Источник

XIX. Общество вспоможения приходским бедным при Спасосенновской церкви

Учреждение общества и первые два года деятельности: выдача пособий, бесплатные квартиры. Богадельня. – Дневной приют для детей. – Пожертвование А. Д. Воденякова. – Восстановление бесплатных квартир – Учреждение постоянного детского приюта. – Расширение богадельни и приюта .Выдача денежных пособий. – Источники денежных средств общества. – Благотворители и деятели общества.

Почин учреждения приходских благотворительных обществу как видели терпеливые читатели настоящих очерков, шел с окраин Петербурга. Уже 12 лет учреждались в Петербурге приходские благотворительные общества, а в центре столицы, преисполненном оживления и, по странной случайности, служившем притоном и нищеты, в приходе Спаса-на-Сенной, приходское благотворение не было организовано. Тогда некоторые прихожане, не видя почина от священнослужителей, задумали сами организовать, помимо приходского причта, приходское благотворительное общество. Делались собрания, составлялись уставы, шли дебаты. Особенную деятельность проявила в этом отношении вдова генерал-адъютанта Александра Алексеевна Шварц (умершая в 1878 году). Под ее руководством и в ее квартире был выработан устав предположенного общества. Когда устав был готов, к участию в деле был приглашен и причт. Тогдашний настоятель, протоиерей Г. И. Розов, глубокий старик, получив такое приглашение, оживился и стал убеждать г-жу Шварц, что приходское благотворительное общество не может быть прочно и устойчиво вне самой тесной связи с приходским храмом. Убеждения имели такой успеху что г-жа Шварц передала все свое дело в распоряжение причта и пожертвовала на будущее общество от себя и от двух своих дочерей – Е. В. Джулиани и А. В. Адамовой – 1000 рублей. Принялись за составление устава по готовым уже образцам других приходских благотворительных обществ, оповестили прихожан, исходатайствовали утверждение устава, и 16 декабря 1873 года Спасосенновское благотворительное общество было открыто. Устав был утвержден еще 29 марта 1873 года. В составлении устава более всего потрудился священник, ныне протоиерей К. Т. Никольский; он же говорил при открытии общества и слово. Первое собрание состоялось 13 января 1874 года.

Первые два года деятельность общества выражалась исключительно в выдаче единовременных и ежемесячных пособий. Этот способ благотворения общество не признавало достаточным и лелеяло мысль об открытии «какого-либо благотворительного приходского учреждения», богадельни или приюта. Но от осуществления этой мысли общество удерживалось тем,. что в первые два года еще не успели положительно определиться постоянные средства общества: «Благоразумие требовало заботиться не о поспешности, а о прочности и пользе дела». И то нужно сказать, что Спасосенновский приход, заключающей в своем районе самые знаменитые в Петербурге притоны нищеты (с Вяземскою лаврой), в сущности, и наиболее нуждался в такой именно форме благотворительности. Любопытно замечание отчета за второй год: «Совет не может не высказать своего глубокого сожаления о том, что все меры к удалению нищих с церковной паперти оказывались безуспешными. Это большею частью нищие, временно проживающие в Сенновских вертепах; о некоторых из них наводимы были справки на местах их жительства, и пособия от общества они достойными не оказались; устранить их из храма могли бы разве только общие усилия прихожан, чрез остановку подаяния им как праздношатающимся».

В третий год осуществилась мысль общества об учреждении богадельни. В доме Горсткина, на углу Сенной площади и Новой (ныне Горсткиной) улицы, была нанята квартира по 1,200 рублей в год без дров, приспособлена под богадельню, и совет дал позволение двадцати старушкам из получающих от общества постоянное пособие перейти в богадельню. Домовладелец Горсткин с наемной цены 200 рублей ежегодно возвращал обществу, как пожертвование. Помещение было освящено 21 ноября. Оно было открыто на 30 стариц, размещенных в двух больших залах. Комната полагалась для смотрительницы и комнатка на случай заболеваний. А. А. Шварц была избрана почетной попечительницей богадельни. Впоследствии особая должность смотрительницы была упразднена и смотрительницей избираема была одна из призреваемых в богадельне старушек.

