А.В. Попов

Источник

Глава 4. 1903 год

§ 1. Второе посещение Канады епископом Тихоном

В ноябре 1902 года психически неуравновешенный монах Серафим (Уствольский)557, выдававший себя за епископа-миссионера, якобы посланного в Америку восточными патриархами, водворился в Йонкерсе и стал без ведома преосвящ. Алеутского совершать там богослужения и требоисправления. «“Мне очень тяжело видеть теперь Юнкерскую паству, – говорил не раз Преосвященный, – тяжело вступить под кров храма, по легкомыслию некоторых и по злобе недоброжелателей ставшего одно время приютом кощунника-надругателя и оскверненного им”. И приход не мог не сознавать правды этого чувства...»558.

Уяснив, что представляет собой лжемитрополит Серафим (на праздник Рождества Христова 1902 года «епископ» возложил на себя белый клобук с крестом), христиане Йонкерса отвернулись от Уствольского559. Однако, воспользовавшись крайней нехваткой православного духовенства, «архиепископ Виннипегский и митрополит Всеамериканский» начал продавать священный сан всем желавшим рукоположиться560.

«Теперь ближайший к Иорктону561 православный священник живет в Миннеаполисе, за 700 миль. Помимо Миннеаполиса под ведомом его находятся колонии в Миннесоте, Висконсине, Норд Дакоте и пр. Поэтому часто посещать Иорктон он не имеет никакой возможности. Не удивительно, что буковинцы иногда готовы сами идти к любому священнику, какой только появляется в их местах. Придет униатский – идут к нему: все же он русский священник. Придет французский либо индианский – идут и к нему, хотя и ни звука не поймут из его речи: дескать, лучше даже такой священник, чем никакого»562.

Угроза расползания серафимовского лжедуховенства по Северной Америке563 стала одной из причин вновь предпринятого Тихоном (Беллавиным) пастырского путешествия, т.к. весной 1903 года епископ собирался отъехать в Россию и не думал возвращаться в США564.

21 февраля/6 марта 1903 г.

В пятницу первой седмицы Великого поста еп. Тихон отслужил на Сербском кладбище в Colma панихиду по скончавшемуся в феврале 1900 года Николаю Павловичу Ренскому565.

23 февраля/8 марта 1903 г.

В неделю первую Великого поста преосвященный совершил литургию Василия Великого и произнес проповедь о Торжестве Православия566.

24 февраля/9 марта 1903 г.

В понедельник владыка отбыл из Сан-Франциско в Виннипег, проездом чрез Омаху и Миннеаполис.

26 февраля/И марта 1903 г.

«Поезд, на котором ехал Преосвященный, опоздал прибытием в Omaha на 40 минут, когда Миннеапольский поезд, в который Владыке надо было здесь пересесть, не дождавшись, уже ушел. Так и пришлось, вместо того, чтобы провести день в Миннеаполисе, побывать там в церкви, в школе, – ехать еще целый день с боязнью, как бы не опоздать и на поезд в Winnipeg, Canada»567.

28 февраля/13 марта 1903 г.

«Преосвященный приехал в Winnipeg 28-го Февраля в 3 ч. дня. На вокзале его встретили некоторые из влиятельнейших в приходе униатов и буковинцев. На лицах всех приветствующих Владыку была видна искренняя радость. Владыка всех благословил и с вокзала поехал в карете в дом галичанина Ф. Стефаника568. Неподалеку отсюда стоит и униатская церковь, куда народ и пригласил Владыку, и где прихожане пропели «Под Твою милость», а Преосвященный Архипастырь сказал в назидание несколько поучительных слов.

В дом г. Стефаника приходили люди для беседы с Владыкой до самой поздней ночи. Перебывало здесь не меньше 50-ти чел., в благословение которым Владыка дарил крестики, иконки и книжечки. Отзываясь на запросы униатов, Владыка в соответствии с нуждами местного церковного дела советовал заложить братство, которое бы и двигало вперед развитие здесь православия. Ввиду того, что есть и противники общего присоединения к православию, Его Преосвященство советовал, чтобы в случае перехода в православие церковное имущество было поделено полюбовно с теми, которые бы пожелали остаться в унии. Этой полюбовной сделки желали бы и сами прихожане»569.

1/14 марта 1903 г.

Переночевав в доме Федора Стефаника, еп. Тихон и свящ. Константин Попов в 730 отправились поездом из Виннипега в Иорктон, куда приехали в 9 ч. вечера.

2/15 марта 1903 г.

«Ночевали в отеле и в 7 ч. утра выехали в Буковинскую колонию Крукуд Лейк570 в 28 милях от Иорктона. Тут стояла настоящая зима. Ехали на санях. Был ясный морозный день, до 20° холоду по Реомюру571. Такая температура оказалась чересчур суровой не только для Преосвященного Владыки, только что оставившего Калифорнию, цветущую розами, но даже и для о. Попова, прибывшего из нетеплого Миннеаполиса. Притом же у путешественников вовсе не оказалось запаса теплой одежды, и приходилось мерзнуть поневоле. Путники неоднократно выскакивали из саней и, чтоб согреться, бежали сзади, путаясь в своих длинных рясах и утопая в глубоком снегу...

К часу дня прибыли наконец на фарму Ястремского572. Там уже с раннего утра собралось 74 человека буковинцев, которые ждали Владыку и встретили его, стоя на коленях со свечами в руках. Благословив их, Его Преосвященство вошел в избу, устланную вывезенными из старого края буковинскими коврами. Потрапезовали573 и в этой же избе отслужили вечерню, а потом акафист Божией Матери. Совершал богослужение Преосвященный, а о. Попов пел вместе с людьми. Большинство песнопений исполнено было по-волошски. (Вместо «Господи помилуй» «Домине милуешти».) Владыка поучал народ, чтобы и в этом новом краю они не забывали своей родной веры и всеми силами охраняли то духовное сокровище свое, какое принесли сюда с собой и какого не заменят им никакие богатства. Была беседа и о том, что надо иметь буковинцам здесь своего священника, о чем они уже и помышляют и стараются. Буковинцев в окрестностях Иорктона до 500 семейств, – так что если бы от каждого семейства собрать даже по три доллара в год, то собранной суммы оказалось бы вполне достаточно для выписки священника из старого края и содержания его здесь. На первых порах он мог бы жить в Иорктоне и отсюда разъезжать по колониям, а после, с развитием дела, с умножением колоний, буковинцы могли бы содержать и больше священников и построить, где удобнее и нужнее, церкви, при коих священники их и жили бы. Все это Его Преосвященство советовал колонистам обдумать и, переписавши людей и собрав потребное количество денег, уведомить его, дабы он заблаговременно мог списаться с буковинским митрополитом о присылке священника»574.

«Свободным временем после беседы с колонистами Владыка воспользовался для того, чтобы посетить земляков, российских духоборов, которые проживают невдалеке от буковинцев.

В отличие от живущих фармами буковинцев духоборы живут селами, выстроенными как великорусские села в две линии по сторонам улицы. Всего в Ассинобойе на пространстве 50–60 миль есть уже до 47 таких сел. Одно из них «Беседовка»575 отстоит лишь на 4 мили от фармы г. Ястремского, у которого останавливался Владыка. Сюда Его Преосвященство и направился со своим спутником.

