Брань духовная
Общий и всегдашний враг христиан, рабов Христовых, есть диавол с темным своим полчищем, демонами и служителями своими. Против этого врага им непрестанная брань и подвиг предлежит...
Хотя и страшна нам эта брань, возлюбленный христианин, однако не должно нам отчаиваться, ибо имеем Вождя и Царя такого, и имени Которого враги наши трепещут. Он за нас стоит и борется; Он знает их козни против нас, замыслы и ухищрения их и, как сети паутинные, в силах их разорвать и уничтожить. Отнял было у нас победу враг этот в прародителях наших Адаме и Еве, и под свою темную власть пленил нас, и торжествовал над нами, как страшный исполин и мучитель, над побежденными, но Христос Сын Божий вступился за нас, сразился с врагом нашим за нас и победил его со всем его темным полчищем, отнял у него корысть похищенную, возвратил пленных и пленил пленившего нас, из темной его власти, мучительства и горькой работы вывел нас и подал нам свободу – дабы Ему как Царю праведному, Которого владычество – владычество вечное, и Которого Царство – в роды и роды (Дан. 4, 31; Пс. 144, 13), свободным духом воинствуем и служим, верою и любовью следуем Подвигоположнику, Князю, Царю и Вождю нашему. Этот наш Заступник милостивый и всесильный врагов наших Победитель ободряет нас силою Своею и унывающих оживляет: мужайтесь: Я победил мир (Ин. 16, 33). Он обещал до скончания мира быть с нами, помогать нам, ополчаться с нами против врагов наших и побеждать их: се, Я с вами во все дни до скончания века (Мф. 28, 20). Не оставляет рабов и воинов Своих, которых возлюбил и к подвигу этому позвал, но помогает им, укрепляет, заступает в нужных случаях и Сам Собою в них врагов Своих побеждает и поражает. Ради этого рабам Своим и воинам оружие приличное подвигу сему даровал. Ибо брань и подвиг без оружия не ведется, как в брани мира сего, где плоть с плотью и человек с человеком сражается, можно увидеть.
Оружие, приличное брани и подвигу сему, не плотское, как и брань сама не плотская, но духовное. Враг наш – дух и плотских орудий, как то: меча, копья, стрел, луков и прочих, – не боится, ибо не уязвляется ими, но только смеется над ними. Оружие иное против него подал нам Царь и Вождь наш Христос, как апостол Павел, храбрый воин Христов, говорит: оружия воинствования нашего не плотские, но сильные Богом на разрушение твердынь (2Кор. 10, 4).
Оружия христианского воинства:
1. Вера, как апостол говорит: сия есть победа, победившая мир, вера наша (1Ин. 5, 4). Вера же всю крепость и силу свою получает от Христа, Сына Божьего, на Котором, как на твердом и непоколебимом основании, утверждается и подвизается против сатаны и слуг его. Потому далее говорит апостол: кто побеждает мир, как не тот, кто верует, что Иисус есть Сын Божий (1Ин. 5, 5). Этим оружием и святой Петр учит нас вооружаться и противиться супостату нашему диаволу: противостойте ему твердою верою (1Пет. 5, 9). Вера же требует того, чтобы мы, ополчаясь против супостата нашего, не на свою силу и разум, крепость и искусство, но на Того, в Кого веруем, надеялись и от Него единого помощи, наставления и победы ожидали. Нет там и веры, где нет надежды на того, в кого веруют. И потому должно в своих силах отчаяться, чтобы благонадежными быть в силе Христовой. Потому святой Павел и говорит: гораздо охотнее буду хвалиться своими немощами, чтобы обитала во мне сила Христова (2Кор. 12, 9)...
Но при этом должно и самим не унывать и не лениться, но трезвиться и бодрствовать, как Петр святой увещевает: трезвитесь, бодрствуйте (1Пет. 5, 8). Христос помогает труждающимся, а не лежащим и спящим, и брань эта требует подвига. Потому ленивый и сонливый напрасно надеется на Помощника Христа.
2. Слово Божие – меч духовный, по слову апостола: и меч духовный, который есть Слово Божие (Еф. 6, 17), – есть также оружие против врагов. Этим оружием поразил Сам Христос сатану, когда тот искушал его в пустыне, и против предложенных им козней Писание приводил, которым посрамлял искусителя (см. Мф. 4, 1–11). Так подал образ и нам в нужных случаях тем же оружием против него с Божией помощью бороться. К отчаянью ли нас приводит – да прилагаем милосердие Божие, грешникам кающимся обещанное. В гордость ли возносит – отвечаем ему, что земля и пепел мы и что всякий, возвышающий сам себя, унижен будет (Лк. 18, 14), и Бог гордым противится (1Пет. 5, 5). Сребролюбием ли, сластолюбием и прочими стрелами хочет уязвить нас – да находим приличные против стрел его пособия из того же Писания.