Как только была открыта богадельня для старух, у общества стала настойчиво проситься к осуществлению мысль и об открытии приюта для детей. Но осуществило эту мысль общество только в седьмой год, когда обзавелось свободным капиталом в 20,000 рублей и когда ежегодный доход уже более или менее определился. Общество получало, между прочим, в среднем, по 2,000 рублей в год членских взносов и свыше 2,000 кружечного сбора, причем оба источника эти с каждым годом прогрессировали. Приют был торжественно открыт, после богослужения, 19 февраля 1880 года и посвящен двадцатипятилетию царствования почившего Царя-Освободителя. Предварительно испрошено было на это чрез министра внутренних дел высочайшее соизволение, принесшее и высочайшую благодарность обществу. Купец А. Д. Водеников пожертвовал на приют 1,000 рублей и приобрел на свой счет всю классную обстановку для приюта, за что и был избран тотчас же попечителем школы-приюта. Цель открытия детского приюта обществом не выходила из пределов прямой благотворительности и состояла первее всего в том, чтобы крайне бедным родителям и воспитателям, каких в приходе замечено было немало, оказать помощь в деле поднятия воспитания и обучения детей и сирот, чтобы эти малые дети не отвлекали матерей и отцов или опекунов от их дневных занятий, не отягощали их много и в то же время были под верным и добрым присмотром, не на улице, а под кровлей, не голодные, а сытые, и хоть понемногу чему-нибудь учились. Приют не отрывал детей от семьи: дети в приюте проводили почти только то время, когда у них в доме все равно никого не было, летом до восьми, зимой до шести вечера, с девяти утра. Детей в приют принято было 30, помещение дозволяло принять и 40, но во второй год детей было принято уже 46. Приют помещался в доме Горсткина, где и богадельня, этажем выше. Обучение в приюте было установлено не сразу, и предметы вводились постепенно, а приют на первых порах был более похож на приют-ясли, нежели на приют-школу. С годами это наладилось.

В десятый год общество начинает высказывать настойчивое желание о приобретении собственного дома и об учреждении постоянного детского приюта. Четыре девочки, совершенно бесприютных, и без того уже имели постоянный приют у общества, ужинали со старушками-богаделенками и оставались ночевать в приюте с учительницами. В это время и бывший домовладелец Горсткин продал свои дома французскому обществу, и хотя это общество сдало квартиры под богадельню и приют на прежних льготных условиях, но теперь эти квартиры не признавались уже удобными для богадельни и в особенности для приюта. Тогда председатель совета общества Александр Дмитриевич Водеников предложил поместить богадельню и приют в его доме, приспособил для этого квартиры (с затратою до 10,000 рублей) и заключил с обществом беспримерный по своей выгодности для общества контракт: общество обязывалось уплачивать за квартиры ежемесячно по 100 рублей, но деньги эти вносить не домовладельцу, а причислять к своему неприкосновенному капиталу. Так как новое помещение было более просторно, чем старое, то было тотчас же прибавлено в богадельне 5 вакансий.

В 1886 году А. Д. Водеников пожертвовал свой дом в полную собственность общества. Под домом состояло 556 квадр. сажен земли, при доме – дворовые службы. Это пожертвование дало возможность обществу тотчас же расширить по мере сил свою благотворительную деятельность. Увеличено было число призреваемых в богадельне стариц (до 52-х), число приходящих в приют детей (до 57), восстановлен оставленный было вид благотворения – даровые квартиры (на первый случай для одного только семейства) и учрежден в приюте интернат на 14 человек, фактически существовавший для четверых детей, еще с предшествовавшего года.

В 1889 году председатель совета общества А, Д. Водеников, в одном из весенних собраний, высказал перед советом, что, по его мнению, не достигают своей цели пособия в два-три рубля, что следует оказывать бедным более существенную помощь, принимая их в благотворительные учреждения общества на полное содержание. И когда это говорил человек, сам пожертвовавший под богадельню и приют обширный дом, то с ним нельзя было не согласиться. А. Д. Водеников предлагал расширить богадельню и приют, и для этого надстроить в доме третий этаж и сделать боковую пристройку во все три этажа. Работы были начаты летом того же года и деньги для уплаты по счетам все время передавал казначею «неизвестный благотворитель», о котором было замечено в отчете того года, что счеты с ним будут сведены обществом в следующем году. В следующем году все работы были окончены, деньги за них уплачены тем же «неизвестным благотворителем» и в отчете замечено, что никакого отчета по постройке обществу не будет дано: все дорогое сооружение общество получало в подарок. Верхний этаж предназначался для приюта; здесь была устроена одна большая комната, зал школьный, которая бы могла служить и для собраний общества. В первом этаже и во втором богадельня, с баней и с комнатами, предназначенными к отдаче внаймы. В подвальном этаже кладовые для хранения убогого имущества, приносимого с собою богаделенками, покойницкая, прачечная и служительские помещения. При доме разведен сад и устроена беседка. Все работы обошлись в 67,000 рублей. При начале работ собрано было 5,400 рублей от разных благотворителей (пожертвовали: А. Н. Сироткин 1 400 рублей, П. Е. Воеводский 1,000, Г. Ф. Шустров, И. К. Савинков, Ф. В. Торчилов и С. К. Николаев но 500, Ф. М. Почкин, В. А. Лапшин и М. П. Петров по 200, М. П. Мачихина 150, В. И. Кочергин и В. А. Ивановский по 100); всю остальную сумму, 62,000 рублей, внес А. Д. Водеников. Об этом его пожертвовании, как и о прежнем пожертвовании дома, доведено было до высочайшего сведения, и жертвователь получил оба раза высочайшую благодарность. А. Д. Водеников и был тот «неизвестный жертвователь», который безостановочно доставлял казначею деньги для уплаты за произведенные работы.

