Источник

XX. Общество вспоможения бедным сампсоновского прихода

Учреждение общества. – Выяснение разных видов нищеты. – Основы деятельности общества. Бесплатные квартиры. – Богадельня. – Десятилетие деятельности. – Детское убежище. – Новый устав. – Последний отчет. – Главнейшие благотворители.

«Печальный опыт жизни ежедневно убеждает каждого, что борьба с просящей подаяния нищетой дело тяжелое, а неумолимые статистические данные бесстрастно указывают на бессилие и даже вред личной, уличной благотворительности. Человеку впечатлительному, с живым сердцем, трудно, конечно, воздержаться от непосредственного благотворения, если его осаждает не статистическая единица уличной нищеты, а живой рабочий с лицом испитым и болезненным, просящий на ночлег и кусок хлеба, или женщина с ребенком, простоявшая в своих лохмотьях целый осенний день под дождем, слякотью или снегом. Увериться, что все эти просящие подаяния не тунеядцы, он не может; заставить самого себя не чувствовать сострадания к бедности, может быть, даже поддельной, он не в силах, а убедиться в том, что пред ним не исключение из статистических выводов и итогов, у него нет досуга. Но если отличить действительно бедного от нищего-промышленника, определить степень бедности и количество необходимого пособия, одному лицу не под силу, то обществу, состоящему из многих лиц, имеющих к благотворительным подвигам внутреннее, высокое влечение, разобраться в этих вопросах возможно. Задача обеспечить дело призрения бедности и поставить его, по возможности, правильно, в особенности облегчается, если взявшимися за это дело составлен союз и если благотворительную свою деятельность они ограничили небольшим участком города или приходом, так как на большом пространстве изучение бедности было бы весьма затруднительно. К приходской церкви благотворительные общества приурочиваются потому, что для деятельности обществ нужна определенная территория, что в приходской церкви они находят себе прочную точку опоры, что милосердие и благотворительность, принадлежа к основам христианского учения, должны идти рука об руку с набожностью и, наконец, что столь желательное в интересах самой религии и мало развитое в обширных приходах общение между пастырями Церкви и их мало сомкнутой паствой может быть всего легче достигнуто на почве тех дел, без которых вера мертва есть».

Такие мысли, выписанные из обзора десятилетия Сампсоновского общества, предносились при учреждении общества. Первый заговорил об учреждении благотворительного общества в Сампсоновском приходе действительный статский советник М. Г. Петров, пожертвовавший на это дело 2.000 рублей.

Потребность в благотворительном обществе чувствовалась для Сампсоновского прихода, расположенного на окраине столицы, сильнее, чем для других столичных приходов: не говоря уже о том, что Выборгская сторона в среде своего населения имела много бедняков, нуждающихся в помощи самое имя покровителя прихода, преподобного Сампсона Странноприимца, земная жизнь коего посвящена была делам благотворения, не могло не располагать к подражанию делам святого подвижника.

Настоятель сампсоновской церкви, священник А. И. Ярославский встретил предложение Петрова с распростертыми объятиями. 24 декабря 1373 года был утвержден устав общества, а 13 октября 1874 года состоялось открытие общества, избрание членов совета и первое заседание.

В первый год общество собрало до 7.428 рублей. Деятельность ограничивалась выдачей ежемесячных и единовременных пособий. «При разборе «прав» на пособие выяснилось, что в сущности просящая нищета имеет три главных вида. Первый – старики, за дряхлостью не могущие работать, и калеки; это нищета непоправимая, до смерти, ежедневно нуждающаяся в попечении благотворителей. Второй вид – люди временно несчастные, обедневшие вследствие болезни, пожара, прекращения спроса на работу и т. п., – эти нуждаются во временной помощи. Наконец, третий вид – лица, для которых нищенство прибыльный промысел, а нищета – предлог для тунеядства и ничегонеделанья».

