Источник

Диавол

Когда прародители наши в раю послушали совета змия и Божию преступили заповедь, то сделались пленниками диавола со всем своим потомством, то есть со всем родом человеческим. А он торжествовал и издевался над ними, как злой исполин и мучитель, и делал с ними то, что хотел.

* * *

На что ни посмотришь, к чему ни обратишь ум свой, – все это показывает любовь Божию к нам и благодеяние... Самого диавола попускает Создатель наш на пользу нашу. И настолько попускает, насколько полезно нам, и настолько этот враг искушает нас, насколько полезно нам. Как полезно? Возбуждает нас от лености, побуждает к молитве.

Чувствуя присутствие этого врага, прибегаем к Богу и от Него помощи и защиты просим. И как воин: чем чаще в битве бывает, тем искуснее делается, – так и христианин: чем больше искушений от этого врага мужественно претерпит, тем лучше и искуснее в звании христианском бывает, а чем больше побед над этим врагом одержит, тем более прекрасного венца сподобится от Подвигоположника Иисуса Христа… святой Павел говорит: дано мне жало в плоть, ангел сатаны, удручать меня, чтобы я не превозносился(2Кор. 12, 7).

Видишь, как полезен нам враждебный дух, видишь, как гордый к смирению приводит? Пакостит нам, чтобы не превозносились. И так злой и злобный дух содействует нашему добру намерением недобрым.

* * *

В этом мире видим, как рыболовы бросают свои сети в воду и их раскидывают, чтобы поймать рыбу. Так диавол с бесами своими везде различные сети на нас, о христианин, раскинул. Раскинул в доме, раскинул на пути, раскинул в городах и селах, раскинул в пустыни, раскинул на земле и в море.

Скрыл сети в пище, в питье, в сластолюбии. Скрыл сети в чести и в богатстве. Скрыл сети в беседах и молчании. Скрыл сети в видении и слухе – скрыл, чтобы поймать нас в свою погибель. Сколько сетей его пагубных – столько козней и хитростей против нас. Сколько хитростей и козней его – столько опасностей, бед и напастей наших.

О, кто эти скрытые сети может узнать и от них избавиться? Сети многие, сети различные, сети везде, сети скрытые и невидимые, сети для нашего бедствия и погибели! Кто может их увидеть и от них уклониться, если Ты, Господи, не покажешь их и Твоею всесильной десницей не сохранишь от них? Трезвитесь, бодрствуйте, потому что противник ваш диавол ходит, как рыкающий лев, ища, кого поглотить (1Пет. 5, 8)…

Рыба, которая не минует сети рыболова, попадает в нее и увязает в сети. Так, кто не избежит диавольской сети, увязает в ней. Блудник и прелюбодей увяз в его сети, клеветник и злоречивый увяз в его сети, пьяница увяз в его сети. Пастырь, не заботящийся о своем и стада Христова спасении, увяз в его сети. Властелин, ищущий не общей пользы, но своей скверной корысти, увяз в его сети. Судья, растленный мздою и дарами, увяз в его сети. Господин, мучающий или излишними оброками обременяющий крестьян своих, увяз в сети его. Словом, всякий грешник, не кающийся и не заботящийся о своем спасении, увяз в сети его. Все они улов лены им в его волю (2Тим. 2, 26).

Рыболов увязшую в своей сети рыбу тащит к себе. Так и диавол грешника, увязшего в сеть его пагубную, тащит за собой в погибель, в которой сам находится. Ах! Влечет и привлечет за собой, если не выпутается из сети его. О, бедный грешник! Стенай и вопи из глубины сердечной к Иисусу, Освободителю душ наших.

* * *

Берегись этого злого шепотника [диавола] – да не потеряешь покой душевный. Сколько раз чувствуешь злое какое-нибудь помышление, восстающее в сердце твоем, – знай точно, что тогда приступил враг к душе твоей и дает ей злой совет свой, как змей Еве.

Дух от запаха познается. Злой дух злой и запах издает. Чувствуешь злой запах – знай точно, что тут и злой дух, который мерзкий свой и смрадный запах изрыгает. Отгоняй от себя злой этот запах – и злого духа отгонишь.

Итак, покоритесь Богу; противостаньте диаволу, и убежит от вас (Иак. 4, 7). Не допускай душе твоей слушать долго шептания его, да не прельстит тебя, как змей Еву. Но тотчас, как только услышишь злой совет его, отвращайся от него и обращайся ко всесильному Иисусу, Заступнику и Спасителю твоему, и молись Ему – да поможет тебе в подвиге твоем.

