Источник

IV. Благотворительное общество для вспоможения приходским бедным при Владимирской церкви

1

Учреждение общества. – Устав. – Открытие общества. – Деятельность в первый год существования. – Выдача пособий денежных. – Другие способы помощи бедным. – Приют для престарелых женщин. – Бесплатные квартиры для вдов с детьми. – Детский дневной приют. – Собственный дом. – Источники денежных средств общества: членские взносы, единовременные пожертвования, кружечный сбор, книжки, подписные листы, завещания, стипендии, неприкосновенный капитал, крупные пожертвования, материальные пожертвования, пожертвования к праздникам.

Об учреждении приходского благотворительного общества при Владимирской церкви было объявлено в церкви 25 апреля 1865 года. Через несколько дней вышел отпечатанный устав нового общества. Учредители общества, подписавшие устав: протоиерей Александр Соколов, священники Петр Никитский, Иоанн Гратинский и Николай Вирославский и церковный староста коммерции советник Сергей Кудрявцев присоединили к уставу небольшое предисловие. Оно начиналось словами: «Во имя Бога любви и милосердия, благочестивым прихожанам Владимирской церкви». В предисловии было сказано, что на учреждение общества получено благословение митрополита и разрешение министра внутренних дел, а затем прихожане приглашались к пожертвованиям. Учредители писали: «Конечно, никто не будет сомневаться, что предпринимаемое нами дело есть в полном смысле святое, христианское дело. Чтобы благое начало могло увенчаться желаемыми последствиями, необходимо живое и деятельное сочувствие со стороны прихожан. Поэтому мы обращаемся к вам, наши благочестивые и добрые прихожане, и просим вас, от имени Бога и Его Святой Церкви, принять живое участие в начатом нами добром деле и располагать к нему и прочих членов семейств ваших и посторонних лиц, с которыми вы находитесь в родственных или других близких отношениях. Конечно, за это дело, как дело христианское, нет ни внешних отличий, ни наград на земле, но есть награды в душе каждого – в отрадном сознании того, что совершаемое дело есть истинно доброе, христианское дело, что лепта, приносимая в общество, будет употреблена на удовлетворив не мнимой и кажущейся нищеты, но действительной нужды и несчастья. За нее нет награды на земле, но есть награда в молитвах Церкви и лиц облагодетельствованных, которые, восходя к престолу Всевышнего, низведут благословение Божие на наши земные труды и занятия, и смягчат гнев Божий в день праведного воздаяния. «Блажен разумеваяй на нища и убога, в день лют избавить его Господь» (Пс.40:1).

Устав предусматривал три разряда членов: благотворителей, сотрудников и попечителей. Благотворители – это члены, обязавшиеся в пользу общества ежегодным денежным взносом. Сотрудники должны были оказывать помощь бедным клиентам общества своими личными трудами и содействием, так, например: врачи, изъявившие готовность безмездно подавать медицинскую помощь; учителя, которые согласятся безмездно преподавать в приюте, устройство которого имелось обществом в виду; содержатели ремесленных заведений и мастерских, готовые принимать к себе на обучение бесплатно призреваемых обществом детей; лица, при помощи коих приходские бедные могли быть помещаемы в разные благотворительные учреждения, помимо общества, и другие. Попечители – это лица, удостоверяющие бедность клиентов общества. В члены общества могли поступать липа обоего пола, всех сословий и состояний, и даже дети с семи лет. Последнее оправдывалось тем соображением, что при этом, с одной стороны, родители могут приучать своих детей, а с другой, – и сами дети могут привыкать к сознанию долга дел христианского милосердия. Относительно приходских бедных, которым имело в виду помогать общество, сделано было в уставе примечание, что хотя общество имеет в виду оказывать помощь всем приходским бедным, однако преимущественное право на пособие имеют те бедные, которые живут в приходе с давнего времени или, по крайней мере, не менее года. Весь приход предполагалось разделить на участки для ведения попечителей, и первых попечителей называл сам устав в лице приходских священнослужителей и церковного старосты. Попечители составляют совет, который и распоряжается фактически всеми делами общества. Совет попечителей собирается раз в месяц, в первый воскресный день каждого месяца; его собрания открыты для всех членов общества. Распределение пособия бедным зависело от совета, но в случае крайней и экстренной нужды могли оказывать помощь от общества попечители и без совета, но по соглашению не менее двух. Общество целью своей поставило оказывать помощь истинно бедным и в то же время постепенно искоренить промышленное нищенство и тунеядство за счет общественной благотворительности. Всех бедных общество разделило на три категории: первая – «истинно нищие», т. е. престарелые, больные, увечные, которые будучи не в состоянии приобретать себе кусок насущного хлеба честным трудом, обыкновенно стоят у дверей храма и испрашивают у входящих и выходящих подаяние именем Христовым; вторая – беспомощные вдовы, сироты, обремененные большим семейством бедняки, которые, несмотря на свои тяжкие труды для отыскания средств к жизни, терпят крайнюю бедность; третья – промышленники-нищие, которые, имея силы и возможность трудиться, уклоняются тем не менее от всякого труда, проводят жизнь в праздности и пороках и по привычке обратили нищенство в постыдное ремесло для пропитания, в обиду истинным пищим, к соблазну подающих милостыню и к нравственной погибели своих детей, которых, вместо полезных занятий, с малолетства приучают к нищенству, праздности и проистекающим отсюда порокам. Последнюю категорию нищих общество поставило целью искоренить, а оказывать пособие только первым двум категориям, причем первой категории – оказывать денежное и всякого рода материальное пособие, а второй – путем пристроения к местам или подыскания посильной работы. Те бедные, которые откажутся от предлагаемого им для заработка труда, несмотря на силы и способности трудиться, лишаются права на покровительство общества. Но так как, с другой стороны, не во всякое время можно отыскать посильное и подходящее занятие для того или другого бедного из желающих трудиться, но не находящих работы, то с самого начала общество поставило себе целью учредить дом трудолюбия, хотя этого названия и не было употреблено в уставе. Кроме того, общество имело в виду при первой же возможности устроить и приют для детей, в котором бы призреваемые дети не только обучались грамоте, счислению и закону Божию, но и получали хорошее воспитание и приучались к какому-либо мастерству. Устав обещал поименное поминовение всех членов общества в храмовой праздник Владимирской церкви, день Владимирской иконы Божией Матери, 23 июня, на литургии и молебне, а затем и обязательную общую молитву в приюте, когда последний будет устроен.