Первый разряд нищих, составляя определенный процент населения прихода, ни быстрому возвышению, ни значительному численному понижению не подвергается; организация постоянной помощи для таких возможна, стоит только иметь соответственный неприкосновенный капитал, приносящий процентами сумму, необходимую на покрытие расходов по обеспечению нуждающихся этого рода. Во втором разряде возможны самые широкие колебания: капитал неприкосновенный здесь не удовлетворяет цели в полной мере. Совет высказал даже такую однажды мысль, что «от определения программы своих действий в отношении к этой категории нуждающихся благотворительное общество вынуждено бывает отказаться; сюда .должна быть направлена личная благотворительность, личное милосердие членов общества и если такая благотворительность все же не может не подчиняться некоторым правилам, то лучшее из них: оказывать помощь прямо необходимым, но не деньгами».

«Сообразно с таким взглядом на дело совет общества и заботился преимущественно о воспитании бедных детей и о призрении престарелых, отдавая первых в разные учебные заведения, преимущественно в училища, подведомственные комитету о нищих (в коих советом открыты стипендии), и помещая вторых в богадельни». Но «не упускалось из вида» и оказание временной помощи нуждающимся в ней. Эта помощь оказываема была выдачей денег, платья, дров, пищи, лечением даровым. Но, оказывая такую помощь, совет пришел к мысли, что в этом случае лучшим способом благотворения было бы устройство даровых квартир для бедных.

Бесплатные квартиры были открыты в доме Носиловой по большому Сампсоновскому проспекту № 15, но, по неудобству помещения, 11 сентября 1877 года были выведены в новоотстроенный дом Талыпина по тому же проспекту № 45. Как только квартиры были заселены, потекли пожертвования в пользу их насельников и деньгами, и различными припасами и продуктами, которые и раздавались по принадлежности, так что призрение в даровых квартирах сильно походило на содержание в богадельне.

Обзаведшись такого рода богадельней, общество задумало учредить и форменную богадельню. Еще в 1875 году для устройства богадельни предлагал обществу М. И. Иванов участок земли в 300 квадр. сажен, но потом земля оказалась спорной и взамен обещанной земли общество приняло от М. И. Иванова пожертвование денежное – в 1.000 рублей, Однако расставшись с мечтой о владении недвижимостью, обещанной Ивановым, общество не оставило мысли о построении собственного дома для богадельни на собственной земле. В 1878 году была исходатайствована уступка обществу участка церковной земли, в 300 сажен, а в январе 1879 года общество решило построить на этом участке дом: низ каменный, а верх деревянный, в нижнем помещении устроить 4 лавки, а в верхнем водворить богадельню. У общества в то время было только 11.000 всего капитала. Смета требовала до 17.000 рублей. К постройке приступали в июне 1879 года и успех превзошел ожидания: 27 июня 1880 года, в день памяти преподобного Сампсона Странноприимца, помещение богадельни было освящено покойным митрополитом Исидором и туда тотчас же переведены были бедные женщины из бесплатных квартир в доме Талыпина. Успех был еще и другого рода: вместо предположенного по смете двухэтажного полукаменного дома, у общества вырос трехэтажный каменный дом в 12х8 сажен, выстроенный по плану архитектора А. В. Малова и обошедшийся, с обстановкой для богадельни, до 50.000 рублей.