После этого и богадельня, и приют были расширены, сколько было можно. В богадельне теперь содержится 78 стариц, под наблюдением смотрительницы, получающей жалованья по 10 рублей в месяц; при богадельне имеется особое помещение для больных и покойницкая-часовня. В приюте детей 87, из них 76 девочек (в 1898 году); на полном содержании в приюте 27 девочек, остальные дети – приходят к 9-ти утра и остаются до 5–6 вечера, получая в приюте обед в час и вечерний чай с хлебом в три с половиной часа по полудни. Две учительницы, одна получает 25 рублей в месяц и полное содержание в приюте (исключая одежды), другая, приходящая, 35 рублей. Дети обучаются рукоделиям и пению; поют в церкви за ранними литургиями в воскресные и праздничные дни и за поздними по четвергам, когда читается акафист Пресвятой Богородице. За свое церковное пение дети получают по 15 рублей в месяц из церковных сумм. Эти деньги сберегаются и из них выдается детям вспомоществование при выходе из приюта. Обучение ведется по программе церковно-приходских школ. Хозяйство у приюта и богадельни общее.

После того как богадельня и приют были поставлены на твердую ногу, общество стало озабочиваться расширением других способов приходской благотворительности. На первом плане стоял, конечно, вопрос о выдаче пособий. Относительно денежных пособий, выдаваемых на руки, совет держался той мысли, что пособия должны быть назначаемы по возможности существенные, так чтобы могли обеспечить или квартиру, иди содержание, вообще оказать солидную поддержку. Ввиду этого общество вовсе не выдавало пособий рублевых и скупилось на пособия единовременные, а по возможности широкой рукой раздавало пособия ежемесячные, от двух до шести рублей, а в исключительных случаях и более. В седьмой год Общество совсем прекратило выдачу пособий к Рождеству, практикуемую всеми благотворительными обществами; в этот год истрачено было на единовременные пособия всего 176 рублей, при трате более полутора тысяч на пособия ежемесячные. В 1886 году этот взгляд, прогрессируя, привел к сокращению и ежемесячных пособий – в их числе, а не в размере. Именно, обнаружилось, что многие члены общества полагали, что ежемесячные пособия в два-три рубля не вполне достигают цели – устранение нищеты, поэтому следовало бы, по их мнению, сократить число вспомоществуемых, но увеличить размеры вспомоществования, особенно при единовременных выдачах, чтобы дать возможность бедной семье пережить несчастливо выпавший на долю по какому-либо печальному случаю тяжелый материальный кризис, оправиться и приняться за работу без обременения долгами. Ввиду такого убеждения многих своих членов общество и стремилось с этого времени несколько сокращать благотворение выдачей пособий на руки и, напротив, расширять богадельню и приют, дающие по возможности полное обеспечение неимущим.

Однако обстоятельства скоро заставили общество изменить свои мысли по этому предмету. В отчете за 1892 год мы уже читаем: «Настоит настоятельная нужда обратить внимание на нищенство в приходе, в последнее время безмерно усилившееся, исследовать причины его, разобрать нищих, что-либо устроить для действительно неимущих и ни к какому труду не способных. Никакое местное благотворительное общество не может и не должно ограничиваться устройством одних только благотворительных учреждений, вроде богадельни и приюта-школы, а должно непременно иметь в виду общее состояние приходской бедности и нужды и изыскивать средства для ее ослабления и уменьшения. Задача нелегкая, но тем не менее обязательная для общества, которое поставило себе задачей не показную, но истинную, христианскую благотворительность. Надеемся, что добрые христиане, приходские благотворители, откликнутся на наш призыв и как энергично потрудились для дела приходских благотворительных учреждений, теперь, по милости Божией, довольно обеспеченных, так потрудятся и для не менее важного предмета – уменьшения приходского нищенства: очень уж оно, это нищенство, бьет в глаза и по справедливости вызывает большие о себе заботы и самого правительства. Дело всех приходов, по мере сил и средств, пособить правительству в этих его заботах».