Разрешенное к открытию еще в апреле, общество было открыто лишь 23 июня, в день Владимирской иконы Божией Матери, храмовой праздник Владимирской церкви. К этому дню в его кассе было уже свыше двух тысяч восьмисот рублей. За остальные месяцы по июнь 1866 года общество получило еще почти столько же. Главную сумму составляли единовременные пожертвования – 1,735 рублей, затем членские взносы 613 рублей и наконец собранных в кружки 306 рублей. Так как устав не определял размера членских взносов, то это сделало первое общее собрание, определив размер членского взноса суммою 12 рублей в год, или одного рубля в месяц. Все поступавшие выше и ниже этой суммы взносы были записываемы в графу единовременных пожертвований. Из особенно крупных, сравнительно, было в первый год пожертвование неизвестного в тысячу рублей, с тем, чтобы деньги эти оставались неприкосновенным капиталом, а общество пользовалось с него только процентами.

Имея целью оказывать пособие истинно бедным и, напротив, искоренять профессиональное нищенство, общество с первых же пор обратило особое свое внимание на тех «нищих», которые с давнего времени целыми десятками стояли в церковном притворе и даже в самой церкви, выпрашивая милостыню у богомольцев. Получив, при помощи своих попечителей, обстоятельные сведения о месте жительства своих нищих, их звании, образе жизни и средствах к существованию, общество обеспечило их месячным содержащем в различном размере, смотря по летам, состоянию здоровья и другим обстоятельствам нуждающихся. И когда нищие, большею частью престарелые и убогие, стали иметь свой угол, и хоть немного на хлеб, они в большинстве, вместо прежнего целодневного стояния в церковном притворе в ожидании «копеечки ради Христа», стали проводить время «у себя дома», занимаясь какой-нибудь работой, как, например, вязаньем чулок, деланием кукол, коробок и тому подобное, которая стала, со своей стороны, доставлять некоторый плюс к их скромному бюджету. После этого церковь и церковный притвор очистились, и если в праздничные дни выходящий из церкви народ продолжал по-прежнему встречать на тротуаре у ограды церковной нищих, преимущественно женщин, часто с детьми на руках, то это были или «чужеприходные» нищие, или же большей частью профессиональные, иногда нарочно приезжавшие на этот далеко не бесприбыльный промысел из деревни чухонцы.

Затем общество помогало и другим бедным, которые, претерпевая иногда крайнее лишение, тем не менее не решались идти за подаянием, каких в столице немало. Пособие выражалось в ежемесячной выдаче от одного до пяти рублей. В году таких лиц было 96. Пользовавшихся единовременными пособиями было 99. Этими последними пособиями пользовались неимущие на предмет отбытия из Петербурга в деревню на родину, болезни, похорон, к празднику Рождества и Пасхи. Если общество узнавало от попечителя, что то или другое лицо из получивших от общества пособие, вело себя в каком-либо отношении дурно, то таковое лицо немедленно получало от общества отказ в пособии, и об этом, в предупреждение прочим, было объявляемо всем клиентам. Таким образом, вместе с благотворением, общество способствовало в той или иной степени и возвышению нравственности в приходе.

