Источник

Желание

Видим, что люди много чего желают в мире, и чего желают, того ищут. Но пусть люди желают и ищут того, чего хотят.

Христианин! Ты желай и ищи своего, то есть того, что тебе прилично и нужно.

Желают люди счастья и благополучия в этом мире иметь. Ты желай и старайся истинное благочестие в сердце своем иметь…

Желают люди освободиться от работы и быть свободными. Ты желай освободиться от работы греховной и быть свободным от грехов. Вот желание христианское! Вот истинная свобода! Всякий, делающий грех, есть раб греха… Если Сын освободит вас, то истинно свободны буде те (Ин. 8, 34, 36).

Желают люди победить людей. Ты желай победить самого себя…

Желают люди господами быть и другими повелевать. Ты желай и старайся над плотью своей господствовать и ею повелевать. Вот желание христианское! Вот истинное господство!

Желают люди над людьми царствовать. Ты желай и старайся над своими страстями и похотями царствовать. Вот желание христианское! Истинный царь тот, кто собой и своими страстями владеет. Те, которые Христовы, распяли плоть со страстями и похотями (Гал. 5, 24). Они господа, владетели и цари!..

Желают люди врагам своим отомстить и обидой обиду отвратить. Ты, христианин, желай и старайся врагам своим уступить и обиду их добротворением наградить. Вот желание христианское! Вот мщение истинных христиан! Если враг твой голоден, накорми его; если жаждет, напой его: ибо, делая сие, ты со берешь ему на голову горящие уголья. Не будь побежден злом, но побеждай зло добром (Рим. 12, 20–21).

Желают люди здоровое тело иметь. Ты желай и старайся, чтобы исцелилась и здоровой была душа твоя…

Желают люди говорить и с людьми разговаривать. Ты желай и старайся больше молчать, чем говорить – да избежишь греха…

Желают люди красиво и гладко говорить. Ты желай красиво и по-христиански жить…

Желают люди от людей получать. Ты, христианин, желай и старайся людям давать, помня слово Господа Иисуса, ибо Он Сам говорит: блаженнее давать, нежели принимать (Деян. 20, 35).

Желают люди в доме красивом и богатом жить. Ты желай и старайся жить в доме Божием, который есть Церковь Бога Живого, и быть согражданином святым и своим Богу (1Тим. 3, 15; Еф. 2, 19)...

Желают люди в красивом и богатом одеянии ходить. Ты желай и старайся облечься в мило сердие, благость, смиренномудрие, кротость, долготерпение и проч. (Кол. 3, 12). Вот желание христианское! Вот прекрасная христианская одежда! Этой утварью христианская душа, как царская дочь, украшается.

Желают люди насытить чрево свое. Ты желай и старайся насытить душу свою Словом Божиим и добрыми и святыми мыслями. Вот желание христианское! Вот души пресладкая пища христианская!

Желают люди сладкого и дорогого вина. Ты желай слез и плача духовного – да возвеселится сердце твое о Боге, Спасе твоем. Вот желание христианское! Вот сладкое вино святых! Надо прежде довольно много плакать тому, кто хочет иметь истинную радость.

Желают люди дружбу иметь со знатными и славными этого мира. Ты желай и старайся дружество иметь с Христом и Его святыми...

Желают люди в доме своем принять царя. Ты желай и старайся в доме сердца своего принять Царя Небесного – Иисуса Христа. Кто любит Меня, тот соблюдет слово Мое; и Отец Мой возлюбит его, и Мы придем к нему и обитель у него со творим (Ин. 14, 23)…

Желают люди сильных людей защитниками и помощниками себе иметь. Ты желай и старайся Бога помощником и защитником себе иметь…

Желают люди богатство в этом мире иметь. Ты желай и старайся добрыми делами богатеть…

Желают люди славу и похвалу в этом мире иметь. Ты желай и старайся избегать этого и будешь истинную славу иметь. Вот желание христианское! Вот истинная слава и похвала – презирать славу и похвалу мира!

Желают люди много знать и мудрыми казаться. Ты же более всего желай и старайся самого себя познать. Вот мудрость христианская!

Желают люди знать, что тамто и там-то делается. Ты желай и старайся рассматривать, что в душе твоей делается, в каком она состоянии находится, какие мысли, желания и начинания производит, к чему она стремится – к вечности или времени? Где она свое сокровище собирает – на небе или на земле? К чему присоединяется – к Богу или к миру? Вот знание необходимое и нужное! Где сокровище ваше, там будет и сердце ваше. Светильник для тела есть око. Итак, если око твое будет чисто, то все тело твое будет светло; если же око твое будет худо, то все тело твое будет темно. Итак, если свет, который в тебе, – тьма, то какова же тьма (Мф. 6, 21–23)?