Промерзши в дороге, путники рады были погреться в теплой избе духобора Николая Попова. Изба просторная, чистая, светлая. Сразу видно, что духоборы живут не бедно. Хотя Владыка и его спутник были в рясах и сказали, что прибыли для удовлетворения духовных нужд православных буковинцев, и значит, хозяева легко могли узнать, кто они такие, однако прием был сердечный и ласковый. Как только путники вошли в избу, стали приходить сюда духоборы – мужчины и женщины из других изб, все в праздничных русских одеждах. Завязалась живая беседа. Духоборы охотно рассказывали про свое житье-бытье в чужой земле и угощали гостей чаем, хорошим хлебом и кислой капустой, зная, что у православных теперь великий пост. По предложению хозяина девушки пропели для гостей песню «Ах ты воля моя», в которой между прочим говорится: «Знать горячая молитва долетела до Царя», «Знать проведал наш родимый» и т.д. Выбор песни показал, что озлобления против Русского Правительства у духоборов нет. Не оказалось никаких следов оного и в беседе их, как не видно и религиозного фанатизма. Между прочим отсутствие фанатизма и благоразумие свое духоборы явили и в том, что не принимали никакого участия в исканиях собратьев своих Христа в снежных степях Канады, и в том, что продолжают иметь рабочий скот и пользоваться его услугами. В «Беседовке» всего 13 дворов. Есть школа, в которой один духобор (интеллигентов уже нет) учит детей русской грамоте. Строй жизни у них чисто русский: русские избы, одежда, язык, еда. Землю тоже пока не обрабатывают. На урожаи не жалуются. Летом тоже ходят на заработки. Житьем своим довольны. Жалуются только, что зимой слишком холодно, а летом комары донимают. Но и к этому скоро привыкнут.

Из «Беседовки» через час Его Преосвященство вернулся на фарму Ястремского…»576 .

3/16 марта 1903 г.

Утром на ферме Дмитрия Ястремского архипастырь читал акафист Спасителю, поучал исповедников, как надо каяться в грехах, и раздавал крестики и иконки. Иерей Константин Попов отправил обедню.

Пополудни священнослужители отбыли к В. Скрылюку577, в доме которого отслужили вечерню и переночевали.

4/17 марта 1903 г.

«...с самого раннего утра прибыло много народа, и к исповеди приступило 99 человек. Преосвященный читал исповедникам молитвы пред причащением и акафисты Спасителю и Божией Матери, поучал народ, как надо приступать к таинствам исповеди и причащения, и дарил крестики и образки богомольцам. Совершал литургию о. К. Попов. После литургии крещено было семь детей и миропомазано трое крещенных мирянином и одно крещенное римским ксендзом. Вечером того же дня Владыка вернулся назад в Иорктон. В отеле едва нашлась небольшая комнатка: здесь и переночевали»578.

5/18 марта 1903 г.

Утром духовенство отправилось поездом в Виннипег. Туда приехали в десять часов вечера.

6/19 марта 1903 г.

В четверг Тихон и Попов К.В. отбыли (в два часа дня) из Виннипега в Миннеаполис.

Проведенная инспекция части Канадской православной миссии подвигла Тихона составить записку «О положении церковного дела в Канаде»579. Эта записка была епископом Алеутским представлена товарищу обер-прокурора Владимиру Саблеру в августе 1903 года.

§ 2. Посещение Тихоном Нью-Йоркского благочиния весной 1903 года

7/20 марта 1903 г.

В Миннеаполисе архиерей провел лишь полдня. Сперва он побывал на занятиях нового учителя миссионерской школы Александра Кукулевского580.

«Выслушана была в этот раз Владыкой и просьба прихожан о том, чтобы с них собирались «рочные» и поступали в Правление на хранение с тем, чтобы эти суммы образовали фонд для построения нового храма, так как нынешний храм и обветшал, да и стал особенно тесен. Преосвященный от души благословил такое желание Миннеаполисцев и пожелал скорейшего осуществления их доброго предприятия»581.

В 17 ч. епископ уехал в Чикаго.

8/21 марта 1903 г.

В субботу утром Тихон приехал в Чикаго, а во второй половине дня отбыл в Стритор, где уже служил однажды (весной 1899 года).

9/22 марта 1903 г.

Неделя Крестопоклонная в соединении с праздником в честь сорока Севастийских мучеников, хиротония местного псаломщика Михаила Поточного в диакона и освящение православного кладбища близ Трехсвятительской церкви – все это сделало воскресный день незабвенным для православных жителей Стритора.

«Во время литургии Его Преосвященство обратился к богомольцам с прекрасным поучением, в котором убеждал их утверждаться в той вере, к какой они призваны были. Эта вера – православная вера. Она как кристалл чиста и чужда примеси человеческих лжеумствований. Твердое стояние в ней есть долг каждого члена Церкви и подвиг, поддержкой в котором служит для нас сВ.Крест Христов, дающий нам силу оставаться твердыми и при тех насмешках и испытаниях, какими обставлено наше житие»582.

После литургии проследовали на кладбище: еп. Тихон, свящ. Иоанн Кочуров и диак. Михаил Поточный в карете, члены Свято-Николаевского братства и др. стриторские прихожане, выдел (spolok) Общества Иоанна Крестителя, также любопытные американцы. В конце водосвятного молебна Тихон окропил кладбище св. водою, затем была совершена панихида. Кочуров И.А. поблагодарил всех присутствовавших на освящении погоста, а отец диакон пригласил дорогих гостей на праздничную трапезу.

Воскресным вечером Тихон воротился в Чикаго ввиду предстоявшего великого освящения Свято-Троицкого храма.

15/28 марта 1903 г.

В Троицком храме Чикаго еп. Тихон, прот. Иоанн Недзельницкий, прот. Александр Хотовицкий, свящ. Иоанн Кочуров, свящ. Илия Зотиков, свящ. Венедикт Туркевич, свящ. Владимир Кальнев отправили всенощное бдение.

16 / 29 марта 1903 г.

В неделю четвертую Великого поста еп. Алеутский освятил Чикагскую церковь583 и отслужил литургию Василия Великого.

«Только во втором часу закончилось богослужение. Торжественной процессией проследовал Преосвященный Владыка Тихон в сопутствии духовенства, Посольства и Консульства в парадных мундирах и многих гостей в архиерейские покои. Здесь состоялся обычный reception, а затем приглашенные гости, до 200 человек, прошли в братский зал и прилегающую к нему комнату, где бароном Шлиппенбахом была предложена обильная трапеза. Прекрасно декорированная восточными материями, гобеленами и национальными флагами России и Америки эта просторная комната обратилась в уютнейший уголок... На видных местах красовались портреты Государя Императора и Государыни Императрицы, Преосвященного Тихона и Преосвященного Николая, ныне Епископа Таврического, а также написанный красками проэкт наружной покраски Чикагского храма. Везде – тропические растения, цветы и роскошно сервированные столы с закусками и яствами. Начались тосты. Громогласное «ура» и «Боже Царя храни» пронеслось по зданию навстречу возглашенной здравице за Державную Семью Русского Государя. Тут же были посланы телеграммы К.П. Победоносцеву, за подписью Преосвященного Тихона, и Графу А.П. Кассини, за подписью барона Шлиппенбаха, с просьбою повергнуть к стопам Его Императорского Величества от лица всей православной паствы Чикагской, от лица собравшихся на торжество Властей, духовенства и гостей чувства бесконечной преданности, искреннейшей любви и глубочайшей благодарности584.