Главнейшими жертвователями на постройку дома явились супруги И. Ф. и А. И. Громовы. Кроме денежного пожертвования в 1.500 рублей, они предоставили обществу строительных материалов и работ на 20.000 рублей и пожертвовали мебели и домашней утвари на 5.000 рублей. 2.000 рублей пожертвовало правление Сампсоновской бумогопрядильной и ткацкой мануфактуры, М. В. Рянгин произвел железных работ па 1.172 рубля, 1,000 рублей пожертвовал К. Л. Миллер; 700 – Л. Е. Кениг; по 500: Б. Э. Нобель, и Гинцбург, и Г. А. Данилов – малярными работами; по 300: братья Елисеевы, братья Шугарт и А. В. Гук, – и А. И. Иванов – стеклом; по 200: В. Грибанов, П. и Л. Елисеевы, Н. Ф. Кулагин, Товарищество Новосампсоновской мануфактуры, П. Д. Яковлев, В. В. Громме и В. А. Ратьков-Рожнов – деревом; по 100: П. А. Веляев, А. Д. Водеников, К. Ф. Грааб, Е. С. Егоров, М. Е. Комаров, П. Р. Куриков, Г. А. Леснер, В. Г. Петров, Н. Русанов, И. Смирнов. Д. Я. Трофимов и В. С. Козлов – земляными работами. Архитектор Малов не взял вознаграждения за составление плана и наблюдение за постройкой, и был избран в почетные члены общества.

Средний этаж в доме отведен был под богадельню, а нижний и верхний отдавались в наем и приносили арендной платы 2.000 рублей в год. За землю общество обязывалось уплачивать причту ежегодно по 100 рублей. Богаделенок было принято в первый год 14, затем это число, возрастая, дошло в третий год до 21.

Подводя итоги своей деятельности за первые десять лет, общество видело следующее: 11.000 рублей употреблены на призрение старух, свыше 3.000 на воспитание 13 детей в прогимназиях (из интеллигентных семей), гимназиях и ремесленно м училище; до 300 рублей на даровые обеды бедным; до 500 рублей на лекарства, столько же на дрова и до 8.000 рублей розданы бедным на руки. Приход общества за это время превосходил 98.000 рублей и теперь у общества имелся каменный дом, оцениваемый в 50.000 рублей, и 48.000 капитала. Членские взносы принесли 12.000, кружечный сбор до 5.800, пожертвований в неприкосновенный капитал поступило 31.500 рублей, сбору по листам до 5.000.

Отпраздновав десятилетие, общество занялось мыслью о расширении своей деятельности. К тому же стали в приходе раздаваться сетования некоторых лиц, что общество исключительно занимается старухами. Общество в отчете протестовало против такого извета, напоминая, что оно оказывает пособие нуждающимся и воспитывает детей, хотя и не имеет своего детского приюта. «Но если бы деятельность общества и в самом деле ограничивалась призрением престарелых, – пишется в отчете за 12-й год, – то и в таком случае она должна была бы считаться почтенной. Старость в бедности, конечно, беспомощна и пожертвования на облегчение нужд престарелых бедняков – дело великое и святое. Домашние горести, людское жестокосердие, оскорбления и лишения всякого рода беспрестанно огорчают и без того нелегкую жизнь старухи простолюдинки. Сколько этих несчастных страдалиц томится без всякой помощи на убогих ложах, погибая телом, душой и сердцем и призывая смерть, как единственную избавительницу от всех их страданий. Облегчение их участи есть высокая христианская добродетель, приветливо протягивающая руку помощи дряхлой старости, отталкиваемой всеми, подающая надежду и утешение бедняку, которому сама природа отказала в средствах продолжать его многотрудное существование. Она берет на себя бремя, от которого отказывается семья, и дает приют человеку, которому нечего ждать, кроме могилы».

В октябре 1886 года, под сильным влиянием нового священника Сампсоновской церкви А. И. Маляревского, обществом было решено открыть в одной из квартир третьего этажа в доме общества убежище для 10 детей. Тотчас же поступили пожертвования: от А. И. Якимова и Н. И. Алышевского по 100 рублей; другие лица обещали меньшие суммы и необходимые принадлежности обстановки и хозяйства. Следующий отчетный год уже упоминал о детском убежище, как существующем учреждении общества. Из списка призреваемых детей видно, что первая девочка была принята в ноябре 1887 года, затем еще 3 приняты в декабре, а к марту число призреваемых детей возросло до шести. В 1891 году было уже 9 девочек в приюте. Все время попечительницей приюта состояла А. И. Евреинова (по первому мужу Громова).