Желают люди другим угождать. Ты желай и старайся Богу, Господу твоему угождать. Если бы я и поныне угождал людям, то не был бы рабом Христовым (Гал. 1, 10). Но и то написано: каждый из нас должен угождать ближнему, во благо, к назиданию (Рим. 15, 2). А когда так угождаем людям, то Богу угождаем, так как угождать людям повелел Бог.

Желают люди успокоить тело. Ты желай и старайся успокоить и умиротворить совесть свою и ум свой от злых и суетных помыслов…

Желают люди силы и крепости телесной. Ты желай силы и крепости душевной...

Желают люди долго жить. Ты, христианин, желай блаженно умереть...

Желают люди в милости быть у царей, князей и вельмож. Ты, христианин, желай и старайся быть в милости у Бога, Вседержителя, Небесного Царя. Не надейтесь на князей, на сынов человеческих, в которых нет спасения (Пс. 145, 3)...

Желают люди видеть царя или высокопоставленное лицо. Ты, христианин, больше всего желай и старайся видеть Бога… Вот, возлюбленный христианин, желания души христианской! Вот воздыхания и внутренние движения христианина, пекущегося о своем спасении! Кто чего желает усердно, того усердно ищет и обретает. Про сите, и дано будет вам; ищите, и найдете; стучите, и отворят вам; ибо всякий просящий полу чает, и ищущий находит, и стучащему отворят (Мф. 7, 7–8).

* * *

Христос говорит: сказано древ ним: «Не прелюбодействуй». А Я говорю, что всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодейство вал с нею в сердце своем (Мф. 5, 27–28). Отсюда заключаем, что и тот есть прелюбодей, который хочет прелюбодействовать и нечистые мысли в сердце питает, хотя с женщиной и не совокупляется телом; и тот убийца, который ненавидит брата своего (1Ин. 3, 15), злобится на ближнего и хочет ему повредить или убить его, хотя и не убивает на деле; и тот есть тать и хищник, который желает чужую вещь похитить, хотя и не похищает на деле; и тот пьяница, который хочет упиваться, хотя и не упивается; и тот льстец и обманщик, который хочет прельстить и обмануть, хотя делом и не совершает того. То же и о прочих злых помышлениях разуметь должно.

Этот грех совершается против заповеди десятой: не пожелай (Исх. 20, 17). И хотя такой человек не делает ближнему зла делом, но хочет делать, и так грешит против Божьего повеления. Ибо Бог как к душе и сердцу нашему говорит, так на сердце и волю души и смотрит, какое кто сердце и волю имеет и к чему воля и сердце клонится у человека, и по тому судит его. Христианину не только не должно делать, но и мыслить и хотеть зла, когда не хочет против Слова Божия и совести своей согрешить и так ее уязвить и суду Божьему подпасть.

* * *

Каких только трудов и подвигов ни подъемлют грешники, когда царь обещает им ранг и честь, или иное какое награждение временное. Не только внутри отечества служат ему со всякою охотою и усердием, со всяким усердием и прилежанием делают дело свое, но и за пределы отечества выходят на брань, подвергают себя смертельной опасность. Все это творят, чтобы от царя обещанную честь и от людей славу временную получить. Эта их надежда поощряет и подвигает к тому. Но те же усердные слуги ради Бога, Который обещает слугам Своим не временный, но вечный венец, не временную честь и славу, но вечную, такого служения, какое ради человека и временной корысти подъемлют, поднять не хотят.

Что это такое, христианин, что они царю земному, обещающему ранг и честь, верят, и ради него подвизаются; а Царю Небесному, обещающему вечную честь и славу, не верят, и потому не хотят служить Ему и в подвиге христианского благочестия стоять? Кто не пожелает дружбу с царем земным иметь, к нему на трапезу идти и с ним веселиться? Кто не хочет сыном царским быть и наследство земного царства иметь? Едва не всякий, Христовым именем именующийся, от этого не отречется. Но смотри и примечай, желает ли и ищет ли того, что Бог неложный и истинный обещает. Бог обещается дружбу с нами иметь: кто имеет за поведи Мои и соблюдает их, тот любит Меня; а кто любит Меня, тот возлюблен будет Отцом Моим; и Я возлюблю его (Ин. 14, 21).

Любить Бога и быть Богом любимым, – что это, если не дружба? Дружба – это и есть взаимная любовь. Бог обещается нам Богом и Отцом нашим быть и нас за сынов Своих иметь. И буду вам Отцом, и вы будете Моими сынами и дщерями, – говорит Господь Вседержитель (2Кор. 6, 18). Бог зовет на великую вечерю в Царствии Небесном и обещает нам наследие Небесного Царствия. Но кто этому великому и небесному зову внимает? Кто ищет того, что неложный Бог по милости Своей обещает? Все окаянные грешники отрицаются. Возлюбили честь, славу, богатство и сласть мира сего больше, нежели честь, славу, богатство и утешение небесное и вечное (см.: Ин. 12, 43). С царем земным дружбы ищут, но с Богом бессмертным и Царем Небесным не ищут; на трапезу земного царя с усердием спешат, но к трапезе Небесного Царя не хотят идти; на земле царствовать временно желают, но на небе вечно царствовать не хотят.

