XX. Любовь к Богу
«Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею и всем разумением твоим» (Мф. 22:37).
«Кто любит отца или мать более, нежели Меня, не достоин Меня» (Мф. 10:37).
«Если любите Меня, соблюдите Мои заповеди» (Ин. 14:15).
«Кто имеет заповеди Мои и соблюдает их, тот любит Меня» (Ин. 14:21).
«Нелюбящий Меня не соблюдает слов Моих» (Ин. 14:24).
«Если заповеди Мои соблюдете, пребудете в любви Моей» (Ин. 15:10).
«Сие заповедаю вам, да любите друг друга» (Ин. 15:17).
«Кто соблюдает слово Его, в том истинно любовь Божия совершилась» (1Ин. 2:5).
«Кто любит мир, в том нет любви Отчей» (1Ин. 2:15).
«Кто говорит: «я люблю Бога», а брата своего ненавидит, тот лжец: ибо не любящий брата своего, которого видит, как может любить Бога, Которого не видит? И мы имеем от Него такую заповедь, чтобы любящий Бога любил и брата своего» (1Ин. 4:20–21).
«Любящим Бога... все содействует ко благу» (Рим. 8:28).
«Цель же увещания есть любовь от чистого сердца и доброй совести и нелицемерной веры» (1Тим. 1:5).
«Возлюблю тя, Господи, крепосте моя: Господь утверждение мое, и прибежище мое, и избавитель мой, Бог мой, помощник мой, и уповаю на Него: защитител мой, и рог спасения моего, и заступник мой» (Пс. 17:1–3).
«Возлюбите Господа, все преподобные Его» (Пс. 30:24).
«Любящие Господа, ненавидьте зло!» (Пс. 96:10).
«Хранит Господь всех любящих Его, и всех грешников истребит» (Пс. 144:20).
Святой Златоуст об этом
Те, которые любят Бога так, как должно, ничего того не чувствуют, что бывает между людьми или приятно, или досадно (Толкование на псалом 41).
Кто любит Бога, тот никогда не постыдится, ибо никогда Того, Кого любит, не лишится и никогда не разлучится с Ним (Толкование на псалом 41).
Горящий любовью к Богу человек так живет на земле, как если бы имел жительство свое на небе, и никакими вещами от добродетельного течения удержаться не может. Все приятности и досады жизни этой презирает, поспешая к отечеству своему (Беседа 28 на Книгу Бытия).
Если те, которые умеют любомудрствовать, могут быть и в нищете богатыми, и в презрении знатными, то гораздо более Бог тем, которые любят Его, все это и больше того может даровать. Любящим Бога и то полезно, что вредным кажется; как напротив, не любящим Его и то вредит, что полезным кажется (Беседа 20 на Послание к римлянам).
Потому любовь ко Христу немощна в нас, что мы всю силу нашу источаем в любви к грехам (Беседа 4 на евангелиста Матфея).
Бог, Которого мы любим, того хочет, чтобы мы не только словами, но и делами показывали к Нему любовь (Беседа 20 на евангелиста Иоанна).
Если бы мы Христа всем сердцем любили, все на свете почитали бы за тень, за суетное воображение, за сновидение, и всегда говорили бы: «Кто нас разлучит от любви Христовой?» (Беседа 27 на евангелиста Иоанна).
Сила духовная любви такова, что ею наполненную человеческую душу никакое бедствие или болезнь одолеть не может. Как в печи Вавилонской, посреди пресильного пламени прохлаждала роса блаженных отроков, так и любовь к Богу, когда вселится в сердце человеческое, всякий пламень погашает и неизреченной его прохлаждает росой (Беседа 1 на Послание к филиппийцам).
Рассуждение о любви к Богу
Что такое любовь к Богу, из плодов ее всякий может познать, которые суть следующие:
Первый плод – презрение мира и всего, что в мире, ибо Бог и мир суть две вещи противоположные, и потому одного любовь другого любовь выгоняет. Кто любит Бога, в том нет любви мирской, а в ком мирская любовь есть, в том нет любви Божией. Итак, Божия и мирская любовь в одном сердце поместиться не могут, так точно, как огонь с водой. Бог есть ревнитель, Он хочет, чтобы всем сердцем Его любил человек, а не половиной: «возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим» (Мф. 22:37).