Кроме денежных, общество оказывало и другие пособия бедным. Так, после смерти одной вдовы оно разместило по разным благотворительным учреждениям оставшихся после покойной без крова пятерых детей, нескольких престарелых бедных поместило в городскую богадельню.

За первый год общество израсходовало на ежемесячные пособия свыше двух тысяч рублей, на единовременные около полутора сот; в остатке было 3,315 рублей 64 копейки.

Оказывая бедным ежемесячное постоянное пособие и единовременное, общество считало себя выполняющим не главную свою цель, а только второстепенные. Главной целью было поставлено устройство общего помещения, в котором бы престарелые и увечные, а в особенности несчастные дети, находили для себя приют и воспитание. Общество рассуждало, что зло нищенской и бродяжнической жизни надобно врачевать в человеке тогда, когда он еще молод и может быть приучен к честному труду и занятиям, а не тогда, когда он успел уже отстать от всякого труда, привык к рассеянной и праздной жизни и застарел уже в своей привычке.

Ввиду всего этого первый отчет общества приглашал членов и прочих благотворителей к пожертвованиям на предположенный приют.

С 1886 года весь приход был разделен на четыре участка, каждым из которых и заведовал один из владимирских протоиереев.

В первые годы деятельность общества сосредоточивалась главным образом на выдаче бедным прихода ежемесячных небольших денежных пособий. Размер последних определялся почти всегда суммой от одного до пяти рублей, в один год (1867) он не превышал четырех, а к последнему времени увеличился до восьми рублей. С замечательным постоянством в первые десять лет сумма выдаваемых в год постоянных пособий держалась на двух тысячах рублей, в редкие годы доходя до двух тысяч трехсот и даже четырехсот. Клиентов в эти годы было всегда более ста. Но затем стала падать, и в восьмидесятые годы держалась на цифре менее полутора тысяч рублей; количество клиентов в эти годы не указано; только с 1886 года снова стала расти и в 1888 году опять достигла 2,000 рублей.

Цифра единовременных пособий колебалась в зависимости от случайных обстоятельств, какими они были вызываемы от ста до шестисот рублей, с наименьшими суммами в первые годы деятельности общества и с наибольшими в первую половину семидесятых годов. Размер единовременных пособий не превышал никогда десяти рублей, а в общем за год не доходил и до полутора на каждого клиента, спустившись в 1874 году до 490 рублей на 493 человека: менее рубля. Этого рода пособия выдаваемы были беднякам на случаи крестин, похорон, выправки паспортов, и большей частью к праздникам Рождества и Пасхи. С 1873 года денежные пособия бедным были раздаваемы диаконом в церкви.

Кроме денежных выдач ,общество оказывало приходским бедным помощь и другими способами. Так, бедным больным были выдаваемы обществом с первых же годов его существования билетики, по которым они в аптеке Гаммермана получали лекарства безденежно, а при расчете с обществом в конце года аптека делала пятидесятипроцентную скидку, заменив ее к восьмидесятым годам сорокапроцентной.

Больным клиентам общества с первого года его существования оказывал медицинскую помощь доктор Э. О. Волтерс в продолжение многих лет; затем, тоже много лет бесплатно лечили призреваемых обществом доктор Я. М. Миллер и И. А. Соколов, умерший в 1886 году, а также в некоторые годы А. В, Васильев и П. Е. Розанов. Когда у общества явились приюты, эти же доктора оказывали, со своей стороны, помощь и заболевавшим в приюте; когда заболевшим приходилось ложиться в больницу, они, при содействии тех же врачей, были помещаемы в больницы Мариинскую или Обуховскую, благодаря вниманию к обществу больничного начальства, без препятствий.

С 1882 года общество стало раздавать своим бедным зимой 20 сажен дров, жертвуемых в распоряжение общества городской думой.