Покрываемые дружными многолетиями и кликами «ура» следовали затем официальные и неофициальные тосты, восполняемые чтением полученных приветственных телеграмм от Графа А.П. Кассини, от Преосвященного Николая из Петербурга: «Бог да благословит. Мои лучшие пожелания», от Финансового Агента при Российском Посольстве в Вашингтоне г. Рутковского, от Российского Консула из Канады г. Струве, от разных приходов и церквей и мн. др. Графу А.П. Кассини по единодушному желанию собрания была послана телеграмма с выражением искреннего сожаления по поводу отсутствия Его Сиятельства на празднике и с пожеланием ему скорейшего выздоровления. Тост за труженика нашей духовной Американской миссии Преосвященного Тихона сопровождался многократными многолетиями и «Тон деспотии». Дружно многолетствовали гостеприимного барона Шлиппенбаха, за которого возглашена была здравица Владыкой; долго не смолкали гости, чествуя тем же русским заздравным кликом строителя храма о. Иоанна Кочурова, весь освященный клир и приход Чикагский. Многолетствовали гостей, почтивших торжество своим присутствием. Отдали справедливое архитектору и ближайшим американцам-благотворителям. Помянули далекую, всегда милую родину теплым словом и приветом. Слышались сердечные речи. Один почитаемый в Чикагском обществе оратор, прикосновенный к дипломатическому корпусу, сказал одушевленную речь, которую не раз прерывали общими рукоплесканиями и одобрениями... В ней оратор коснулся симпатичных сторон нашей матушки-Руси, указал те глубокие основания, на коих зиждется взаимное дружелюбие России и Америки, и благодарными воспоминаниями по адресу нашей отзывчивой родины расположил слушателей к восторженным пожеланиям нашему дорогому отечеству дальнейшего процветания и славы и дальнейшего служения на пользу всемирного братства. Все наперерыв жали руки оратору... Спасибо таким добрым людям, не забывающим никогда порадовать нас, заброшенных в чужой край, уверением, что нашу страну и любят, и помнят, и ей благодарны!

С большим сочувствием встречен был тост и за маститого епископа Графтона. И когда он ответствовал полным достоинства словом, почерпнувшим свое содержание в впечатлениях дня и в дружеском внимании и гостеприимстве, с каким отнеслась к нему русская духовная Власть в этой стране, и когда, заканчивая свою речь, епископ Графтон пригласил гостей преклониться пред теми идеалами святой истины и церковности, носителем коих является в данную минуту епископ восточной церкви Владыка Тихон, – и оба епископа братски облобызались, момент был в высшей степени трогательный, и зрелище умилило всех до глубины души»585.

17/30 марта 1903 г.

Чикагский вице-консул Енгалычев Н. И. дал в честь епископа Алеутского официальный завтрак; в мероприятии приняло участие и пр. духовенство.

21 марта/3 апреля 1903 г.

Литургия Преждеосвященных Даров была отправлена Тихоном в Троицком храме Чикаго586. После службы владыка выехал из Чикаго в Кливленд, где побывал в Феодосиевской церкви на похвале Пресвятой Богородице.

22 марта/4 апреля 1903 г.

В субботу Акафиста Тихон присутствовал на обедне, совершенной о. Иасоном Капанадзе, а вечером вышел на полиелей.

23 марта/5 апреля 1903 г.

В неделю пятую Великого поста епископ отслужил литургию в Феодосиевской церкви Кливленда.

«По обеде в Неделю Владыка беседовал со старостою, церковными кураторами, разными церковными Комитетами (попечительствами), с представителями Николаевского и Троицкого мужских братств и женского союза Св. Магдалины и многими прихожанами. Деятельна христианска жизнь прихода и розумна покупка прекрасной церкви и великого участка земли (160 х 222) в Кливланде дуже радовали Преосвященного Тихона. При том двом из потрудившихся Его Преосвященство выдал благословенну грамоту: Ф. Поповчаку, бывшому 3 роки добрым куратором церкви, и А. Русину, члену комитета о Русской читальне, за ревностне безвозмездне роспространение Православия. Один из перших старых православных парафиан в Кливланде от всей парафин сказал Преосв. Тихону благодарственне слово за присылку такого доброго, такого розумного священника, як теперешний. Отрадно было слухати мудри отечески наставления нашего Архипастыря в отповедь на нужды и допросы приходскои жизни. Потом Его Преосвященство благословил парафиян и при том особенне свое благословение преподал В. Русину, который добре знае Галицкий церковный напев и прекрасно спевал с народом по Галицки»587.

24 марта/6 апреля 1903 г.

В понедельник епископ выехал из Кливленда в Питсбург, где во временной церкви, вмещавшей до 300 человек, отправил службу из повечерия, утрени и первого часа под праздник Благовещения Пресвятой Богородицы.

«Услышав о том, что Владыка приедет служить 24 Марта, к вечеру кроме прихожан собрались и пастыри соседних приходов: о. Николай Кошевич588 из г. Аллегени, о. Петр Коханик из г. Чарлероя, о. Илия Комадин из г. Маккиспорта, прибыл хор Аллегенских певчих. Владыку проводили из церковного дома в храм со славою. Шествие было торжественное. В тихую темную ночь сотни зажженных свечей в руках прихожан, церковные светильники освещали путь Владыке. Во храме Владыку приветствовал настоятель церкви краткою речью, в коей между прочим объяснил тот факт, что за 5 лет управления Владыкою СевероАмериканскою Епархиею число православных удвоилось589, а количество прихожан утроилось в С. Америке.

Помазывал елеем прихожан за всенощною сам Владыка. По окончании всенощной Владыку проводили в церковный дом также со славою»590.

25 марта/7 апреля 1903 г.

Божественную литургию собор священнослужителей отправил в Александро-Невской церкви Аллегени. За литургией Тихон возложил на свящ. Петра Коханика золотой кабинетский крест, а на о. Илию Комадина – серебряно-позлащенный крест591, также сказал проповедь.

После праздничного обеда в церковном доме епископ обсудил текущие дела с кураторами и попечителями Александро-Невского храма и вручил гостинцы учащимся Аллегенской школы, которые показали знание молитв и умение писать и читать по-русски. Благодарные священнослужители и миряне проводили Тихона на железнодорожный вокзал, откуда преосвященный отъехал в Джерси-Сити.

27 марта/9 апреля 1903 г.

«Из Чикаго Его Преосвященство Преосвященнейший Тихон, чрез Кливланд и Питтсбург – Аллегени, последовал в Нью-Йорк, где и пребывает на Архиерейском подворье с 27-го числа. Во всю Страстную седмицу и Светлое Христово Воскресенье Владыка будет совершать службы в Нью-Йоркском русском храме»592.

4/17 апреля 1903 г.

Англиканский епископ из г. Фон-дю-Лака Чарльз Графтон «прибывает в Нью-Йорк на страстной неделе для присутствования на православном богослужении и даже, с разрешения архиеп. Тихона, участвует в несении плащаницы в Великий пяток»593.

13/26 апреля 1903 г.

В неделю Антипасхи еп. Тихон совершил литургию в Воскресенском храме Вилкесбарра, на которой возложил на прот. Алексия Товта митру в связи с двадцатипятилетием служения о. Алексия в священном сане594. Участвовавшее в богослужении духовенство поднесло юбиляру крест с украшениями. (В мае месяце Товт А.Г. был награжден орденом св. Владимира четвертой степени.)