Второй плод любви Божией – это усердное и частое о Боге и Его благости размышление, «ибо где сокровище ваше, там будет и сердце ваше», – по слову Христову (Мф. 6:21). Так бывает и между людьми, что кого кто сердечно любит, того из памяти никогда не выпускает. Так, кто Бога сердечно любит, всегда в богомыслии поучается, а от того следует, что часто молитвою с Ним беседует.
Третий плод любви Божией – тщательное угождение воли Его святой. Чего воля Божия хочет, о том старается и боголюбец, и чего воля Божия не хочет, от того и боголюбец отвращается. И потому волю свою воле Божией покорять старается. Для этого истинный боголюбец часто поучается в слове Божием, в котором воля Божия открыта, чтобы узнать, что есть воля Божия, и в чем состоит, и так узнав, самим делом исполнять ее. А из этого следует и то, что когда истинный боголюбец против воли любимого своего по немощи что сделает, о том всегда печалится, сокрушается, воздыхает, а часто и слезы проливает, что у апостола называется «печалью ради Бога, которая производит неизменное покаяние ко спасению» (2Кор. 7:10).
Четвертый плод любви Божией – это усердное попечение об умножении славы Божией. Ибо истинный боголюбец везде и во всяких случаях и делах ищет славы и чести Создателя своего; звание свое тщательно проходит во славу и честь имени Божия; и если начальник, то старается всяким образом искоренять в подчиненных пороки и беззакония, которыми имя Божие хулится. Отсюда возникает ревность ради Бога, которая с великой печалью и негодованием слышит имя любимого своего хулимым, и более желает сама быть в бесчестии, поругании, поношении, озлоблении и в смерти, чем того, чтобы честь Божия умалилась. Отсюда бывает, что истинного боголюбца «ни скорбь, ни теснота, ни гонение, ни голод, ни нагота, ни опасность, ни меч... не может отлучить... от любви Божией во Христе Иисусе, Господе нашем», – как учит великий апостол Павел (Рим. 8:35, 39).
Пятый плод любви Божией – это любовь к ближнему, ибо если мы кого любим, то любим и того, кого любимый нами любит. Бог же человека без сомнения любит, и любящий Бога, любит непременно и ближнего, ибо и Бога тот любить не может, кто ближнего не любит, как апостол учит: «Кто говорит: «я люблю Бога», а брата своего ненавидит, тот лжец» (1Ин. 4:20).
Причины, побуждающие к любви Божией
Первая. Потому что Бог есть самое высочайшее добро, от Которого как от источника всякое добро для всех нас проистекает.
Вторая. Потому что Бог есть Создатель наш, Который нас из небытия в бытие привел.
Третья. Потому что Бог нас создал не так, как прочие твари, но особенным неким образом, говоря: «сотворим человека по образу Нашему [и] по подобию» (Быт. 1:26); и так нас образом Своим почтил, так высоко, более прочих созданий, превознес!
Четвертая. Потому что Бог нас, падших, через Сына Своего Единородного таким чудным образом восставил, Который ради нас воплотился, с людьми пожить, страшные страсти, смерть и погребение претерпеть изволил.
Пятая. Потому что Бог Ангелов хранителями душ и телес наших приставил.
Шестая. Потому что Бог грехи наши терпеливо сносит, не тотчас казнит нас, но ожидает нас на покаяние.
Седьмая. Потому что Бог для нас все создал: небо, солнце, луну, звезды, воздух, воду, землю со всякими плодами, скот, птиц, и прочее.
Восьмая. Потому что Бог о нас промышляет, и все нам нужное и полезное подает, и все это от безмерной к нам любви делает.
Девятая. Наконец, Бог – Отец наш. Уже одно имя – «отец» – может и должно во всяком возбудить любовь к Богу: как сынам отца не любить и не почитать? Если Бог Отец наш, то и любит нас, и наш промыслитель, хранитель, питатель, и прочее.