Заканчивая третий годичный отчет, за 1867–68 год, попечители заявили от имени общества, что общество, не оставляя на будущее время вспоможения бедным посредством ежемесячных и единовременных пособий, приступает к учреждению приюта для престарелых бедных женщин, надеясь впоследствии открыть приют и для бедных детей. Приют для старух или, как он впоследствии стал называться богадельня, открыт был в 1868 году, в память исполнившегося в тот год столетия Владимирской церкви. Приют нашел кров в одном из помещений старого церковного дома, с платой за квартиру от общества. Призреваемых было в первые годы до 15 старух, в 1873 году 18, несколько лет спустя 19, а с 1880 года, когда общество обзавелось собственным домом, число призреваемых сразу возросло до 29. В 1882 году их было 30, в 1883 – 33, в 1885 – 34, в следующий год это число возросло до 36. Призреваемые получали, кроме квартиры, кровать с постельными принадлежностями, три перемены белья, три перемены «комнатного платья» и стол, из обеда и ужина.

Недолго спустя, общество открыло бесплатные квартиры для бедных вдов, обремененных детьми. В этих квартирах помещалось в 1873 году девять женщин с пятнадцатью детьми, в 1874 – десять с семнадцатью, в 1875 – восемь с тринадцатью, в 1876 – семь с десятью. Это последнее число вошло и в собственный дом общества в 1880 году. С 1874 года вдовы жили в двух квартирах, большая часть в нанимаемой специально для них за 35 рублей в месяц, другие же в детском дневном приюте, основанном к тому времени. Им были выдаваемы от общества единовременные пособия, на пропитание они на первых порах должны были зарабатывать сами. В 1880 году они, наравне со старухами, получали уже от общества и стол. Число их у общества не увеличивалось, а скорее уменьшалось: в 1881, 1883 и 1884 году на попечении общества было семь вдов с девятью детьми, в 1886 и 1888 году шесть с шестью.

Детский дневной приют был открыт, с благословения митрополита Исидора, 24 января 1873 года, на 30 человек. В приют был открыт доступ как детям, живущим при матерях в бесплатном помещении, так и сиротам, живущим в приходе Владимирской церкви. Дети в приют являлись к десяти утра и оставались в нем до четырех пополудни. Им ежедневно давался завтрак, в 12 часов. С 1875 года общество заменило завтрак обедом. Несколько времени спустя стали поступать специальные пожертвования на чай детям, который и был им иногда выдаваем, как в нарочитые дни, заказные, так и в дни великих празднеств, например, в рождественскую и пасхальную недели, с булками. Обед состоял из двух блюд, к которым благотворители прибавляла иногда третье. Учились в приюте грамоте, закону Божию, четырем правилам арифметики, истории и географии. С 1886 года стали делать публичные, в присутствии членов совета, испытания детей, дважды в год, в декабре и июне, и испытания эти каждый раз выходили вполне удовлетворительными и производили самое хорошее впечатление. Некоторые из приютских мальчиков отправлялись на экзамен в думу, там держали испытания вместе с учениками городских школ и получали свидетельство на льготу по отбыванию воинской повинности. В первые годы детей было в приюте, как уже замечено, 30, в 1874 году «более 30», с конца 1875 года 40, в 1880 году 50, с 1885 года до 60 и даже до 62 человек.

С основания приюта преподавание в нем закона Божия в наблюдение за всем ходом учения принял на себя священник Николай Вирославский; с 1883 года его труды по преподаванию стал разделять новый владимирский протоиерей Леонид Павловский, пока служил при Владимирской церкви. Для обучения детей были приглашены две девицы, одна с платой по десяти рублей в месяц, другая по пяти; спустя некоторое время оклад их содержания был возвышен до 14 и 7 рублей, в 1880 году они уже получали 20 и 10 рублей. С 1886 года для обучения детей пению приглашен особый учитель – регент, с платой по 10 рублей в месяц.

Когда у общества выросли приюты, оно стало думать о постройке для них собственного дома на церковной Земле. Это намерение, в твердом тоне, было высказано в отчете 1874 года. Совет приглашал богатых прихожан сделать пожертвования, напоминал о высокой цели общества и выражал сожаление, что к делу общества некоторые прихожане, даже из богатых домовладельцев, относятся весьма холодно, а есть и такие, которые ничего не жертвуют и даже обижаются, когда совет обращается к ним с приглашением к пожертвованиям. Отчет меланхолично замечал: «В 1873 году разослано было домовладельцам, с просьбой пригласить жильцов к пожертвованиям, до 200 листов, но возвращено только 57, а остальные не возвращены доселе, да, вероятно, и не возвратятся». Листы не были возвращены и в следующие годы. Но так как у общества все же оставался ежегодный остаток, постепенно увеличивавшийся, то осуществление намерения являлось все более и более возможными От 1875 года в остатке было свыше семнадцати с половиной тысяч рублей. В 1876 году общество испросило у епархиального начальства разрешение на постройку дома для приюта на церковной земле, а через четыре года, в 1880 году, все благотворительные учреждения общества были перемещены уже в собственный каменный трехэтажный дом общества. Вместо исчисленных по смете 55 тысяч, постройка обошлась в 40 тысяч рублей. Самое крупное пожертвование сделал бывший в продолжение двенадцати лет церковным старостой коммерции советник П. А. Беляев; теплое участие и содействие принимал в постройке и новый церковный староста И. С. Семенов. Общество закончило постройку дома с долгом в пять с половиною тысяч рублей, который едва ли не весь был погашен в следующий же год.