14/27 апреля 1903 г.

Из Вилкесбарра Тихон (с сопутствовавшими ему иереями) переехал в Олдфордж, чтобы там поддержать и ободрить православных христиан, лишившихся своего храма595. В здании бывшей электростанции, где разместилась временная церковь, епископ отправил вечерню и благословил свящ. Илию Клопотовского с его паствой на воссоздание Архангело-Михаиловского храма596.

16/29 апреля 1903 г.

В среду преосвящ. Алеутский отслужил вечерню в Петропавловской церкви г. Скрентона.

18 апреля/1 мая 1903 г.

В 18 ч. епископ Тихон и священники Илия Зотиков и Илия Клопотовский приехали на поезде в Мэйфилд.

В Иоанно-Крестительском храме «Епископа приветствовал своим словом Настоятель прихода о. Иоанн Ольшевский. Епископ возложил на него золотый крест как награду, заслуженную им в его праце при Церкви. Служба закончилась благословением народа»597.

19 апреля/2 мая 1903 г.

«В Субботу Преосвященный Владыка торжественно отправил вечерню согласно прекрасному обряду греческой церкви. Ему, кроме настоятеля церкви, сослужили протоиерей Товт из Вилькесбарре, недавно награжденный архиерейскою митрою, и свящ. Зотиков»598.

20 апреля/3 мая 1903 г.

Неделя жен-мироносиц была отмечена архиерейской литургией в Мэйфилдском православном храме.

21 апреля/4 мая 1903 г.

В Мэйфилде «в Понедельник была отслужена служба на русском кладбище. Епископ интересовался воспитанием детей и, посетивши русскую школу, дал на гостинцы для детей, которые посещают школу в числе 170 душ. Детей Владыка наставлял быть прилежными и внимательными как в публичной, так и в своей русской школе.

Вечером был интересный фейерверк и стрельба. Русская банда услаждала народ музыкою.

В Понедельник почетный Гость отбыл, чтобы навестить правосл. приход в Буффало»599.

22 апреля/5 мая 1903 г.

Приезд Тихона в Буффало.

23 апреля/6 мая 1903 г.

Праздничная литургия и молебен по случаю дня тезоименитства имп. Александры Феодоровны были отправлены Тихоном и настоятелем Петропавловской церкви Владимиром Кальневым600. Из Буффало преосвященный уехал в Нью-Йорк.

27 апреля/10 мая 1903 г.

В неделю о расслабленном в Николаевской церкви Нью-Йорка архиерей служил вместе с духовенством, собравшимся на V конвенцию Православного общества взаимопомощи. На литургии по прочтении Евангелия Тихон сказал проповедь об обязанности христиан помогать больным и нуждающимся, «Удаючись специально до гг. делегатов, высланных Братствами именно для того, щоб радити над вопросами взаимопомощи, Владыка указал им, як важно, щоб в том деле наше Об-во всегда стояло в союзе с церковью. В церкви Христовой и ей учению христианска благотворительность взяла и саме начало свое, тут же находит она и освящение свое и отсюда и благодатну всесозидающу помощь получае»601.

«После общой молитвы Заседания Конвенции открыта в 4 ч. дня, в гале Нью-Йоркской Правосл. Церкви, словом Его Преосвященства, Преосвященнейшого Тихона, Епископа Алеутского и С. Американского, в котором Владыка, призываючи Божие благословение на занятия Конвенции, привел на память те священный заветы Общества – моральной и материальной помощи своим членам и стояния на страже Православия и Русской народности в Америце, – к дальшому розвитаю которых они призвани»602.

В соответствии с предложением почетного председателя Общества взаимопомощи участники V конвенции избрали председателя (прот. Александр Хотовицкий), вице-председателя (Репа И.О. из Вилкесбарра) и секретаря (свящ. Венедикт Туркевич), также контрольную комиссию конвенции. Этими выборами повестка воскресного заседания была исчерпана, и в 18 ч. все делегаты поднялись в церковь, где Тихон возглавил вечерню и панихиду по усопшим членам Общества.

30 апреля/13 мая 1903 г.

Утром делегаты конвенции Православного общества взаимопомощи помолились на литургии в Николаевском храме и сфотографировались вместе с Тихоном в зале заседаний.

В 10 часов прот. Александр Хотовицкий открыл заключительное (с перерывом на обед) заседание V конвенции, после которого участники съезда возблагодарили Господа Бога на молебне, отправленном еп. Алеутским. «Приложившись к сВ.Кресту и получивши благословение Преосвященного Владыки, гг. делегаты покинули Нью-Йоркский величественный храм, унося в душе бодряще сознание прекрасно выполненного долга и тверду веру в крепость и блестящу будущность свей организации, так тесно связанной с Божиим храмом, по Божьему благословению начинающои и кончающои кажде свое дело»603.

§ 3. Отъезд епископа Алеутского в отпуск

14/27 мая 1903 г.

Накануне праздника Вознесения Господня еп. Тихон совершил всенощное бдение в русской церкви Нью-Йорка. «Присутствовали за этой службой в храме в полном составе православное Нью-Йоркское братство, Российский Генеральный Консул, Нью-Йоркские прихожане и почитатели Владыки, русские и американцы. По окончании всенощной был совершен напутственный молебен, после коего о. А. Хотовицкий обратился к Владыке с сердечным проникновенным словом прощания. Свидетельствуя Архипастырю, как дорог он для нашей миссии, как много он совершил для неё, и как глубоки и искренни те скорбные чувства, которые она теперь переживает, о. X . прочитал поднесенный Владыке от лица всего духовенства Епархии адрес604, в заключение чего Преосвященному был поднесен от духовенства и дар – св. Крест, панагия605 и серебряный прибор. Кроме того, на молитвенную память о Нью-Йоркском храме, который столь обязан Преосвященному Тихону своим возникновением, от Н.-И. прихода был поднесен Владыке в прекрасной серебряной, художественной резьбы, рамке фотографической снимок Н.-И. церкви. После о. X . выступил с прекрасным словом о. А. Немоловскип, за ним о. Арсений, о. Птоломей, о. Букетов. Не будем передавать в точности слов их. Основою всех их было одно – то томление духа, та скорбь, какую переживал каждый, прощаясь с Владыкой – любящим отцом, мудрым наставником и начальником, воодушевляющим примером неустанной работы... Говорилось от сердца, говорилось невольно под действием скорбной минуты... Просили прощения за причиненные горести и досаждения, просили не забывать в святительских молитвах, просили поклониться родной земле... И на глазах говоривших и на глазах слушателей блестели слезы искреннего чувства.

На эти слова Владыка откликался сердечной отповедью и мудрым учительным словом606... С особым умилением подходил народ под благословляющую десницу Владыки. Глубоко сосредоточенно творил Архипастырь крестное знамение над подходящими...

Задушевная прощальная беседа продолжалась с Преосвященным и по выходе из церкви, за общей трапезой...»607.

15/28 мая 1903 г.

Божественная литургия, начавшаяся в 7 часов в Николаевском храме, была отслужена владыкой. В 10 утра он, эскортированный до самого парохода «Гасконь», оставил Новый Свет до января 1904 года.

23 мая / 5 июня 1903 г.

