Источник

Вездесущность Божия

Вездесущность Божия показывает тебе, что Бог везде с тобою, и над тобою, и перед тобою. Мы Им живем, и движемся, и существуем (Деян. 17, 28). Ходишь или почиваешь, говоришь или молчишь, один ты или с кем-то беседуешь? Бог с тобою. Делаешь что-либо? Видит Бог дело твое. Говоришь что-нибудь? Слышит Бог слово твое. Мыслишь ли что? Проницает Бог помышление твое. Гордишься ли? Бог смотрит на гордость твою. Отступает ли сердце твое от Бога и обращается к твари? Смотрит Он на отступление твое. Преступаешь ли закон Его святой? Смотрит на преступление твое. Делаешь ли неправду, совершаешь хищение, воровство? Смотрит Он на неправду твою, хищение и воровство твое. Блудодействуешь ли? Смотрит Он на блудодейство твое. Гневаешься ли, или злобишься, или убиваешь ближнего твоего? Смотрит Он на гнев твой, злобу твою и убийство твое. Злословишь, хулишь, проклинаешь, оклеветываешь ли ближнего твоего? Слышит Он злословие, хулу, проклятье и клевету твою. Мыслишь ли обидеть, повредить, оклеветать, обмануть, оскорбить, опорочить, убить ближнего твоего? Хочешь ли нечистоту совершить? Видит Он злое помышление и начинание твое и препятствует тебе в совести твоей. Видит – и оскорбляется.

* * *

Вездесущность Божия и ясное видение не только дел, но и тайных помышлений и намерений наших может нас отвратить от греха. Оно особенно представляется нам во псалме 138-м и в прочих местах Писания. Не видим мы Бога нашими очами, поскольку и видеть не можем, ибо Бог есть Дух (Ин. 4, 24), никаким чувствам не подлежащий, но вера из Святого Писания научает нас, что Он как везде есть, так и с нами неотлучно; и что мы ни делаем – видит; и что ни помышляем – ясно проникает; и что намереваемся, замышляем, начинаем, хотим делать – уже знает и прежде начинания нашего знал; и что говорим – слышит, и перед Ним как день, так и нощь равны, и нет такого места, где бы Его не было; следовательно, всякое дело, и во дни и в ночи творимое и на всяком месте совершаемое, не может утаиться от Него. Злое ли дело творит человек, например, блудодействует, убивает, похищает, крадет и прочее, или замышляет зло, – очи Его видят. Злословит, клевещет, осуждает, клянет, лжет, обманывает брата своего или имя Божие святое хулит человек – слышат святые уши Его. И сколько на земле людей есть, так всякого наблюдает, и всякого дело, начинание, помышление и намерение видит, и слово слышит, и в книге Своей записывает, будто одного только наблюдал, прочих оставляя.

* * *

Бог наш везде и на всяком месте есть, поэтому когда человек грешит, то перед Богом грешит и так не отдает Ему должного почитания. Кто дерзнет перед царем земным бесчинствовать?

Разве что безумный. Ибо бесчинием бесчестит и досаждает царскому лицу. Человек согрешающий не стыдится и не ужасается перед Божиим присутствием бесчинствовать и так бесчестие и досаждение Ему показывает. О, когда бы показалась хотя бы немного Божия слава человеку, непременно бы пал бездыханным, как апостолы, услышавшие только Божий глас, пали ниц и сильно испугались (см. Мф. 17, 6). Но ослепленный не понимает этого.

* * *

Писание Святое представляет нам, что Бог везде есть, и все видит, и на все наши дела, помышления, начинания и намерения смотрит, и разумеет, и всякое слово слышит. Поверь же, что Он и при тебе есть, и ты перед Ним все делаешь, мыслишь, начинаешь, и замышляешь, и говоришь, и всякое твое дело, помышление и слово Он гораздо лучше тебя знает, – и твердо веруй в это, без сомнения. Тогда, конечно, одушевление в душе твоей почувствуешь и страх, и трепет, благоговение и осторожность в делах своих и помышлениях будешь иметь; и ходить перед Ним будешь так, как ходят перед царем подданные его, перед отцом дети его и перед господином рабы его, и берегутся всего худого, и стараются делать все доброе. Смотри на Него оком ума и веры так, как смотришь на царя, или господина, или отца твоего, бывая при них, – как пророк сказал о себе: всегда я видел Господа пред собою, ибо Он одесную меня, дабы не поколебаться мне (Пс. 15, 8). Он недалеко от каждого из нас (Деян. 17, 27), хотя и не видим Его. Уверься в этом твердо, и тогда непременно все иначе почувствуешь внутри себя, тогда родится в тебе дух страха Божия, благоговения, надежды, молитвы и прочее.


Источник: Симфония по творениям свт. Тихона Задонского — М., «ДАРЪ», 2007. — 1328 с. ISBN 978-5-485-00154-4. «Симфония» по творениям святителя Тихона Задонского (1724– 1783) представляет собой выдержки из многочисленных сочинений святителя. Содержит высказывания, наставления и поучения по различным вопросам духовной жизни и нравственности. Сост. Т. Н. Терещенко

Комментарии для сайта Cackle