Скучен и труден подвиг этот, но преславная затем последует победа. Сражаемся мы и не уступаем врагу, а помогает нам и побеждает в нас Иисус Христос, смерти и ада Победитель. Ему благодарение и слава. Благослови, душа моя, Господа (Пс. 102, 1)! Помощник и покровитель, был мне во спасение. Он Бог мой, и прославлю Его (Исх. 15, 2).

Сколько раз противимся врагу нашему и отражаем злые советы его, столько раз побеждаем и посрамляем его. Сколько раз побеждаем его, столько раз веселим Ангелов святых и прославляем Бога и Отца нашего, Который на небесах.

Если злой враг приступает к тебе и слышишь злой совет его, тотчас ободрись и стань, как воин Христов, вспомни, что Бог видит все, и смотрит на тебя, и ожидает подвига твоего, и хочет помочь тебе. И сколько раз вступаешь в подвиг против врага своего и побеждаешь его, столько раз венчает тебя Подвигоположник Иисус и радуются святые Ангелы Его о тебе. Бывает радость у Ангелов Божиих и об одном грешнике кающемся (Лк. 15, 10). Ибо подвиг этот – подвиг против диавола и греха – для истинного покаяния необходим.

Истинно кающийся против всякого греха и изобретателя его, диавола, сражается. Посему стой в подвиге твоем и не уступай врагу твоему – да не посмеется над тобой, но даже посрамится. Христос Господь с престола славы Своей смотрит на подвиг твой и готовит тебе вечной славы венец. Смотрят и святые Ангелы на тебя и радуются о подвиге твоем. Христос Господь говорит тебе: будь верен до смерти, и дам тебе венец жизни (Откр. 2, 10).

* * *

Когда святые и благочестивые души от мира сего оскудевают, весьма жестоко на них вооружается диавол и озлобляет их то сам, то через своих служителей; и чем ближе мира конец, тем большее и жесточайшее благочестивым следует страдание. Диавол прежде всего восстает на тех, которые против него стоят и подвизаются, а о тех небрежет, которые воле его повинуются. Он все силы на то употребляет, чтобы сие малое стадо (Лк. 12, 32) озлобить. Израильтяне, исходя из Египта, хотя и озлоблял их фараон, однако же вышли с серебром и золотом, по написанному: и вывел их с серебром и золотом (Пс. 104, 37); так христиане, хотя и много от диавола и служителей его в конце страдают, однако же от мира исходят с бесценным вечного блаженства сокровищем.

* * *

Когда находишься в чужой стране или в дороге, опасаешься всяких напастей от злых людей. Этот случай подает такое рассуждение, что так же или намного больше должны мы, идущие по пути мира сего, опасаться козней диавольских, которые, как разбойники на путешествующих, а тем более обремененных духовными товарами, нападают, окружают и обнажают. К этой осторожности и старанию увещевает нас Петр, святой апостол Христов: трезвитесь, бодрствуйте, потому что противник ваш диавол ходит, как рыкающий лев, ища, кого поглотить. Противостойте ему твердою верою (1Пет. 5, 8–9).

* * *

Как то диавольская кознь, что он прежде греха Бога представляет нам Милостивым, чтобы так удобнее нас в грех привести, так и то его хитрость, что после согрешения правосудие Божие представляет, чтобы в отчаяние согрешившего низринуть. И тот, и этот совет – пагубный совет злого и враждебного духа.

* * *

Диавол гонится вслед за нами, христианами, которых Христос, Сын Божий, от рабства его избавил, и хочет снова себе поработить. Так он противится Христу. Христос хочет нас спасти – он хочет нас погубить, и так тщится лукавый дух недейственными Его заслуги сделать и тем славу Его, которая от спасаемых ради спасения Ему бывает, умалить. Чем более спасается людей благодатью Христовою, тем большая Христу от того бывает слава. Это усматривая и негодуя, ищет он, как бы препятствие учинить спасению нашему и умаление славе Христовой. Мы, с помощью Божией, должны против этого врага нашего и противника Христова верою подвизаться, ведая, что мы – Христовы, ценою Крови Его искуплены от него (см. 1Кор. 6, 19–20; 7, 23). Прельщает он нас суетою мира сего и советует хитро искать чести, славы, богатства и сласти века сего, дабы тем нам учинить препятствие в этом нашем подвиге, как советовал прародителям нашим в раю от заповеданного древа вкусить, чем искусил и погубил их.