О, прельщение ума и сердца человеческого!.. Начали все извиняться (Лк. 14, 18). Начали все отказываться – от чего? – идти на уготованную небесную вечерю и послушаться зова Божьего. Почему? Потому что предпочли временными и земными сластями утешаться, нежели небесными и вечными. И так приглашение Божие, которым через рабов Своих зовет их, и Самого зовущего Бога презирают.

Скажут: «Кто-де отказывается и не хочет обещанных вечных благ получить? Не всякий ли их желает?»

Воистину мало таких есть, которые истинно желают сердцем! Кто чего искренно желает, тот, все прочее оставив, того единого со всяким старанием и прилежанием ищет. Каких трудов не подъемлет любитель богатства ради богатства, славолюбец и честолюбец ради славы и чести, сластолюбец ради желанной своей утехи! Сколько трудится и потеет мужик земледелец ради плода, ученик ради разума и премудрости внешней! Кто не видит того, что всегда перед глазами нашими обращается? Так разумей и об обещанных от Бога благах. Насколько велики те неизреченные блага, настолько великих трудов и подвигов от нас для получению их требуется. Читай святое Евангелие, и познаешь эту истину.

Надобно отречься не только от мирских похотей, но и от самого себя, взять крест свой и следовать за Христом (см.: Мф. 16, 24), следовать за Ним не ногами, но сердцем, верою, любовью, терпением, кротостью, смирением, злостраданием. И так, где Он ныне Сам, туда и последователя Своего приведет, по неложному обещанию: кто Мне служит, мне да последует; и где Я, там и слуга Мой будет (Ин. 12, 26). Чем большее добро, тем больше трудов требуется к получению его. А так как нет большего добра, чем добро вечное, и одно оно есть добро истинное, то большие труды и подвиги от нас требуются, чтобы его постигнуть. Так бегите, чтобы получить это добро вечное (1Кор. 9, 24), – говорит святой Павел. Кто то получит? Не тот, кто лежит, но кто бежит. Кто бежит? Тот, кто, все прочее оставив позади, к нему одному, как своему центру, стремится, спешит и подвизается. А у кого нет труда и подвига, у того нет и желания истинного. Желание истинное подвигает желающего к труду и научает способ искать, чтобы получить желаемое. Кто желает в Москву, или в Петербург, или в Киев придти, идет той дорогой, которая в те города ведет, а не иною. Так к Богу и вечному Его царствию хотящему придти должно идти тесными вратами и узким путем, а не широким вратами и пространными путем, который ведет в погибель (Мф. 7, 13–14). Многими скорбями надлежит нам войти в Царствие Божие (Деян. 14, 22). И Господь говорит: терпением вашим спасайте души ваши (Лк. 21, 19). И еще: в мире будете иметь скорбь (Ин. 16, 33). Всякое зло и бедствие ожидает тех, которые к Богу и Царствию Его стремятся. Должно все это терпеть, и против врагов – плоти, мира и диавола подвизаться, дабы трудом и подвигом с помощью Божией получить то, что без труда вначале имели и потеряли.

* * *

Всякий, кто желает чужую вещь похитить и присвоить, хотя на самом деле и не похищает, есть похититель, ибо человек волею грешит или не грешит. И такой человек, который желает чужого добра, уже волею похищает, хотя бы на деле и не похищал, ибо в воле и произволении человеческом состоит грех. Когда хочет человек похитить чужое – уже похищает волею своею; хочет блудодействовать – уже блудодействует; хочет убить человека – уже убил волею своею.

А если в воле греха нет, то и на самом деле нет. Когда воля человеческая добрая, то и человек добрый, а когда воля злая, то и человек злой. По воле своей каждый или зол, или добр. Итак, зол человек, волю злую имеющий, хотя бы внешних злых дел и не делал. В воле и сердце человеческом пребывает убийца, блудник, вор и прочее зло. И чего в сердце нет, того и на самом деле нет. Надобно волю и сердце исправить, и тогда добрый будет человек.


Источник: Симфония по творениям свт. Тихона Задонского — М., «ДАРЪ», 2007. — 1328 с. ISBN 978-5-485-00154-4. «Симфония» по творениям святителя Тихона Задонского (1724– 1783) представляет собой выдержки из многочисленных сочинений святителя. Содержит высказывания, наставления и поучения по различным вопросам духовной жизни и нравственности. Сост. Т. Н. Терещенко

Комментарии для сайта Cackle