Первый этаж и половина второго в новом доме были отданы под частные квартиры, с платой 2,250 рублей в год. Третий этаж был занят богадельней для старух и квартирами для вдов с детьми, а половина второго приспособлена под дневной детский приют. Призреваемые старухи были размещены в высоких и светлых комнатах, по четыре и по шести старух в одной комнате. Для более слабых здоровьем назначена особая комната на случай легкого заболевания или до отправления в городскую больницу. В богадельне устроена большая столовая на 50 человек. Кухня для вдов, старух и учащихся детей одна общая.

Средства общества слагались главным образом из трех источников: членских взносов, единовременных пожертвований и кружечного сбора. В первые три года цифра членских взносов значительно колебалась, по-видимому, более всего, в зависимости от неправильного распределения пожертвований при записи, в первый год 613, во второй – 1,419, в третий – 886 рублей; затем остановилась, можно сказать, на тысяче двухстах рублях; в начале восьмидесятых годов возросла от полутора и до двух тысяч, но к концу сошла на прежнюю норму тысячи двухсот. Членов все годы, исключая первого, было сто с небольшим, от 100 до 136; в первый год их было 176. Единовременные пожертвования давали наиболее капризную цифру, от четырехсот рублей до одиннадцати тысяч. Наибольшей, после членских взносов, устойчивостью отличается цифра так называемого кружечного сбора: в первый год она равнялась 305 рублям, во второй – 443, в третий – 324; в 1873 году – 1,988, в 1874 году – 2,224, в 1875 году – 2,561 рубль. С половины лета 1876 года кружка была заменена блюдом, но, впрочем, не была уничтожена и сама, отчего получалось два сбора одного и того же рода – с блюда и из кружки. Но таков закон неизменности в природе: оба сбора вместе дали ту же цифру, какая собиралась в одну кружку: в 1880 году на блюдо поступило 2,152 рубля, в кружку 280 рублей, в 1881 году на блюдо 2,234 и в кружку 282, в 1882 году на блюдо 2,022 и в кружку 267 рублей, в 1886 году на блюдо и в кружки 2,378, в 1888 году – 2,100 рублей. Общество употребляло разные меры для увеличения своих средств; по соглашению с г-жей Коншиной оно в феврале 1873 года свою кружку поставило и в ее церкви и получило в первый год 52 рубля, во второй – 20, в третий – 10, в четвертый – 2 рубля; в июне, 1882 года церковь в доме г-жи Коншиной была закрыта. В 1876 году была поставлена кружка общества в магазине Воронина и принесла 15 рублей.

Принимая близкое участие в делах общества, некоторые его члены получили от общества сборные книжки и действовали с некоторым успехом. В августе 1867 года книжки были розданы и принесли к концу года 200 рублей. Потом доход по книжкам стал постепенно уменьшаться: в 1873 году 50 рублей в 1874 году 127, в 1875 году 14, в 1874 году 30 рублей. Книжки, очевидно, не оправдали возлагавшихся на них надежд, и общество в мае 1873 года нашло нужным разослать домовладельцам прихода подписные печатные листы. В первый год они принесли 1,082 рубля, во второй 53, в следующие годы упоминания о них не. встречается. Эта мера тоже оказалась не вполне удачной; из двухсот разосланных листов вернулось к обществу только 57, а некоторые домовладельцы стали выражать прямое неудовольствие по поводу этого способа сбора пожертвований в пользу общества, почему он, по всей вероятности, и был оставлен.

Когда репутация общества упрочилась, стали поступать пожертвования и но завещаниям: в 1874 году от петербургского купца Герасима Васильева 500 рублей; в 1880 году: Гуляевой 455 рублей, лейтенанта Г. В. Жуковского 100 рублей; в 1881 году коллежского асессора П. И. Павлинова 270; в 1882 году О. О. Меленной 150 рублей; в 1884 году В. Подходяшиной 100, П. А. Беляева 10,000 рублей; в 1888 году протоиерея М. П. Петропавловского 2,000 рублей, дочери титулярного советника Е. Меньшого 1,000, А. С. Семенова 100 рублей.