В 1880 году был пересмотрен прежний устав общества и утвержден в исправленном виде 12 поля 1880 года. Потребность пересмотра устава вызывалась некоторыми параграфами прежнего устава, казавшимися для общества стеснительными; так, по прежнему уставу, право на помощь от общества имели только лица, живущие в приходе не менее полугода, для действительности собраний общества требовалось присутствие не менее 2/3 членов общества; члены разделялись прежде на два разряда, а по новому уставу на три: почетные, вносившие ежегодно 25 рублей или единовременно 300; действительные – со взносом не менее 10 р., сотрудники – со взносом менее 10 рублей.

По отчету за 1898–1899 год в богадельне содержались 34 старицы, в приюте призревалось 17 девочек, воспитывалось двое детей в ремесленных училищах комитета о нищих, на средства общества, и одна девица в Бежецком монастыре. К 1 октября 1899 года наличный капитал общества возрос до 75,121 рубля. Дом общества, ценностью в 50,000 рублей, расположен по Сампсоновскому проспекту № 37.

Главнейшими благотворителями общества, кроме Михаила Егоровича Петрова (умершего в 1898 году), были: И. Ф. Громов, пожертвовавший 2,000 и завещавший 3,000 рублей (кроме уже упомянутых пожертвований), М. А. Исаков 4,000; М. Б. Клинкерфус и Л. Э. Нобель пожертвовали по 3,000 руб., А. И. Евреинова (по первому мужу Громова) 2,000, И. М, Турыгин и К. И. Менде по 1,400, Е. Я. Петрова 1,300, X Е. Кениг до 2,000; Е. Жадовская, П. М. Игумнов, Ф. А. Исакова, А. Ф. Миняева, И. М. Турыгин, М.И. Столярова, наследники Ф. Е. Скурова и неизвестное лицо по 1,000 р.; Г. М. Петров 700 р.; правление Старосампсоновской мануфактуры в последние годы вносит по 300 рублей в год на содержание трех стипендий; А. Н. Филиппова пожертвовала по завещанию 500, М. В. Захарьинскй, по завещанию, душеприказчики И. А. Погребова, Б. Л. Миллер по 400, В. А. Ратьков-Рожнов, И. П. Романов, Д. Н. Лебедев, П. Д. Яковлев, М. Е. Комаров по 300; С. И. Григорьев и О. Ф. Чешер по 200; митрополит Исидор, П. А. Долгин, П. Г. Малоземов, С. Боронин, А. И. Якимов, И. В. Шустин, И. И Джонсон, И. И. Брюханов, Н. И. и А. М. Алышевские, П. А. Семенов, А. Д. Водеников, А. В. Алферовский, Абрамов, Зубов, Лебедев, Петров и неизвестное лицо по 100 рублей. М. Е. Петров, учредитель общества, кроме пожертвования на учреждения общества, внес 3,000 рублей на содержание стипендий, 1.000 в неприкосновенный капитал, 2,000 в комитет призрения нищих на содержание двух стипендий общества, Н. Е. Аханов раздал в первый год до 2,000 обеденных билетов приходским бедным, потом стал жертвовать около 150 рублей в год на приварок богаделенкам, соорудил для них пальто. М. И. Иванов доставлял хлеб в богадельню, а С. Г. Викудин мясо, на сумму до 100 рублей в год; И. И. Крюков жертвовал обувь; врачи Н. И. Подобедов и А. А. Ярославский безмездно оказывали медицинскую помощь, аптекарь Б. М. Шаскольский даром отпускал лекарства; В. Я. Боронин и Н. Д. Егоров предоставляли свои бани богаделенкам.


Источник: Приходская благотворительность в Петербурге: Ист. очерки С.Г. Рункевича. – Санкт-Петербург: тип. Гл. упр. уделов, 1900. – VIII, 313, [6] с.

Комментарии для сайта Cackle