130. Сосуд полный и пустой
То же, что и сосуд, есть и сердце человеческое. Сердце подобно сосуду. Сосуд полный, наполненный водой или чем-то другим, ничего иного в себя не вмещает. Напротив того, сосуд пустой удобен для восприятия всего. Поэтому люди опустошают сосуд, когда что-то другое хотят в него влить или положить. Так и сердце человеческое. Когда оно пустое и не имеет в себе прихотей мирских и плотских, удобно к восприятию Божией любви; а когда наполнено любовью мира сего, плотскими похотями и греховным пристрастиями, тогда любовь Божия в него вместиться не может. Как может сердце, исполненное сребролюбием, самолюбием, славолюбием, сластолюбием, гневом, злопамятностью, завистью, гордостью и прочими беззаконными пристрастиями, вместить в себя любовь Божию? Что общего у света с тьмою? (2Кор. 6:14).
Любовь Божия – это высочайшее Божие дарование, и там вмещается, где сердце истинным покаянием, сокрушением и сожалением освобождено от злых пристрастий и греховных обычаев, и очищено, и приготовлено для восприятия этого небесного дара. Если хотим, христиане, чтобы любовь Божия в сердце наше вселилась, освободим его от любви мира сего и прихотей его, и греховных обычаев, и обратим сердце наше к Богу, единому существенному нашему Добру и Блаженству, и к вечным благам. Тогда сладчайшая Божия любовь вселится в сердца наши, и тогда вкусим, и увидим, как благ Господь (Пс. 33:9).
Как горесть, так и сладость вещи от вкуса познается. Как сладок мед, те только познают, которые вкушают его; как сладок Бог и любовь Его святая, те только познают, которые любят Бога, и чувствуют в сердцах своих сладчайшую любовь Его. Имеющий ухо слышать да слышит, что Дух говорит Церквам: побеждающему дам вкушать сокровенную манну (Откр. 2:17).