Затем начались и пожертвования на стипендии: в 1875 году от Е. И. Рубцовой на одну стипендию в приюте престарелых 1,000 рублей, в 1881 году от С. И. Собакиной, имени ее сына Александра, 400 рублей; кроме этих, в 1881 году в богадельне были уже стипендии Е. Г. Карачаровой, Н. В. Воронец и А. Н. Васильевой; в 1882 году прибавилась стипендия в память О. Ф. Ц., учрежденная Н. В. Целобеевым; в 1885 году С. К. Шипова пожертвовала 500 рублей на учреждение стипендии в богадельне имени Я. И. Шипова, в 1887 году от Н. Г. Делибеева на одну стипендию 1,000 рублей.

Понемногу у общества составился и неприкосновенный капитал. Из пожертвований в неприкосновенный капитал укажем на следующие: в 1875 году от Е. И. Петровой 100 рублей, в 1881 году от А. С. Решеткина 500 рублей; в 1883 году от А. С. Решеткина 800, в 1884 от М. Е. Петрова в память его супруги Елизаветы 100 рублей; и 1886 году от А. С. Решеткина, в память С. и А. Решеткиных, 1,500 рублей, с тем, чтобы на проценты с этого капитала обучался в каком-либо училище, преимущественно в ремесленном, один из бедных мальчиков Владимирского прихода, преимущественно из сирот; от П. И. Орлова 1,000 рублей.

В 1874 году в память Феодора и Веры Прянишниковых пожертвовано 500 рублей, преизвестный пожертвовал билет в 1,000 рублей, в 1875 году А. А. Поликарпова пожертвовала 500 рублей; в 1880 году тайный советник В. С. Сахаров 500, П. В. Юматова 200 и Е. С. Карачарова 500 рублей; в 1882 году П. А. и Е. Я. Беляевы 200, О. Ф. Целибеева 1,000, А. Байнарас 100 рублей; в 1883 году родственники умершего купца Е. Е. Путятина 500 рублей; в 1884 году от душеприказчиков В. Подходяшиной 100 рублей.

Кроме денежных пожертвований, как только общество завело приют, стали поступать и материальные пожертвования, преимущественно провизией и одеждой, к праздникам, по случаю разных семейных торжеств и печалей у благотворителей и просто из сочувствия к приюту. Шли чай, сахар, кофе, молоко, пироги, цикорий, мука, сахарный песок, яйца, сливки, сметана, творог, масло, куличи, крендели, калачи, булки, пасхи, хлеб, рыба, мясо, лук, капуста, огурцы, смородина, свекла, арбузы, разные лакомства – яблоки, пастила, апельсины, пироги, платьица для детей, платки, косынки, рубашки, полотно, башмаки, чепчики, наволочки, занавеси, разные дешевые материи для платьев, как холстинка, коленкор, ситец, чайная посуда, железные кровати. Однажды были завещаны столовые часы. На все подобные предметы были и специальные денежные пожертвования, на которые те предметы и были покупаемы. Так, по случаю свадеб, похорон и других важных событий, а иногда и без всякого видимого повода жертвовались деньги от 1 до 10 рублей, на пироги старухам и детям, на кисель, на старку белья, на деревянное масло, на баню и мыло, на обеды, на блины, на сладкий суп и прочее тому подобное. С 1874 по 1881 год Я. А. Исаков жертвовал в детский приют все необходимые учебные книги, а А. О. Авдеев с того же года до последнего времени все необходимые письменные принадлежности. Наибольшей устойчивостью, кроме пожертвований Авдеева, были коллективные пожертвования кофе – свыше 3 пудов, сахару свыше 4 пудов и чаю до 10 фунтов.

К Рождеству каждый раз в продолжение нескольких лет в семидесятые годы П. И. Орлов жертвовал по 25 рублей в приют старух, а с 1875 года стал делать это иногда и к празднику Пасхи. Потом это же стали делать и другие лица. В 1875 году М. Д. Лермонтова устроила в приюте елку для детей, а некоторые благотворители прислали при этом разные подарки: конфеты, пряники, чулки, рубашки и прочее. С этих пор елка уже не угасала, благодаря жертвователям, у приютских детей в рождественские дни. Так как обучавшиеся в приюте девочки занимались весь год и рукоделием, причем большею частью вязали чулки, то за год их набиралось порядочное количество, и в вечер елки они и раздавались детям вместе с другими подарками.