В 1898 году израсходовано на пособия 1,333 рубля, – сумма, близкая к средней цифре ежегодного расхода общества на этот предмет. Очевидно, этот способ благотворительности сложился твердо, сообразно требованию обстоятельств, и изменять его по тем или иным соображениям трудно.

Из установившихся денежных источников общества членский взнос, при количестве членов около ста, приносил ежегодно до 2,300 рублей, исключая 1896 года, когда приход по этой статье значительно менее 2,000; в 1898 году поступило 2,050 рублей. Кружечный сбор установился на сумме от 41/2 до 5 тысяч рублей. Сбор этот составился следующим образом за 1898 год: на блюдо в церкви 1,757 рублей; в кружку, обносимую детьми во время богослужений, 1,194; остальные из кружек: в столовой богадельни, у церкви, в церкви, у Казанской иконы Божией Матери, по Садовой дом № 34 (880 рублей.), у двух икон на Сенной в павильоне А, у иконы в доме Горсткина, у икон в Апраксином и Курятном рынках и других местах. Процентов с капитала поступило в 1898 году 5,991 рубль. Свыше двух тысяч приносит арендная статья по отдаче в наем помещений в доме общества. Сбор по подписным листам, в 1896 году вовсе оставленный, приносил до 600 рублей. Он был заведен в обществе с 1890 года и принес в этот год и в следующий до 1,000 рублей. Наконец твердо установилась ценность пожертвований съестными припасами и разными предметами хозяйства: до двух тысяч рублей. Из необычных источников денежных средств общества обращает на себя внимание ежегодная домашняя лотерея во время елки в приюте и доход в прежние годы от продажи откормленных при богадельне боровов.

Во главе благотворителей Спасосенновского общества стоит коммерции советник А. Д. Водеников. Кроме пожертвования дома с землей, оцененных в дарственной записи в 109,000 рублей, и надстройки этого дома в 62,000 рублей, он внес в общество в 1888 году, в память события 17 октября, еще 5,000 рублей на выдачу процентов с этого капитала в приданое окончившим приют общества девицам, ежегодно делал членский взнос по 100 рублей, в обилии доставлял для богадельни и приюта разные потребные вещи и, наконец, в 1894 году пожертвовал 40,000 рублей в неприкосновенный капитал общества, с тем, чтобы проценты с этой суммы были употребляемы «на ремонт и хозяйственные надобности по содержанию дома».

П. Ф. Ильин с учреждения общества вносил в его пользу ежегодно по 120 рублей до самой своей кончины в 1882 году, после чего этот взнос продолжала его сестра, И. Ф. Ильина, а после ее смерти в 1893 году другая сестра, С. Ф. Ильина, пока и эта не умерла в 1895 году. Свой взнос Ильины делали неизменно в день, когда их дом посещало духовенство с богоявленской водой. Ежегодный взнос по 100 рублей делали: с 1878 года церковный староста П. Е. Воеводский, К. Н. Николаев и владельцы так называемых Горсткиных домов, сначала сам С. П. Горсткин, потом французское общество недвижимостей и рынков и, наконец, В. И. Епифанов и И. Д. Шустров. П. Е. Воеводский, кроме того, внес 2,000 рублей в неприкосновенный капитал общества. А К. Н. Николаев, сверх денежной жертвы, обильно снабжал богадельню и приют съестными припасами, и был так добродушен, что, бывало, если в богадельне или приюте была какая нужда по этой части, то прямо обращались к покойному (умер в 1895 году) и получали, в чем нуждались. С 1882 года до своей кончины в 1896 году делал взнос по 100 рублей А. Ф. Иваньков. В продолжение нескольких лет жертвовали по 100 рублей: П. Ф. Петров (скончался в 1884 году), С. К. Николаев, Ф. В. Торчилов, Ю. М. Николаева, С. И. Микеров, Л. Н. Николаев, С. И. Дорохов, А. Н. Сироткин и княгиня Н. А. Барятинская. Единовременные пожертвования: в 1891 году внесла обществу 1,000 рублей старуха Костина, принятая в богадельню, в 1895 году поступило 1,000 рублей по завещанию г-жи фон Эссен, в 1891 году 980 рублей по завещанию М. Ивановой; в 1887 году 437 руб. по завещанию Т. П. Теняевой. Пожертвовали: по 500 рублей А. А. Сергеев, Е, Ф. Платонова, неизвестная; 400 рублей М. И. Щербакова; по 300: граф А. Д. Шереметев, Г. Ф. Шустров и тоже неизвестная; по 200: А. Е. Куканова, М. Т. Трифонова, Н. Лопатова; по 100: А. И. Тулинов, П. Л. Леонтьев, Пеликан, Н. С. Ушин, Е. И. Петрова, Е. Д. Микерова, Ф. П. Шубин, П. Н. Зиновьев, Ф. С. Савостьянов, М. 3. Козакова, Е. Д. Макарова, М. Е. Петров, И. К. Савенков, Е. Е. Волкова, Богомолова, В. А. Корнилов и неизвестная. В 1889 году неизвестный пожертвовал 1,000 рублей с тем, чтобы проценты с нее ежегодно раздавались бедным к празднику Пасхи.

