86. Пластырь живительный
Что пластырь живительный для язвы или раны телесной, то для души грешной, страхом Суда Божия и печалью о грехах уязвившейся, – Евангелие. Рана телесная ослабление болезни и исцеление от живительного пластыря получает. Так душа грешная, трепещущая Суда Божия, страхом перед ним и печалью сокрушенная, ослабление, живое утешение и исцеление от Евангелия получает. Это есть то, что псаломник воспел о человеколюбии Божием: «Исцеляющий сокрушенных сердцем и обвязывающий раны их»* (Пс.146:3). Не бойся, грешная, но кающаяся и болезнующая о грехах душа! Веруй только в Евангелие, и почувствуешь в сердце своем жизненность его. Рассуди сам, ради кого Христос, Сын Божий, в мир пришел? Ради грешников. Ради кого на земле жил и трудился? Ради грешников. Ради кого пострадал, умер и воскрес? Ради грешников, как апостол, к утешению нашему, говорит: «Верно и всякого принятия достойно слово, что Христос Иисус пришел в мир спасти грешников» (1Тим 1:15). О безмерное человеколюбие Божие! О великое утешение грешникам! Сам Бог и Господь ради них в мир пришел, взыскать и спасти погибших. Ты один из грешных и погибших, значит и тебя пришел взыскать и спасти. Держись только верою Пришедшего взыскать и спасти грешников, и утверждай надежду свою на Нем, тогда непременно взыщет и спасет тебя. И не сказано: ради таких и таких-то грешников пришел Христос, но ради всех и всяких, как велики и тяжки ни были бы их грехи. Одно только от них требуется, чтобы отстали от грехов, каялись, и сокрушенное сердце имели. А духовный и живительный пластырь Евангелия к ранам их приложится, и почувствуют в сердцах своих радостное известие о милости Божией к ним. Ибо они уже начинают приносить жертву Богу на алтаре своего сердца – дух сокрушен. «Жертва Богу – дух сокрушенный; сердца сокрушенного и смиренного Бог не уничижит» (Пс.50:19). Грешная душа, страхом и печалью сокрушенная! Представь внутренним своим очам, как благоутробный отец, в притче евангельской упоминаемый, младшего своего сына, от заблуждения возвратившегося, принимает! Как любезно еще издалека смотрит на него, как встречает его, как падает на шею ему, как обнимает и целует его! Как повелевает рабам своим принести лучшую одежду и одеть его, и дать перстень на руку его и сапоги на ноги, и велит всей своей семье радоваться и веселиться о нем! «Ах, сын мой возвратился ко мне! Сын мой целым и невредимым пришел ко мне! Этот сын мой был мертв и ожил, пропадал и нашелся» (Лк 15:20–25). Так Бог, Небесный Отец, любезно принимает грешника кающегося, и с сокрушением сердца приходящего к Нему, а грехов и беззаконий не вспоминает ему, и велит всей небесной Своей семье радоваться о нем. Так, – говорит Господь, – «бывает радость у Ангелов Божиих и об одном грешнике кающемся» (Лк 15:10). И воистину так и есть. Если ради грешника Сына Своего не пощадил, а на смерть предал, как грешника кающегося не примет? «Сына Своего не пощадил, но предал Его за всех нас, как с Ним не дарует нам и всего» (Рим 8:32)? Как не помилует нас, просящих у Него милости? Как не примет нас, обращающихся к Нему? Как не отпустит нам согрешений наших? Как не спасет нас? «Если Бог за нас, кто против нас?» (Рим 8:31). «Бог спасения нашего, Бог наш – Бог во спасение» (Пс.67:20–21). Не так отец, не так мать над больным чадом своим умилостивляется, как Милосердный Бог умилостивляется над грешником, в сокрушении и в болезни сердца к Нему воздыхающем. Тогда мятется утроба Его над ним, тогда милуя помилует его. Ибо каково величество Его, такова и милость Его. Слава щедротам Его! Слава благости Его! Слава человеколюбию Его! «Буди имя Господне благословенно отныне и до века! Хвалите Господа, все народы, прославляйте Его, все люди; ибо утвердилась милость Его на нас, и истина Господня пребывает вовек. Приидите, грешники, и припадем, и восплачем пред Господом, сотворившем нас; ибо Он есть Бог наш, и мы – народ паствы Его и овцы руки Его. Ибо у Господа милость, и многое у Него избавление, и Он избавит Израиля от всех беззаконий его» (Пс.116:1–2, 94:6–7, 129:7–8). Отсюда видишь, христианин, кому Евангелие с утешением своим приличествует, а именно, не блудникам, не прелюбодеям, не ворам, не хищникам и не грабителям, и не прочим людям, беззаконно живущим. Им говорится: «Сокрушайтесь, плачьте и рыдайте; смех ваш да обратится в плач, и радость – в печаль» (Иак.4:9). Когда это сделают, тогда и они Евангелием, как после поста пищей, утешаться будут. Тогда и их уязвленному сердцу Евангелие, как живительный пластырь к ране, приложится. Кому же Евангелие приличествует? Ответ: грешникам, от грехов обратившимся к Богу, за содеянные грехи болезнующим, суда Божиего боящимся, печалью сокрушенным, милости Божией ищущим и со смирением к Нему припадающим. Поэтому написано: «Покайтесь и веруйте в Евангелие» (Мк.1:15). Видим, что прежде покаяние предлагается, а потом Евангелие. Без покаяния Евангелие никакой пользы не принесет. Евангелие утешение нам приносит. Но на что утешение тому, который не имеет печального и сокрушенного сердца? И это есть то, что Христос Господь говорит о Себе: «Он помазал Меня благовествовать нищим, и послал Меня исцелять сокрушенных сердцем» (Лк 4:18). Видишь, кому Христос благовествует. Покайся, и обратись от грехов к Богу, и имей сокрушенное сердце. Тогда и тебе Евангелие святое будет приличествовать, как язве телесной живительный пластырь.
* * *
Перевод П.Юнгерова – Редакция «Азбуки веры»