3. Против гордого духа, духа злобы, зависти и ненависти сильное и действительное оружие – смирение, кротость и любовь. Этим оружием он посрамляется и уступает. Против него гордиться, его ненавидеть и на него единого злобствовать как противника Божьего и врага человеческого рода похвально. Но перед Богом и людьми смиряться, обидевшему человеку простить и ненавидящего брата любить – язвительное против него оружие. К этому Христос призывает: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас (Мф. 5, 44). И апостол увещевает: не будь побежден злом, но побеждай зло добром (Рим. 12, 21).
4. Сильное и действительное оружие против супостата – молитва смиренная, усердная и чистая, которою хотя и всегда должно ограждать себя и против неприятельского нападения приготовлять и вооружать, но особенно тогда, когда он помыслами злыми нападает на нас и ими, как стрелами разожженными, хочет уязвить сердце и совесть нашу. Ибо молитвою испрашивается всесильная Божия помощь, и человек, отчаявшись в силах своих, на всемогущую Божию силу надеется, укрепленный которой стоит против врага своего, и – в своей силе немощен, но в Божией крепок – посрамляет гордого и высокоумного духа, будучи из плоти и крови, что для него язвительнее всякой муки. Потому Христос к молитве так сильно призывает нас: бодрствуйте и молитесь, чтобы не впасть в искушение (Мф. 26, 41). И как молиться, показал: не введи нас во искушение, Отче, но избави нас от лукавого (Лк. 11, 4). И апостол говорит: непрестанно молитесь (1Фес. 5, 17).
Вот оружие воинства христианского! Этим оружием все святые ополчались против общего врага христианского – диавола, им противились ему и силою Царя и Господа своего побеждали его. Этим и нам подобает препоясаться и стать, дабы могли противостать в день злый (Еф. 6, 13), то есть в час нападения его на нас.
* * *
Победа христианская состоит в мужественном терпении. На брани мира сего тот побеждает, кто гонит неприятеля своего и поражает, но в христианской духовной брани не так бывает, но все противоположно этому. Здесь тот побеждает, кто: гонимый – терпит, обидимый – не мстит, злословимый – благословляет, лишаемый чего-то – не ищет, укоряемый – не укоряет и всякое находящее искушение и злострадание великодушно претерпевает. Об этом говорит апостол: не будь побежден злом, но побеждай зло добром (Рим. 12, 21). Это и есть христианская победа – побеждать добром зло. Как брань здесь духовная, ибо дух веры с духом злобы сражается и подвизается, так и победа духовная, ибо духом смирения дух гордости, духом кротости дух злобы, духом терпения дух гнева и отмщения побеждается. Евангелие святое учит нас, что Христос, Царь наш и Подвигоположник, когда в подвиг за нас вступил, не иным чем победил этих врагов наших, как терпением креста, то есть всякого злострадания. С терпением начал, с терпением проводил, с терпением и окончил святое Свое и многострадальное на земле житие. Начал в самом младенчестве крест нести, гонимый от беззаконного Ирода, – начало разрушаться и темное царство врага нашего диавола. Хулы и поношения от беззаконных за истину терпел – претерпевал и враг истины удары. Суду предстал неправедному, и Судия всех судим был неправедно – осужден и князь мира сего, как говорит Сам Господь, что князь мира сего осужден (Ин. 16, 11). На кресте пригвожден был – уязвился и упал супостат наш. Так низложен был клеветник наш и повержен на землю, как мертвец, и даровалась нам победа над ним. Всесильному и страшному Победителю Христу, Царю нашему, последовали апостолы, мученики и все святые и побежденного врага силою Победителя мужественно попрали. Этот образ победы подал нам Избавитель наш, дабы и мы побеждали этого врага душ наших не иным чем, как терпением.
* * *
Труден поистине подвиг этот!.. Много труда требуется против невидимого врага подвизаться, побеждать помыслы, которые он в сердце нашем против нас возбуждает, претерпевать великодушно беды и напасти, от него через злых людей наносимые, гордость подымающуюся и злобу возникающую и действовать хотящую удерживать и смирять и так против своего сердца стоять, природную злость побеждать и от самого себя отречься (всего этого подвиг сей требует).
Но славна победа! Что может быть славнее, чем плоти немощной сильного духа победить, дух гордости, злобы, зависти духом смирения, кротости и любви попирать? Это ему как духу гордому нестерпимо, и более мучает его, нежели огонь гееннский то, что он немощной плотью побеждается.
На эту победу Подвигоположник Христос с небес благоприятно смотрит и победителю венец славы готовит. О ней Ангелы святые радуются и поют Господа своего, на такой подвиг укрепившего рабов Своих. О ней весь свет удивляется. Кто этому не удивится, зная немощь плоти и силу духа? Сами нечестивые мучители терпению мучеников, плоть которых, как звери, терзали, удивлялись. Поэтому многие и в познание истины приходили, и Того, Кого хулили и гнали, – Христа – со страдальцами прославляли, и веровали в Него. Многие из них победителями всего света были, но одним христианином, вооруженным силою Христовой, побеждены.
Также многие были победители вселенной, но этим душевным врагам побеждены и пленены и вечными его невольниками сделались. И какая из этого польза? Какая слава? Людей, подобных себе, побеждать, а от страстей, плоти, греха и диавола побежденным быть? Людьми повелевать, а самому покоряться мерзкому мучителю, бесу?