Утром «Gascogne» пришел в Гавр, и вечером той же пятницы Тихон достиг Парижа.

24 мая/6 июня 1903 г.

В 825 епископ выехал из Парижа в Берлин. Спустя одиннадцать часов на Friedrichstrasse Bahnhof архиерея встретили прот. Алексий Мальцев, свящ. Василий Гекен и др. лица. С вокзала Тихона отвезли в русское посольство на Unter den Linden.

«Немного оправившись с пути, Владыка прежде всего вспомнил о своей дорогой пастве Американской, праздновавшей в Троицын день свой храмовой праздник при Архиерейской кафедре в Сан-Франциско. «Congratulation Blessing» гласил этот привет и благословение!»608

25 мая/7 июня 1903 г.

В 10 ч. утра в Князь-Владимирской посольской церкви еп. Тихона встречали прот. Алексий Мальцев, диак. Николай Сахаров и свящ. Василий Белогостицкий из Санкт-Петербурга. «Приложившись к сВ.Кресту и окропив себя св. водою, Владыка проследовал к местным иконам и затем – по восшествии на особо устроенную посреди храма эстраду – началось торжественное облачение, во время которого читались часы. По окончании началось благодарственное молебствие, сменившееся Литургией и вечернею. Кроме состава Посольства, Консула, Братчиков и православной семьи русских, греков, сербов и румын, имеющих в Берлине лишь единственную русскую церковь, прибыли представители немецкого драгунского полка, Августейшим шефом которого состоит Государыня Императрица Александра Феодоровна. Все с живым интересом и неослабным вниманием наблюдали редкое и умилительно-торжественное служение. Преподав святительское благословение всем и каждому при целовании сВ.Креста, Владыка в сей день завтракал у Императорского Консула Д. С. С. Арцимовича609, который до этого времени был несколько лет Консулом в С. Франциско, служил в одном городе с Преосвященным. Живой речью полились воспоминанья о прошлом и расспросы об общих друзьях и знакомых.

После завтрака Его Преосвященству угодно было с о. Протоиереем Мальцевым отправиться в экипаже за город, в «Братский Дом» в память Императора Александра III-го, где Владыка и ночевал, приготовляясь к предстоявшему завтра служению в соседнем Братском храме. Вечером Владыка любовался прекрасными лесистыми окрестностями Тегеля, громадным озером «Tegeler See», парком и домом Братьев Гумбольдтов (Александра и Вильгельма), а также осматривал подробно Братское садоводство, оранжереи, пасеку, исторический музей и вечером же посетил и Братский храм, присутствуя при утренней службе, совершавшейся на немецком языки о. Гекеном»610.

26 мая/8 июня 1903 г.

Понедельник Святого Духа был отпразднован в храме в честь равноапостольных Константина и Елены на кладбище611 Князь-Владимирского православного братства, где литургисали еп. Тихон, прот. Алексий Мальцев, прот. Евгений Соловьев из Кобурга и греческий архимандрит Нектарий (Маврокордато), слушатель Берлинского университета.

По заамвонной молитве о. Алексий сердечно благодарил владыку за службы после его трудного путешествия из-за океана. В ответ Тихон сказал: «Благодарю Вас, досточтимый о. Протоиерей, и всех Ваших сослуживцев и паству Вашу за радушный прием, который я встретил здесь. Вчерашнее служение в Посольской церкви и сегодняшнее в Братской доставило мне большое утешение и большую духовную радость. Могу Вас уверить, что о Братстве Вашем известно далеко за пределами Германии и даже за морем612, и оно послужило примером для устройства других подобных добрых учреждений. Особенно приятно мне было помолиться с Вами в день Св. Пятидесятницы, когда были ниспосланы благодатные Дары Св. Духа на Апостолов и положено основание Христовой веры по всему лицу земли! Мы веруем, что преизобильно излившаяся благодать Св. Духа в разделении языков не престает помогать и нам в нашей деятельности и проповеди. Особенно поучительна жизнь первых христиан, у которых было единодушие; жизнь их да послужит для нас примером.

В этом духе должны и мы работать, если желаем видеть нашу деятельность успешной. Меня радует, что я здесь вижу в Ваших учреждениях начало той же апостольской связующей всех любви.

С великим духовным утешением призываю Божие благословение на расширение Вашей деятельности и желаю дальнейшего процветания Братству. Благословив разбросанные тут и там могильные холмы погребенных здесь русских, Владыка, при колокольном же звоне, проследовал из храма в Братский Дом, где приготовлена была радушнейшим о. Протоиереем А. Мальцевым трапеза для всех участников в служении и дорогих гостей»613.

В 23 ч. того же понедельника епископ отправился поездом из Берлина через город Режицу (Витебской губернии) в родной Торопец.

31 мая/13 июня 1903 г.

Уже в 6 ч. утра Тихон был в доме матушки Анны Гавриловны Беллавиной, а на следующий день он отслужил литургию в Вознесенской кладбищенской церкви, также панихиду на могилах отца и братьев614.

Спустя дней десять (12/25 июня) владыка выехал из Торопца в Великие Луки, Псков615 и далее в Санкт-Петербург по делам службы.

§ 4. Прощальная беседа святит. Тихона со священниками миссионерами

«Если мерить земной мерой наше призванье на земле, то оправдать существование нашей миссии в Америке никак нельзя, ибо от этого благополучие России не увеличивается. Но Покровительнице Православия Св. Руси чужды корыстные взгляды. Не с мечом в руке, а с Евангелием и крестом завоевала она для Царствия Христова, которое «не от мира сего», часть Японии, Китая, Кореи, Персии и Америки. Земной поклон Тебе, милая Родина! Не от избытка, а от скудости своей уделяешь ты когда616 отторгнутым от тебя чадам, забывшим отчасти язык, утратившим прадеднюю веру, но и в неволе сохранившим чисто русскую душу, которая заставляет их в вольной Америке искать света твоей чистой православной веры! Правда, очень трудно и в Америке ратоборствовать с царством зла, но не должны мы падать духом, ибо «наше дело – Божье дело», так ободрял нас Возлюбленнейший наш Архипастырь в своей прощальной беседе.

“Как бы враги ни старались вредить нам, а истина должна в конце концов восторжествовать. Это я говорю не из книги, а из своего скудного опыта. Узнав о переводе из Люблина в Америку, я прямо пришел в ужас, и в моем уме уже мелькала мысль об отказе, но, подкрепив себя молитвою, решил положиться на милость Божию. И надежда на Всемогущего не посрамила меня. По истечении 5 лет могу свидетельствовать, что и в моей жизни как бы повторился случай, бывший некогда с библейским пророком. Съел он – по повелению Божию – свиток с надписью «плачь, стон и горе» и почувствовал сладость. И я не мало горя перенес в Америке, часто и глубоко скорбел я душою о недугах паствы моей. Но Бог и награждал меня духовными радостями отца, веселящегося о чадах своих. Вспомним, напр., недавнее присоединение Майфильдчан! И выходило, что скорби мои пред очами Божиими не вотще были, а принесли мне духовную сладость. И вы, отцы-миссионеры, так привязали меня к Америке своею любовью, что тяжело мне отсюда уезжать даже в отпуск”.