Кроме пожертвований и сборов, общество имело еще другие источники средств содержания. Когда оно обзавелось своим домом, полтора этажа второго отдавались в наймы, в доход общества стало поступать свыше 2,000 рублей квартирной платы. Потом некоторые старухи, при поступлении в богадельню, стали вносить от 50 до 200 рублей; получались проценты из банка с помещенных там капиталов общества; некоторые благотворители вносили за содержание пансионерок от 60 до 110 рублей; были еще какие-то «случайные», в первые, впрочем, только годы, от 26 до 48 рублей. При таких обстоятельствах общество никогда не попадало в безвыходное положение относительно денежных средств, и только однажды, в 1867 году, был случаи, что у общества не хватило шести с половиною рублей для обязательной раздачи бедным, и эта сумма заимообразно была взята из церковной казны.

Приют для престарелых женщин имел попечительниц: потомственную почетную гражданку, жену церковного старосты Е. Я. Беляеву, купчиху А. Н. Васильеву и жену нового церковного старосты Е. К. Семенову. Е. Я. Беляева и А. Н. Васильева, старейшие и первые попечительницы приюта, не оставляли богадельни своим вниманием и помощью и после удаления из Владимирского прихода. Е. К. Семенова умерла в 1885 году. Заведовал богадельней, как и квартирами для вдов, протоиерей А. Н. Соколов; была и особая смотрительница.

2

Новый устав. – Новое правление общества и прежняя деятельность. – Число членов. – Приходские бедные. – Заметка о расходах общества.

В 1889 году общество получило новый устав, утвержденный министерством внутренних дел 18 июня. Устав был выработан советом, отчасти дополнен и изменен на общем собрании и наконец подвергся еще некоторым изменениям в министерстве. По новому уставу общество получило несколько измененное название: «Благотворительное общество вспоможения бедным в приходе Владимирской церкви в С.-Петербурге». Затем были изменены параграфы, касавшиеся состава общества и его управления. В члены, по новому уставу, могли вступать только совершеннолетние, не могли быть членами учащиеся. Члены разделялись на действительных и соревнователей: действительные делали ежегодный взнос в 12 рублей, или единовременный в 100 рублей; соревнователи не менее одного рубля в год. Действительными членами могли быть и лица, не делающие никакого взноса, но способствующая целям общества личным трудом или другими способами, как например врачи, учителя и т. п. Член, не сделавший своего взноса в продолжение года, считается выбывшим из общества. Для управления делами общества назначалось правление, состоящее из председателя, его товарища, секретаря, казначея и членов, не менее пяти выборных, и, независимо от выборов, всех священнослужителей приходской церкви и церковного старосты. Наиболее важным был новый параграф нового устава 33, предоставляющий обществу право приобретать недвижимые имущества. По § 30 общество ставилось в ведение министерства внутренних дел, которому ежегодно и обязано было представлять свои отчеты в трех экземплярах. Наибольшее количество параграфов в новом уставе посвящено было урегулированию взаимных отношений стоящих во главе общества лиц – членов правления общества. По этому обстоятельству можно заключать, что и самое появление нового устава главным образом стояло в зависимости от причин такого свойства.

Новый устав приведен был в действие 12 октября 1889 года. На общем собрании членов общества были выбраны: председателем правления протоиерей П. О. Никитский, его товарищем протоиерей И. К. Гратинский и пять светских членов; в их числе одна женщина, выбывшая из состава правления в 1891 году; кроме этих избранных, в составь правления вошли все священнослужители и церковный староста Владимирской церкви М. Г. Распопин. В 1892 году из состава правления вышел старейший член общества, протоиерей А. Н. Соколов, и общее собрание проводило его выход сожалением и благодарностью за благотворное и усердное участие в обществе. После вторых выборов по новому уставу, 8 марта 1893 года, состав правления изменился: председатель С. Г. Раменский, товарищ прежний, старые члены все остались и к ним избраны двое новых. В 1895 году, на место умершего о. Гратинского, товарищем председателя избран протоиерей Н. М. Вирославский.

С новым уставом общество не изменило ни своего характера, ни своей деятельности.

По-прежнему, на первом плане стояла выдача денежных пособий бедным. Размер пособий был несколько увеличен и простирался от 1 до 8 рублей. Пользовались постоянными пособиями свыше 60 бедных, преимущественно женщин, больных и престарелых; мужчин, пользовавшихся пособиями, всегда было немного, в 1895 году только двое.

Постоянных пособий выдано было в 1889 году – 1,894 рубля, в 1895 году – 1,314 рублей; единовременных в 1889 году – 227 рублей, в 1895 году 215 рублей. Пособия по-прежнему выдаваемы были в церкви диаконом, а потом священником И. Т. Никольскими Единовременные пособия приурочивались преимущественно к дням Пасхи и Рождества и определялись советом по представлению участковых попечителей, а иногда были выдаваемы, в экстренных случаях, и самими участковыми попечителями.