Ф. С. Савостьянов с 1877 г. и до своей кончины в 1892 г. доставлял бесплатно для богадельни и приюта мясо в течение пасхальных мясоедов, ежегодно на сумму до 200 рублей. То же в продолжение меньших сроков брали на себя мясоторговцы Ф. М. Почкин, Г. Ф. Шустров, И. Н. Глазунов, Я. К. Карпов. П. Е. Воеводский обувал богаделенок с учреждения богадельни, а отчасти и приют. М. П. Мачихина доставляла из года в год в приют все нужное для рукоделия; она редкий день не посещала приюта и всегда одаряла детей всевозможными гостинцами; за это в 1889 году она была избрана попечительницей приюта. М. А. Макаров, И. И. Ульянов и Ф. А. Бобров предоставляли призреваемым в обществе свои бани; теперь у общества своя баня. Печник К. Е. Захаров даром чинил печи. Аптека Брезинского давала даром лекарства. Врачи: Е. Е. Эллерт и А. Н. Душенькин даром пользовали больных в богадельне и приюте. Безмездно занимались в приюте, для практики, девицы: Л. А. Величкина, Н. В. Кузнецова, Михельсон, В. П. Шелонина. Год или два священник Н. А. Травинский и псаломщик Н. В. Васильев преподавали безмездно закон Божий в приюте. Пристав В. М. Орлов в 1876 и 1877 годах оказывал обществу самое широкое и деятельное участие по обследованию положения просящих помощи и по оказанию помощи бедным прихода.

Первым председателем совета общества был настоятель, прот. Г. И. Розов; после его скорой кончины – заместивший его прот. И. Я. Благовещенский. А с 1882 года по избранию неизменно состоит А. Д. Водеников. Священник Спасосенновской церкви, впоследствии протоиерей, а с 1898 года настоятель Вознесенской церкви, магистр богословия И. Я. Образцов, с самого основания общества был делопроизводителем совета. Чем он был для общества, видно из следующего заявления, обращенного к нему членами совета и напечатанного в отчете за 1886 год: «Все наше участие в деле нашей приходской благотворительности не может сравняться с той деятельностью, с тем умом, который влияет на все наши действия и руководит нас среди разнообразных, представляющихся нашему вниманию, предметов для обсуждения. Мы должны согласиться, что душа наших помыслов и действий – вы, наш дорогой, многоуважаемый секретарь. Воздаем вам должное, просим принять от нас нашу живейшую сердечную вам благодарность».

За 25 лет своего существования общества имело на приходе 311,031 рубль; из этой суммы: членских взносов свыше 57,000 рублей, кружечного сбора до 100,000, процентов на капитал свыше 60.500, по подписным листам свыше 6.500 и дохода с недвижимости свыше 16.000 рублей. Израсходовано: на ежемесячные пособия свыше 33.000 рублей, на единовременные – немногим более 5,500, по богадельне и приюту до 150,000 рублей. У общества остается наличного капитала 120,305 рублей. Стоимость недвижимого имущества определяется в 200, 000 рублей.

В 1899 году издан очерк двадцатипятилетия общества с несколькими фототипиями, планом прихода и подробными статистическими сведениями о суммах общества.

В 1890 году обществу уступлено 70 квадр. сажен земли в ограде Спасосенновской церкви для устройства сада перед домом общества, а общество приняло на себя обязанность содержать при своей богадельне 10 кроватей для бедных духовного звания женского пола.


Источник: Приходская благотворительность в Петербурге: Ист. очерки С.Г. Рункевича. – Санкт-Петербург: тип. Гл. упр. уделов, 1900. – VIII, 313, [6] с.

Комментарии для сайта Cackle