Были и в жизни каждого из нас, конечно, в меньшей мере, минуты незабвенные, испытывали и мы радости святые, когда чрез нас Господу угодно было возвращать овец заблудших во двор Отчий. А разве должен испытавший небесную радость жалеть о сытой, спокойной жизни? Никогда!

«Молю Святое Провиденье:

Оставь мне тягостные дни,

Но дай железное терпенье

И волю мне окамени,

Чтоб мог, не падая душой,

Идти тернистою тропой,

Будить уснувших в тьме глубокой,

Упавшим руку подавать

И слово истины высокой

В толпу, как луч живой, бросать!»

Свящ. Катасаквинский617»618.

* * *

557

«Свящ. П. Божик (в книге «Церковь украинцев в Канаде») пишет, что Серафим был (по слухам) придворным священником в Петербурге. Отвергнутый своей женой, он рехнулся. Синод снял с него сан, но Серафим, несколько придя в себя, отправился в монастырь на Афон, получил там сан епископа и приехал в США, а оттуда в Канаду». (Окулевич Г. Р. Русские в Канаде... Торонто: Изд. Главного Правления Федерации русских канадцев, 1952. С. 308).

558

Владышевский Л.А. Посещение Его Преосвященством, Преосвященнейшим Тихоном, Епископом Алеутским и С.-Американским, православного прихода в г. Юнкерсе // АПВ, 1904, т. VIII, № 4, с. 63–64.

559

В неделю о Закхее (19 января/1 февраля 1903 г.) свящ. Александр Немоловский пред началом литургии в Троицкой церкви Йонкерса совершил малое освящение храма и освятил все церковно-богослужебные принадлежности.

560

«Рожко был в рясе. Он старался высказать пред Преосвященным, что он не такой простой человек, как о нем говорят, он знает якобы 4 языка, в войске был 12 лет за гл. офицера и даже... был за коменданта неизвестно какой крепости. По его мнению, корчма имеет свой закон, млин – свой, и церковь тоже имеет свой закон. Верно, Серафим по «корчемным» законам святил Рожку, ибо он двоеженец, и по «церковным» законам его нельзя святить. Да и как святил его?! Встретил его на дороге и живо сторговался: $ 50 за «свяченя» и $ 50 за «другую женку». И чтобы не выпустить из рук такое выгодное посвящение, Серафим дела надолго не откладывал: тотчас на дороге сняли с воза ящик, и около него 3 раза поводил Серафим Рожку, и дело готово» (Попов К. В. Путешествие Его Преосвященства, Преосвященнейшего Тихона, по Канаде. .. // АПВ, 1904, т. VIII, № 23, с. 462).

561

Yorkton, Sk.

562

Путешествие Его Преосвященства, Преосвященнейшего Тихона, Епископа Алеутского и Северо-Американского... // АПВ, 1903, т. VII, № 8, с. 124.

«...русин находит утешение в религии, он очень предан своему восточному обряду, а потому, хотя и с тугою сердечною, внимает сим самозванным учителям, которые несколько, более по внешности напоминают православных священников, чем их униатские ксендзы, руководствуясь при сем своим довольно неосновательным заключением: «лучше який нибудь пип, чем ниякого». Сим простодушием и пользуются любители легкой наживы. Стефан Уствольский (лже-Серафим) в течение 3–4 месяцев своего пребывания в Канаде оставил после себя целую плеяду попов-серафимчуков там ...» (Пашковский Ф.Н. К отъезду Его Преосвященства Преосвященнейшего Тихона, Епископа Алеутского и Сев.-Американского, в Канаду. Основание Православной Миссии в Канаде.– Условия миссионерского служения там.– Самозванцысерафимчуки.– Проводы Архипастыря из С. Франциско // АПВ, 1904, т. VIII, № 16, с. 313).

563

«По словам «Правды», лжеепископ Серафим уже вернулся из Канады. За свое пребывание тут он высвятил 20 священников и 5 диаконов». [Американская Русь // Свет. Часопись для Православных Руссинов в Соединеных Штатах, Канаде и Южной Америце и орган Православного Общества Взаимопомощи в С.Ш.С.А.– 1903.– 8 (21) мая.]

564

См., напр.: письмо преосвящ. Алеутского архиеп. Харьковскому Флавиану (Городецкому) от 30 ноября (ст. ст.) 1902 г. (Письма святителя Тихона. С. 123); письмо преосвящ. Алеутского архиеп. Харьковскому Флавиану от 23 января (ст. ст.) 1903 г. (Письма святителя Тихона. С. 127); письмо преосвящ. Алеутского митр. Киевскому Флавиану (Городецкому) от 12 марта (ст. ст.) 1903 г. (Письма святителя Тихона. С. 130); письмо преосвящ. Алеутского митр. Киевскому Флавиану от 28 марта (ст. ст.) 1903 г. (Письма святителя Тихона.С. 132); письмо преосвящ. Алеутского митр. Киевскому Флавиану от 20 июня (ст. ст.) 1903 г. (Письма святителя Тихона. С. 140); АПВ, 1903, т. VII, № 19, с. 329; АПВ, 1903, т. VII, № 23, с. 417

565

Пашковский Ф.Н. У могилы Н.П. Ренского // АПВ, 1903, т. VII, № 6, с. 92–93. Также см.: Пашковский Ф.Н. На памятник Н.П. Ренскому // АПВ, 1902, т. VI, № 5, с. 116.

566

См.: Слово Его Преосвященства, Преосвященнейшего Тихона, Епископа Алеутского и Северо-Американского, в неделю Православия. Произнесено 23 Февраля сего года в Кафедральном Соборе в С.-Франциско // АПВ, 1903, т. VII, № 6, с. 81–84.

567

Путешествие Его Преосвященства, Преосвященнейшего Тихона, Епископа Алеутского и Северо-Американского // АПВ, 1903, т. VII, № 7, с. 99.

568

Между высвященными Уствольским «попиков» для Канады был и Федор Стефаник, машинист из Виннипега [см.: Американская Русь // Свет. Часопись для Православных Руссинов в Соединеных Штатах, Канаде и Южной Америце и орган Православного Общества Взаимопомощи в С.Ш.С.А.– 1903.– 8 (21) мая. Американская Русь // Свет. Часопись для Православных Руссинов в Соединеных Штатах, Канаде и Южной Америце и орган Православного Общества Взаимопомощи в С.Ш.С.А.– 1903.– 30 октября (12 ноября).]

569

Путешествие Его Преосвященства, Преосвященнейшего Тихона, Епископа Алеутского и Северо-Американского. С. 100.

«В начале 1900-х годов большое количество униатов в Канаде переходило на православие. С переходом целых приходов на православие всегда возникала тяжба за церковные здания, которые в большинстве были зарегистрированы на католическую иерархию» (Окулевич Г. Р. Цит. соч. С. 306).

570

Crooked Lake, Sk.

571

25 градусов по Цельсию.

572

«Ястремский рассказывал о том, как к нему приезжал и его святил Серафим. Ястремский думал, что Преосвященный Тихон уехал в старый край навсегда, а на его место остался Серафим. По словам Ястремского, на другой день после своего посвящения он получил мои письма о Серафиме и потому не кощунствовал ни разу священническим служением. «Серафим» дал Ястремскому иер. грамоту, антиминс, миро и чашу. В грамоте Серафим повелевает иерею молиться за российское патриаршество,– которого уже нет около 200 лет,– и за русского Царя. Внизу грамоты помещен и портрет Серафима. Все те «документы» Ястремский отдал мне». (Попов К. В. Поездка в Канаду. (Из путевого журнала священника К. Попова) // АПВ, 1903, т. VII, № 24, с. 448.)