Нам должно злого его совета не слушать и не любить мира, по увещанию апостольскому: не любите мира, ни того, что в мире: кто любит мир, в том нет любви Отчей. Ибо все, что в мире: похоть плоти, похоть очей и гордость житейская, не есть от Отца, но от мира сего (1Ин. 2, 15–16). Так святые мученики, когда их мучители, слуги диавольские, к идолопоклонению прельщали и убеждали, ответ им давали такой: «Христиане мы, Христу служим, Христовы рабы мы, а идолам не поклонимся». Таким образом и мы, христиане, должны, когда нас сатана злыми помыслами как слугами своими ко греху и творению злой своей воли прельщает и убеждает, отвечать ему:

«Христовы рабы мы, Христу должны и служить, не слушаем тебя и злого твоего совета не приемлем».

Сколько раз, любезный христианин, восстают в сердце твоем богопротивные помыслы, похоть к плотской нечистоте, похоть к возвышению в честь и к славолюбию, похоть к скверному прибытку, хищению, воровству, лихоимству, мщению и озлоблению и прочее, столько раз надлежит тебе брань и подвиг против врага твоей души. Разумей подлинно, что то есть злой совет врага нашего сатаны, который Христу противится и нашему препятствует спасению. Христос нас от греха отвращает, а он в грех вводит и так хочет нас опять уловить в сеть свою и от царства Христова в свою покорить власть. Ибо все работающие греху во власти диавольской находятся, и потому не имеют наследия в царстве Христа и Бога (Еф. 5, 5).

* * *

Когда примечает сатана, враг христианский, что человек старается Богу угождать и так угодные Ему добрые дела творить, то любым способом старается те его дела опорочить, дабы, что внешне похвальное делается, внутри в сердце его не похвально было. Не всякое дело доброе есть истинно доброе, но только то, которое хорошо и ради доброй цели делается. Может дело внешне показываться добрым, но, когда для злой цели бывает, внутри в самом себе порочно. Так, милостыня, терпение и прочее порочится, когда цель их – тщеславие, и потому Богу неугодно такое дело. Как Богу может быть угодно то, что не ради Бога делается? Потому диавол, примечая это, старается доброе дело в порок обратить, чтобы то, что внешне добрым выглядит, внутри и в самом себе не было добрым, и так злой и лукавый дух и от добрых наших дел корысть и оброк себе стремится получить. К тому же плоть наша славолюбивая все хочет во славу и похвалу свою обращать. Нам, когда хотим Богу угождать, то должно не себе, то есть плоти, угождать добрыми делами, а козни врага усматривать, который хочет дело наше опорочить и, с виду духовное и богоугодное, изнутри плотским и небогоугодным учинить.

* * *

Начальник и изобретатель греха – диавол – первый отступник со злыми своими ангелами от Бога и Создателя своего. Этому бунтовщику и противнику Божию следуют и люди, по образу Божию созданные и великой честью – образом Божиим – от Бога почтенные, которые от Бога и Создателя своего, Отца и Промыслителя отступают. Такие люди от своего произволения грешат, и так из Божиих чад делаются сынами диавольскими, и вместо Божьего образа диавольским образом, как ужасным неким страшилищем, знаменуются в душе. От этого диавольского злого семени рождаются и вовне являются богомерзкие плоды. Ибо, как образ Божий носящие, истинные христиане Богу, Отцу своему, от Которого водой и духом родились (см. Ин. 3, 5), сообразуются любовью, терпением, милосердием, правдой и прочими добродетелями, так имеющие в себе образ сатанинский сатане уподобляются злыми делами: ненавистью, злобой, завистью, лукавством и прочим. Мерзкий перед Богом начальник греха и предводитель – мерзкие и последователи его, бедные и окаянные люди.


Источник: Симфония по творениям свт. Тихона Задонского — М., «ДАРЪ», 2007. — 1328 с. ISBN 978-5-485-00154-4. «Симфония» по творениям святителя Тихона Задонского (1724– 1783) представляет собой выдержки из многочисленных сочинений святителя. Содержит высказывания, наставления и поучения по различным вопросам духовной жизни и нравственности. Сост. Т. Н. Терещенко

Комментарии для сайта Cackle