, 1965, 1966.
Иерофей (Влахос), митр. Православная психотерапия. ТСЛ, 2004, и др. работы.
Амфилохий (Радович), митр. Человек – носитель вечной жизни / Пер. с серб, стр. Луганской. М.: Сретенский монастырь, 2005, и др. работы.
John (Zizioulas), metr. Being as Communion: Studies in Personhood and the Church. NY.: St. Vladimir's Seminary Press, 1993, и др. работы.
Каллист (Уэр), еп. Внутреннее Царство / Пер. с англ. Киев: Дух i лiтера, 2003, и др. работы.
Nellas Panayiotis. Deification in Christ: Orthodox Perspectives on the Nature of the Human Person. NY., 1987. Неллас П. Обожение: Основы и перспективы православной антропологии. M., 2011, и др. работы.
Mantzaridis Georgios I. The Deification of man: Saint Gregory Palamas and Orthodox Tradition. NY., 1984, и др. работы.
Ларше Ж.-К. Исцеление психических болезней: Опыт христианского Востока первых веков / Пер. с фр. М., 2007, и др. работы.
Игнатий (Пологрудов), митр. Проблема самосознания в святоотеческом понимании // Консультативная психология и психотерапия. 2011, № 3 (70), стр. 19–23, и др. работы.
Константин (Горянов), архиеп. Религиозно-философская антропология: история и определение термина, современные проблемы // И познаете истину. СПб., 2011, стр. 140–164, и др. работы.
Лоргус Андрей, свящ. Православная антропология. Курс лекций. Вып. 1. М.: Графпресс, 2003.
Коржевский Вадим, свящ. Пропедевтика аскетики. Компендиум по православной психологии. М., 2004.