Не так истинный христианин. Он людям гонящим уступает, но тем самым стоит против врага диавола, язвы от человека великодушно терпит, но невидимо уязвляет сатану-врага, видимыми врагами изгоняется, порабощается, ругается, но невидимых гонит и попирает силою Того, ради Которого все это терпит и страдает. Как подвига более этого, так и победы славнее быть не может.
Признаешь эту истину, возлюбленный христианин, если верою вообразишь, кто и с кем подвизается и с какой целью подвиг этот совершается. Смиренный человек с велиаром и князем тьмы и немощная плоть с гордым духом сражается! Зачем? За честь и славу Царя своего Христа и за вечное свое спасение. Один (диавол) хочет обесчестить Царя славы и воина Его покорить и погубить, а другой (христианин) стоит за то, не щадит плоти и крови своей, подвергает жизнь свою, не дает места врагу и так побеждает. Как побеждает? Не дает ему, чего он хочет. Один Христос победил его и побежденного отдал в попрание рабам Своим, говоря: се, даю вам власть наступать на змей и скорпионов и на всю силу вражью (Лк. 10, 19). Он эту победу хочет отнять у рабов Христовых. Кто крепко стоит и держит то, что дано Христом, по слову Его: держи, что имеешь, дабы кто не восхитил венца твоего (Откр. 3, 11), – тот побеждает его.
* * *
На брани мира сего бывает, что кто сначала побежден был, тот в конце войны победителем делается. Так и в духовной брани многие сначала врагами побеждены, но в конце, благодатью Божией справившись и силою Христовою укрепившись, крепко подвизались и победили его. Не начало, но конец похвален и всякое дело совершает, и всякое блаженство не от начала, но от конца зависит. Не тот блажен, кто хорошо начинает, но тот, кто хорошо подвиг свой заканчивает, и венцом победы тот украшается, кто конечную над врагом победу получит, хотя бы прежде был побежден и низложен. Поэтому побежденным супостатом-диаволом не должно отчаиваться и врагу себя отдавать на всеконечную его радость, но, призвав на помощь силу всемогущего Христа Господа, смерти и ада Победителя, восстать и, оттрясши сон лености и уныния, с Его помощью подвизаться. Мы можем все, пока в веке сем находимся, начать хорошо подвиг и окончить силою всесильного Христа, ибо все возможно верующему (Мк. 9, 23). Силен, и крепок, и верен Тот, Который всем верующим в Него говорит: мужайтесь: Я победил мир (Ин. 16, 33), и: се, Я с вами во все дни до скончания века (Мф. 28, 20).
Ибо Иисус Христос вчера и сегодня и во веки Тот же (Евр. 13, 8), Который как прежде рабам Своим помогал, так и ныне помогает труждающимся и призывающим Его.
* * *
Можешь видеть, христианин:
1. Что христианам всю жизнь до самой смерти брань духовная предстоит, ибо до конца борет их сатана, и непрестанный подвиг, ибо непрестанно на них восстает враг различно.
2. Христиане, которые брани этой не чувствуют, в бедственном состоянии находятся, ибо враг того не беспокоит, кто воле его злой покоряется, как это видеть можем и на брани, на которой человек с человеком сходится, где неприятель покоряющегося себе не борет. Иначе враг душевный противящегося ему и о целости спасения своего пекущегося никогда не оставляет. Ибо в том его желаемая корысть, чтобы человека-христианина низложить и погубить.
3. Служащие страстям, как то: блудники, пьяницы, хищники, лихоимцы, злобные, грабители и прочие тому подобные – явные пленники врага диавола и под игом его тяжким и темной властью бедственно находятся. Поэтому, если не хотят вечно пить с ним чашу горькую гнева и суда Божьего, должно им очувствоваться, ко Христу, пленных Освободителю, воздыхать и молиться и так силою Его от тяжкого этого и погибельного ига освободиться, дабы не стать вечными его пленниками и навечно с ним не погибнуть.
4. Все такие пленники веры христианской не имеют, хотя и именуются христианами. Ибо вера подвизается против всякого греха и не дает места диаволу, противится ему, как учит апостол: противостойте ему (диаволу) твердою верою (1Пет. 5, 9). А когда веры не имеют, то напрасно и именем христианским именуются. Какая польза в имени без самой вещи? Совершенно никакой! Скорее, в большее осуждение ведет, ибо именовались христианами, а в сущности язычниками были, даже хуже и язычников, из которых многие, просвещенные естественным разумом, удалялись от таких дел, на какие дерзают заблудшие христиане.
5. Еще из этого можешь видеть, любезный христианин, чего ради благочестивые истинные христиане во всяких бедствиях в мире сем находятся. Поскольку сатана на них восстает, и чего сам не может, через злых людей, своих служителей, действует и озлобляет их, ибо они противятся ему. Поэтому и он не перестает на них восставать, чтобы их низложить и под свою власть привести.
6. Явно и то, почему люди злые по большей части в благополучии живут: они любезные века сего чада и князю века сего угождают, потому он и оставляет их в покое.