573

«Невольно припоминается случай из такого же путешествия по Канаде Архиепископа Тихона Ярославского. Тоже испытывалось не мало. Тоже был пост. Голодовка ужасная. Достать нечего. Упрашивают покушать мясного, молочного: в простоте своей, наученные своими духовными магнатами в старом крае, – многие австро-русские и буковинцы все еще думают, будто пост обязателен только для простых людей, священнику же «вольно» есть курицу – это-де не мясо, а архиерею – все... И вот однажды Владыка Тихон усмотрел очами квашеную капусту у одного фермера. В посту у нас это блюдо играет немалую роль в продовольственном отношении. Владыка и заметил фермеру: «А у тебя капуста есть?» «Так, Ваше Высокопреосвященство... То мы нею свиней годуемо (кормим)...» Конечно, требовать после этого сию злополучную капусту к столу было неловко». (В Канаде // АПВ, 1908, т. XII, № 7, с. 122.)

574

Путешествие Его Преосвященства, Преосвященнейшего Тихона, Епископа Алеутского и Северо-Американского... С. 122.

575

См.: Тан H.A. Духоборы в Канаде. Очерки... – М.: Книгоизд-во Е. Д. Мягкова «Народная мысль», 1906. – С. 13. Бонч-Бруевич В.Д. Духоборцы в канадских прериях. – Ч. 1. – Пг.:Книгоизд-во «Жизнь и знание», 1918.– С. 122, 179.

576

Путешествие Его Преосвященства, Преосвященнейшего Тихона, Епископа Алеутского и Северо-Американского... С. 123.

577

«От церкви Успенской (28 миль от Иорктон) Преосвященный поехал миль на 10 ближе к Иорктону, на ферму В. Скрылюка, у которого был и в прошлую поездку» (Попов К. В. Путешествие Его Преосвященства, Преосвященнейшего Тихона, Епископа Алеутского и С.-Американского, по Епархии. В Канаде // АПВ, 1904, т. VIII, № 20, с. 396).

578

Путешествие Его Преосвященства, Преосвященнейшего Тихона, Епископа Алеутского и Северо-Американского... С. 124.

579

РГИА, ф. 796, оп. 182, год 1901, д. 4122, л. 55–58 об.

580

Псаломщик Аллегенской церкви Александр Кукулевский был назначен учителем-воспитателем Миннеаполисской миссионерской школы с 1/14 января 1903 г. (Назначения // АПВ, 1903, т. VII, № 2, с. 32.).

581

Путешествие Его Преосвященства, Преосвященнейшего Тихона, Епископа Алеутского и Северо-Американского... С. 125.

582

Там же.

583

См.: Речь Его Преосвященства, Преосвященнейшего Тихона, Епископа Алеутского и Северо-Американского, сказанная при освящении православного храма в Чикаго // АПВ, 1903, т. VII, № 8, с. 113–115.

584

«Новоустроенный Чикагский храм во имя Святой Троицы по своему величию и благолепию один из лучших православных храмов в Северной Америке. Торжественное освящение его совершено было 16 (29) марта 1903 г. На всеподданнейшей телеграмме преосвященного Тихона о молитвах за Ваше Императорское Величество, вознесенных при освящении сего храма, Ваше Императорское Величество собственноручно соизволили начертать: “Радуюсь освящению православного храма в Чикаго” ». (Всеподданнейший отчет Обер-Прокурора Святейшего Синода по Ведомству Православного Исповедания за 1903–1904 годы. СПб.: Синод, тип., 1909. С. 181.)

585

Хотовицкий А. А. Торжество освящения Русского православного храма в Чикаго. С. 120– 121.

586

См.: Освящение православного храма в Чикаго // ПЦВ, 1903, № 17, с. 684.

587

Из нашой жизни // Свет. Часопись для Православных Руссинов в Соединеных Штатах, Канаде и Южной Америце и орган Православного Общества Взаимопомощи в С.Ш.С.А.– 1903.– 17 (30) апреля.

588

Из рапорта преосвящ. Алеутского Святейшему Синоду от 31 марта (ст. ст.) 1903 г. за № 41: «Священник Подольской епархии Николай Кошевич, согласно просьбе его и по рекомендации Нью-Йоркского благочинного, назначен мною на свободное место священника в г. Аллегени (в шт. Пенсильвания) и, с разрешения Подольского Епархиального Начальства, уже прибыл в Америку к месту своего нового служения» (РГИА, ф. 796, оп. 184, год 1903, д. 5266, л. 2).

589

«Самостоятельных приходов теперь 30, а 5 лет тому назад всего было 14. За 5-летие же построено 27 новых церквей». (Priest. К пятилетию святительского служения Преосвященнейшего Владыки Тихона в Северной Америке // АПВ, 1903, т. VII, № 22, с. 394.)

590

Недзельницкий И. Я. К путешествию Его Преосвященства, Преосвященнейшего Тихона, Епископа Алеутского и Северо-Американского // АПВ, 1903, т. VII, № 10, с. 159–160.

591

Ср.: Извлечение из Протоколов Собрания Духовенства Северо-Американской Епархии, состоявшегося в Ольдфордж, Па 20 Июля – 2 Августа 1905-го года // АПВ, 1905, т. IX, № 21, с. 424, 428.

Из письма преосвящ. Иннокентия епископу Псковскому и Порховскому Арсению, председателю Учебного комитета при Свят. Синоде, от 3 октября 1906 г.: «Удивительное дело: без всякого согласия Святейшего Синода и Мучебного Комитета мы открыли в Ситке Семинарию и закрыли Уналашкинскую двуклассную школу, которую Преосв. Николай открывал. Без всякого разрешения Кабинета Его Величества мы даем священникам кабинетские кресты, хотя и не золотые, а позолоченные...» [Одинцов М.И. Гудбай, Америка! (Письма православного миссионера). Из переписки епископа Аляскинского Иннокентия (Пустынского) и архиепископа Новгородского Арсения (Стадницкого) 1905–1908 гг. // Церковно-исторический вестник, 2008, № 15, с. 17].

592

Из Епархиальной хроники // АПВ, 1903, т. VII, № 7, с. 101.

593

Лодыженский Н.Н. Опыты религиозного взаимообщения представителей церквей англиканской и восточно-православной // По пути сближения англиканской церкви с православно-восточною... Рига: Изд. Православного Религиозно-просветительного Общества при кафедре Рижского епископа, 1911. С. 13–14.

«It has been our privilege during the past year to attend by invitation of his Right Reverence, Bishop Tikhon, Bishop of the Russian Church in America, the consecration of the churches lately built in Chicago and New York. It was also a spiritual privilege to be with him and take part in their services on Good Friday. We would here bear witness of the more than kindly greetings we received from this holy Bishop and his clergy». (Grafton С. C. Foreign relations of the American Church. [From the council address of the Bishop of Fond Du Lac.] // The Living Church.– 1903.– 8 August. – P. 508.)

594

Элек Тот был рукоположен во пресвитера в апреле 1878 года.

«1903 год духовно объединил паству и пастырей в редком еще для епархии 25-летнем юбилее священства протоиерея Алексия Товта (Вилькесбарре), первого начавшего в Америке движение из унии в православие» (Туркевич Л. И. Православная церковь в Америке // ПЦВ, 1904, № И, с. 406).