В богадельне помещалось 37 старух, Обед и ужин они имели от общества, но готовили пищу сами, при помощи, впрочем, наемной кухарки. От благотворителей они получали чай, сахар, кофе, булки, если не на каждый день, то и не очень редко, а равно обувь и одежду. В 1895 году в богадельне было уже 92 стипендий: две Н. Г. и О. Ф. Целибеевых, две С. Н. Собакиной, одна в память 17 октября 1888 года, одна в память протоиерея И. Н. Гратинского, по одной А. Д. Решеткина, Е. И. Рубцовой, Е. Г. Карачаровой, Н. В. Воронец, А. Н. Васильевой и В. А. Твердышева. В 1892 году размер суммы, потребной на стипендию, определен был в 2,000 рублей, ежегодный взнос в 60 рублей. Богадельней до 1892 года заведовал протоиерей А. Н. Соколов, а с этого года стал заведовать протоиерей Д. А. Приселков. Смотрительница оставалась прежняя. Здание богадельни помещается на углу Кузнечного и Ямской.

Рядом со старухами и на одинаковых с ними основаниях проживали бедные вдовы с детьми, от 4 до 6, не считая детей. Число их, как видим, несколько уменьшилось по сравнению с прежним.

В убежище обучалось 60 и более мальчиков и девочек, сирот и детей бедных родителей. Курс учения оставался тот же. Класс разделялся, соответственно успехам и познаниям учащихся, на два отделения. Преподавал закон Божий и заведовал убежищем по-прежнему протоиерей И. М. Вирославский, а с 1892 года его заменил священник А. А. Владимирский. По-прежнему состояли учительница-смотрительница и ее помощница.

Согласпо новому уставу, к лицам, заведовавшим богадельней и убежищем. избраны были дополнительные члены, по одному к каждому.

Членов действительных всегда было около ста, почти ровное число, соревнователей от тридцати до четырех, со взносом свыше тысячи двухсот рублей. Сбор на блюдо ежегодно доходил до 9,600 рублей. Единовременные пожертвования доходили до 2,700 рублей, в 1895 году, опускались до 925 рублей, в 1894 году. В 1890 году В. А. Твердышев завещал 9,500 рублей.

В своих отчетах с 1889 года общество стало открыто заявлять, что оно далеко еще не удовлетворяет действительной потребности прихода. У общества имелся длинный список проверенной и удостоверенной, но неудовлетворенной бедноты, по недостатку средств. Приходилось делать пред лицом крайней нужды позаимствования из остатков от прежних годов. Но такой порядок вещей грозил опасностью существованию общества. Правление обращалось в отчетах с просьбой к прихожанам, во имя заповеданной Господом Спасителем любви к ближним, оказать милостивое внимание и принять деятельное участие в святом деле помощи бедным. «Приходские бедные, – говорил отчет, – по храму Царицы небесной, под благодатным покровом Которой все мы обитаем, составляют одну с нами духовную семью и суть меньшие о Господе братья наши; молитва их за своих благодетелей особенно благоприятна пред Отцом небесным, ибо всякую, оказанную им от нас милость, Он благоволит относить к Себе Самому». С особенной просьбой правление общества обращалось к прихожанам-домовладельцам о содействии к собранию пожертвовании по подписным листам, которые правление, по примеру других обществ, снова разослало всем домовладельцам, с просьбой, чтобы домовладельцы эти листы предложили всем своим жильцам.

23 июня 1890 года исполнилось двадцатипятилетние существования общества. По подсчету отчета, за 25 лет общество употребило на вспоможение бедным 947,257 рублей 50 копеек и имело у себя в запасе 24,204 рубля 97 копеек.

Из отчета за 1895 год можно видеть, что главнейшую статью годичного расхода общества, простирающаяся до 8,400 рублей, составляли издержки по содержанию богадельни и убежища. На стол употреблено около 9,900 рублей, мелочные расходы 375 рублей, жалованье служащим 9,940 рублей, ремонт и очистка дома 9,825 рублей, дрова 9,280 рублей, вода 920 рублей, процентный сбор и государственный налог 299 рублей, страховка 24 рубля. Затем постоянные ежемесячные пособия 9,394 рублей и единовременные 295 рублей. К 1896 году оставалось: процентными бумагами 26,925 рублей и наличными около тысячи рублей.


Источник: Приходская благотворительность в Петербурге: Ист. очерки С.Г. Рункевича. – Санкт-Петербург: тип. Гл. упр. уделов, 1900. – VIII, 313, [6] с.

Комментарии для сайта Cackle