А.В. Попов

Источник

Размышление на Рождество Христово

От Рождественских праздников веет духом мира, благоволения, тихой радости, святой простоты. Тихая ночь окутывает Палестинские поля; над ними – звездное небо с ярко блещущею «звездою Царя Иудейского». Смолкает дневная суета в Вифлееме, переполненном пришельцами; невдали от него уединенный вертеп, приютивший святое семейство; в простых яслях лежит повитый пеленами Младенец, а над Ним склонилась любящая Мать с радостною улыбкою. Тут же праведный Иосиф, в благоговейном созерцании великой тайны, и простые, чистые сердцем пастухи, пришедшие поклониться Родившемуся Христу. А на небе воинства небесные воспевают: «Слава в вышних Богу, и на земли мир, в человецех благоволение» (Лук.2:14).

Мир и благоволение! Значит, конец вражде и раздорам! Рождается, наконец, давно жданный и желанный Князь мира, и мира Его несть предела (Ис.9:6–7), ибо Он умиротворяет всяческая, примиряет человека и с Богом, и с ближними, и с мятущеюся совестию. Наступает Царство Христово, царство мира!

Однако, и здесь восстает народ на народ, царство на царство. То – ангельская песнь о мире, а то – брани и слышание бранем (Матф.24:6–7)! Такая противоположность продолжается и до наших дней и подтверждается событиями, совершающимися на наших глазах. Два года тому назад раздался с высоты русского Престола мощный голос Царя, призывавшего народы к миру, приглашавшего расковать копья на серпы и мечи на орала. И что же? Едва успела окончить свои заседания собранная по почину русского Царя мирная конференция в Гаге, как на юге Африки уже возгорелась война между христианскими народами, из которых один имел и своих представителей на конференции. А позднее все главные христианские государства мира принуждены были послать свои войска в языческий Китай.

Откуда же такое раздвоение? Почему на устах – мир и проповедь о нем, повсюду встречающая одобрение и сочувствие, а на деле война, ведомая с ожесточением и вызывающая радость и восторги у победителей?

Объяснение подобного раздвоения в человеке давно уже дано св. Ап. Павлом: вем, яко не живет во мне, сиречь в плоти моей, доброе: еже бо хотети прилежит ми, а еже содеяти доброе, не обретаю; не еже бо хощу доброе, творю, но еже не хощу злое, сие содеваю (Рим.7:18–19). До тех пор, пока грех обитает в нашем внутреннем человеке, и пока Царство Божие – правда, мир и радость о Дусе Святе (Рим.14:17), – не водворилось внутри нас, до тех пор оно не может водвориться и вовне, в обществе и в государстве, и до тех пор будут и раздоры и войны между людьми.

Зато, чем ближе подходят народы к идеалам христианским, чем больше они проникаются заветами Христовыми, тем меньше у них вражды, раздора и воинственного задора. Мы уже не сравниваем древнего мира, где «человек человеку зверем был» («homo homini lupus est»), с миром христианским, где все считаются братьями и детьми одного Отца небесного. В самом этом христианском мире наиболее миролюбивыми и кроткими являются те народы, которые, невзирая на свою внешнюю силу и мощь, смиренно сознают свою греховность и ничтожество пред Царем царствующих и чужды высокомерного отношения к другим народам. Такова и наша «Русь Святая», «богоносный» Русский народ. И это не есть какое-либо самообольщение и самохвальство, а истина, которая ярко подтверждается последними событиями.

В настоящей Китайской войне кому, как не России, пришлось больше вытерпеть и пострадать? Разве не на одни русские пределы было сделано дерзкое нападение врага? Разве не русские дороги подвергались разрушению? Казалось бы, что Русскому Государству больше других было оснований и причин требовать возмездия, мстить побежденному врагу. А между тем, как только были освобождены из осады иностранцы в Пекине, тотчас же раздается с высоты Русского Престола мирный призыв Царя, повелевающего русским войскам выступить из столицы побежденных, дабы не делать никаких затруднений мирным переговорам. Далее, русскими завоевана целая область Китая (Манджурия), и однако они не собираются оставлять ее за собою по праву завоевания, а уже теперь приглашают Китайское правительство послать сюда своих властей. Другие же народы поступают не так. Россия если и ведет войну, то не ради захвата копей золота и алмазов, не ради приобретения портов и угольных станций, а или защищая себя, как в настоящей Китайской войне, или защищая других обиженных, как в Турецкой войне. Завоевав какую-нибудь страну, она отнюдь не истребляет туземцев, а напротив старается приобщить их к истинной христианской культуре, как делает это она, напр., в Азии, за что ей отдают должную дань уважения все беспристрастные люди.

И вот, если бы и другие народы больше проникались христианскими началами, то все реже и реже были бы войны между ними. А для сего надлежит первее каждому самому проникаться этими началами смирения, кротости, терпения и деятельной любви к ближнему, надлежит в своей душе созидать Царство Божие, и тогда и вовне придет оно, и будет на земли мир и в человецех благоволение, и ангельская песнь все чаще и больше будет заглушать слышание браней.

25 декабря 1900 г./7 января 1901 г.

г. Сан-Франциско

АПВ, 1900, т. IV, № 24, с. 484-^87.


Источник: Американский период жизни и деятельности святителя Тихона Московского [Текст] : проповеди, статьи / [сост. А. В. Попов]. – Санкт-Петербург : Сатисъ, 2011. – 191 с. : портр.; 25 см. – (Русская церковь в XX столетии : документы, воспоминания, свидетельства).; ISBN 978–5-7868–0030–3 (в пер.)

Комментарии для сайта Cackle