595

«В пятницу 14–27 марта Ольдфорджский православный приход постигло великое несчастье. Сгорели до основания церковь и приходский дом. В течение часа деревянные постройки обратились в пепел к ужасу собравшихся на пожарище прихожан и соседних американцев, оказавшихся совершенно беспомощными в борьбе с огненной стихией вследствие ветра и отсутствия воды. По счастью, священник успел вбежать в алтарь, чтобы спасти Св. Дары, антиминс, миро и дарохранительницу. Огонь сразу же вырвался наружу, и отсутствие в здании удушливого дыма дало возможность прихожанам спасти от истребления огнем почти всю утварь церковную, иконостас и вынести жертвенник». (Большое несчастье // АПВ, 1903, т. VII, № 7, с. 101–102.)

596

Из нашой жизни // Свет. Часопись для Православных Руссинов в Соединеных Штатах, Канаде и Южной Америце и орган Православного Общества Взаимопомощи в С.Ш.С.А.– 1903.– 17 (30) апреля.

Торжество закладки краеугольного камня церкви в честь Архангела Михаила состоялось 6/19 июля 1903 г. «На рапорте священника Ольдфорджской церкви Илии Клопотовского, о состоявшейся закладке новой церкви в Ольдфордже, Его Преосвященством, Преосвященнейшим Тихоном, Епископом Алеутским и Северо-Американским, положена следующая резолюция 29 Июля 1903 года за № 496: «К сведению. Участвовавшим в торжестве Ольдфорджском во главе с о. Протоиереем Товтом выразить признательность Епархиального Начальства. Особенно трогательно участие в этом Майфильдчан вместе с их душпастырем о. Иоанном Ольшевским, а г. Шлянте особая благодарность за его труды в Ольдфорджском празднике». Духовное Правление сим имеет честь объявить милостивую резолюцию Его Преосвященства участникам Ольдфорджского Торжества». (Официальный отдел // АПВ, 1903, т. VII, № 18, с. 327.)

597

Посещение церкви в Майфильде. (Из Скрантонской американской газеты) // АПВ, 1903, т. VII, № 10, с. 161. Посещение церкви в Майфильде. (Из Скрантонской американской газеты) // АПВ, 1903, т. VII, № 10, с. 161.

598

Там же.

599

Там же.

600

Дописи // Свет. Часопись для Православных Руссинов в Соединеных Штатах, Канаде и Южной Америце и орган Православного Общества Взаимопомощи в С.Ш.С.А.– 1903.– 17 (30) июля.

601

Участник. 5 Конвенция Общества Взаимопомощи // Свет. Часопись для Православных Руссинов в Соединеных Штатах, Канаде и Южной Америце и орган Православного Общества Взаимопомощи в С.Ш.С.А.– 1903.– 8 (21) мая.

602

Протоколы пятой Конвенции Православного Общества Взаимопомощи в С.А.С.Ш. 27–30 Апреля – 10– 13 Мая 1903 р. в New York, N.Y. // Свет. Часопись для Православных Руссинов в Соединеных Штатах, Канаде и Южной Америце и орган Православного Общества Взаимопомощи в С.Ш.С.А.– 1903.– 3 (16) июля

603

Протоколы пятой Конвенции Православного Общества Взаимопомощи в С.А.С.Ш. (Дальше) // Свет. Часопись для Православных Руссинов в Соединеных Штатах, Канаде и Южной Америце и орган Православного Общества Взаимопомощи в С.Ш.С.А.– 1903.– 7 (20) августа.

604

Адрес, поднесенный Его Преосвященству, Преосвященнейшему Тихону, Епископу Алеутскому и Северо-Американскому, духовенством С.-Американской Епархии по случаю отъезда Его Преосвященства в отпуск // АПВ, 1903, т. VII, № 11, с. 169–170.

605

«Не могу забыть, как Преосвященный Владыка радушно встретил меня, когда мне посчастливилось, по приезде в Петербург, принести Его Преосвященству еще раз выражение искренних чувств его паствы Американской, как тронут он был поднесенным ему адресом, скромно отклонив заслуги, вызвавшие это подношение; как радостно обласкал мое недостоинство, когда от лица его верной паствы я примчался из Москвы в Петербург изъяснить Владыке поздравления с днем его Ангела 13 Августа... Весь этот день, возглавленный служением Преосвященного в Тихоновской церкви в СПБ. Лавре,– причем Владыка впервые надел тогда на перси драгоценную панагию, поднесенную ему духовенством нашей епархии, и лично возглашал многолетие всей пастве своей миссии,– посвящен был воспоминаниям об Американской епархии... И видно было, как глубока любовь святителя и как крепка духовная связь его с паствой». (Хотовищий A.A. Благословен грядый во имя Господне! // АПВ, 1904, т. VIII, № 1, с. 4.)

Также см.: Прибытие Его Преосвященства, Преосвященнейшего Тихона, Епископа Алеутского и С.-Американского в свою Епархию // АПВ, 1904, т. VIII, № 3, с. 51.

606

См. § 4 главы V.

607

Туркевич В. И. Отъезд Его Преосвященства, Преосвященнейшего Тихона, Епископа Алеутского и С.-Американского, в Россию // АПВ, 1903, т. VII, № 11, с. 174–175.

608

Пребывание и служение Преосвященного Тихона, Епископа Алеутского и Северо-Американского, в Берлине. (Специальная корреспонденция из Берлина) // АПВ, 1903, т. VII, № 13, с. 210.

609

Действительный статский советник Арцимович В. А.

610

Пребывание и служение Преосвященного Тихона, Епископа Алеутского и Северо-Американского, в Берлине. (Специальная корреспонденция из Берлина). С. 210–211.

611

Russischer Friedhof.

612

См., напр.: Пашковский Ф.Н. Свято-Владимирское Братство в Берлине и его религиознопросветительная деятельность // АПВ, 1903, т. VII, № 17, с. 304–307.

613

Пребывание и служение Преосвященного Тихона, Епископа Алеутского и Северо-Американского, в Берлине. (Специальная корреспонденция из Берлина). С. 212–213.

614

Рюриков М. Г. Посещение г. Торопца Преосвященным Тихоном, Епископом Алеутским и Северо-Американским // АПВ, 1903, т. VII, № 15, с. 249–250.

Также см.: Городская хроника // Псковский городской листок. Литературная и политическо-общественная газета.– 1903.– 25 июня.

615

Городская хроника // Псковский городской листок. Литературная и политическо-общественная газета.– 1903.– 22 июня.

616

Может быть, некогда или когда-то.

617

Настоятель Катасакво-Филадельфийского прихода свящ. Александр Немоловский.

618

Немоловский A.A. Наше дело – Божье дело. (По поводу прощальной беседы Преосвященнейшего Владыки Тихона с миссионерами Вост. Штатов) // АПВ, 1903, т. VII, № 13, с. 213–214.


Источник: Американский период жизни и деятельности святителя Тихона Московского, 1898-1907 гг. / [сост.: А.В. Попов]. - Санкт-Петербург: САТИСЪ, 2013. - 478 с. - (Русская церковь в XX столетии: документы, воспоминания, свидетельства).; ISBN 978-5-7868-0064

Комментарии для сайта Cackle